Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальностей «Менеджмент организации» и«Антикризисное управление»
.RU

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальностей «Менеджмент организации» и«Антикризисное управление»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальностей

«Менеджмент организации» и «Антикризисное управление»


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ВЫБОР ТЕМЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ


2. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАПИСАНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

2.1. Подбор литературы и работа с ней

2.2. Сбор и обработка фактического материала

2.3. Рекомендации по разработке плана выпускной квалификационной работы и ее написанию

2.4. Оформление выпускной квалификационной работы


^ 3.ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ


4. НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ НЕДОСТАТКИ


5. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

^ 6. ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ


7. ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ «ВВЕДЕНИЯ» ПО НЕКОТОРЫМ ТЕМАМ


8. ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ «ЗАКЛЮЧЕНИЯ» ПО НЕКОТОРЫМ ТЕМАМ


ВВЕДЕНИЕ

Написание и защита выпускной квалификационной работы (ВКР) является заключительным этапом обучения студентов в вузе. Она представляет собой самостоятельное исследование, в котором соединены теоретические знания и практические навыки студента в области менеджмента. По уровню ее выполнения и результатам защиты Государственная аттестационная комиссия делает заключение о возможности присвоения выпускнику специальности «Антикризисное управление» квалификации «экономист-менеджер», выпускнику специальности «Менеджмент организации» - квалификации «менеджер». Поэтому содержание ВКР должно отражать уровень теоретической и практической подготовки студента, его умение применять свои знания при решении конкретных практических задач, стоящих перед субъектами хозяйствования, проводить анализ их работы в области менеджмента, на основе которого выдвигать аргументированные, научно-обоснованные рекомендации и предложения по совершенствованию управленческой деятельности и повышению ее эффективности.

Выполнение дипломного проекта является не только комплексной проверкой уровня теоретической и практической подготовки студента, но и важной формой и методом развития навыков самостоятельной исследовательской работы студента на завершающем этапе обучения. Ведь чтобы работа содержала элементы исследования, а вытекающие из него выводы и рекомендации были аргументированными и научно обоснованными, студенту потребуется умение разбираться в соответствующих теоретических вопросах, проводить самостоятельный анализ собранного и обработанного фактического материала.

Данные методические рекомендации призваны оказать помощь студентам в организации их работы по написанию дипломного проекта. В рекомендациях приведены общие требования к ВКР, даются рекомендации и советы по подбору научной литературы, сбору, систематизации и обработке фактического материала, написанию дипломного проекта и подготовке его к защите. С целью повышения качества ВКР, их научного уровня в рекомендациях показаны недостатки, которые нередко встречаются в дипломных проектах, приведены примеры планов ВКР, а также написания «Введения» и «Заключения» по некоторым темам.


^ 1. ВЫБОР ТЕМЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ


Существенное значение в написании ВКР имеет выбор ее темы. От выбора темы в немалой степени зависит успех работы студента.

Выбор темы дипломного проекта студенты производят самостоятельно или при содействии преподавателей кафедры экономики. Причем, этот выбор, прежде всего, должен осуществляться с учетом интересов предприятия или организации, где студент будет проходить преддипломную практику и возможности доступа к информации, которая необходима для написания дипломной работы. Немаловажное значение при выборе темы имеют и научные интересы студента, определявшие в прошлом проблематику его курсовых и научных работ, углублено и последовательно разрабатываемую им на протяжении обучения в университете. Как правило, у тех студентов, которые темой своего дипломного проекта начали заниматься заранее, например, при написании курсовых и научных работ, ВКР отличаются высоким теоретическим уровнем и глубиной анализа фактического материала.

Выбор темы дипломного проекта осуществляется на основе примерной тематики ВКР, которая приводится в данных методических рекомендациях. Тематика охватывает практически весь спектр управленческой деятельности, как на микро, так и на макроуровне и носит рекомендательный характер. В необходимых случаях тема может корректироваться по согласованию с заведующим кафедрой и руководителем ВКР. Студент может выполнять дипломный проект и на тему, не включенную в примерную тематику. В этом случае он пишет заявление на имя заведующего кафедрой с обоснованием целесообразности написания ВКР на выбранную тему. После положительного решения данного вопроса студент приступает к работе над темой.

В случае, когда на какую-либо тему претендует несколько студентов, закрепление темы осуществляется заведующим кафедрой с учетом уровня подготовки и научных интересов студента, возможности доступа по месту прохождения преддипломной практики к информации, необходимой для выполнения дипломного проекта. Не допускается написание ВКР по одной теме студентами, проходящими преддипломную практику на одном и том же предприятии.

Закрепление за студентом темы ВКР осуществляется на основании его заявления по представлению кафедры и оформляется приказом МЭСИ при направлении студента на преддипломную практику. Каждому студенту назначается руководитель ВКР из числа профессоров, доцентов или старших преподавателей кафедры. Руководителями ВКР могут быть назначены преподаватели других вузов, научные сотрудники научно-исследовательских институтов, а также высококвалифицированные специалисты-практики.

Нередко, уже после закрепления за студентом темы ВКР, возникает необходимость уточнения или изменения темы, с учетом имеющегося на базе практики фактического материала, дополнительно поступившего «заказа» со стороны предприятия, являющегося базой практики и других причин. Изменить тему можно лишь в порядке исключения, но не позже чем за четыре недели до окончания практики. Для этого студент пишет заявление на имя заведующего кафедрой с обоснованием необходимости изменения темы, согласовывает ее с руководителем ВКР, который ставит на заявлении свою резолюцию.

После окончательного выбора и утверждения темы ВКР на специальном бланке оформляется задание на ее выполнение и календарный план работы, которые подписываются студентом и руководителем дипломного проекта. Задание включает: название темы ВКР, ее краткое содержание, исходные данные и перечень приложений. В календарном плане указана очередность отдельных этапов ВКР, плановых и фактических сроков их выполнения. Календарный план подписывается председателем комиссии по предзащите ВКР.

По окончании выполнения дипломного проекта задание и календарный план работы вкладываются в него, и представляются в Государственную аттестационную комиссию.

^ 2. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАПИСАНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ


Работа над темой и написанием ВКР требует от студента довольно продолжительного периода времени. Поэтому, чтобы рационально распределить время на сбор и обработку теоретического и практического материала, на подготовку отдельных разделов и оформление работы в целом, составляется календарный план подготовки, написания и оформления выпускной квалификационной работы. Это позволяет обеспечить соблюдение установленных сроков предоставления ВКР к защите. В календарном плане находят отражение основные этапы написания ВКР: от подбора литературы по теме до ее защиты, а также определены сроки их выполнения. Календарный план составляется студентом самостоятельно и согласовывается с руководителем ВКР. График подготовки ВКР в концентрированном виде включает следующие этапы:


  1. Подбор и первоначальное ознакомление с литературными источниками и статистическими данными;

  2. Составление предварительного варианта плана ВКР;

  3. Изучение и обобщение подобранных литературных источников, статистических материалов, данных, полученных во время практики;

  4. Составление уточненного окончательного плана;

  5. Сбор и обработка фактического материала, отражающего финансово-экономическую и управленческую деятельность предприятия (организации), на базе которого проходит преддипломная практика;

  6. Написание отдельных глав ВКР и оформление необходимого иллюстративного материала (таблиц, графиков, диаграмм, схем и т.п.);

  7. Доработка текста ВКР, иллюстративного материала и презентаций с учетом замечаний руководителя;

  8. Получение отзыва руководителя и внешней рецензии;

  9. Прохождение предзащиты ВКР;

  10. Подготовка к защите доклада и презентаций.

Приведенный перечень этапов написания ВКР должен быть конкретизирован по согласованию с руководителем.

При определении сроков выполнения отдельных разделов ВКР необходимо исходить из графика предоставления в рабочую комиссию отдельных глав работы, а также установленного срока предзащиты дипломного проекта. Определяя срок завершения работы, следует учитывать, что до предзащиты ВКР должна пройти внешнее рецензирование. Поэтому работа должна быть закончена не позднее, чем за 15 дней до ее предзащиты. Целесообразно также согласовать содержание и сроки завершения работы по календарному плану выполнения ВКР с графиком прохождения преддипломной практики. Такое согласование, прежде всего, необходимо для определения сроков сбора и обработки фактического материала по конкретным структурным подразделениям предприятия - места практики.

Выбор последовательности работы над главами и их написание зависит от ряда факторов: характера дипломного проекта, условий получения фактического материала, сложности его обработки и др. Поэтому намеченная в календарном плане последовательность написания разделов работы может отличаться от содержания ВКР. Так, в некоторых случаях первоначально пишется практическая часть дипломного проекта, а затем теоретическая. Но чаще всего ВКР пишется согласно указанной в содержании последовательности глав.


^ 2.1. ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ И РАБОТА С НЕЙ


Составление библиографии по теме ВКР, в сущности, начинается уже в процессе выбора темы, когда студент подбирает литературу, выясняя, насколько данная проблема обеспечена необходимыми литературными источниками.

Существует традиционная схема поиска литературы при помощи справочно-библиографического аппарата библиотек, где по систематическому и предметному каталогам могут быть найдены публикации по теме. Отбор литературы для написания ВКР происходит также путем просмотра конкретных публикаций для оценки соответствия их содержания целям работы. Поэтому наряду с ознакомлением с оглавлением, аннотацией и предисловием к книге, необходимо бегло просмотреть ее содержание. Это позволит определить в какой мере данное издание поможет в написании работы.

Предварительное беглое ознакомление с содержанием отобранной литературы нужно не только для выяснения того, насколько содержание данной публикации соответствует теме ВКР. Без такого ознакомления нельзя выработать четкого представления о составе и характере вопросов, которые будут предметом рассмотрения и об общей направленности намеченного исследования.

Работу по подбору литературы может облегчить использование специальных каталогов рефератов, диссертаций, журнальных и газетных статей по темам, совпадающим с темой ВКР или близким к ним, а также использование электронных ресурсов.

Желательно подбирать литературу, изданную в последние годы. Особое внимание следует обратить на материалы и проблемные статьи, публикуемые в периодических изданиях.

При работе над темой обязательным является изучение и использование различных нормативных документов, регламентирующих деятельность предприятий и организаций в Российской Федерации и Республике Беларусь.

Изучение нормативных документов, электронных ресурсов, литературных источников и публикаций в периодических изданиях поможет студенту глубже ознакомиться с темой исследования, ее актуальностью в теоретическом и практическом плане.

Дело в том, что в изучаемых публикациях наряду с отражением действующей практики освещаются нерешенные вопросы и проблемы, высказываются возможные пути и методы их решения. Критическое осмысление и использование этого материала позволит студенту четче определить свою позицию в вопросах совершенствования менеджмента предприятия или организации, являющихся базой его практики.

Изучение литературных источников следует осуществлять в определенной последовательности: начинать с общетеоретических, нормативных материалов по теме ВКР, затем переходить к монографической литературе и статьям из периодических изданий.

Работа с подобранными литературными источниками предполагает ведение рабочих записей и выписок (цитат). Нецелесообразно пытаться переписывать весь текст. По ходу чтения вполне достаточно делать выборочные записи. Обычно выбирают лишь наиболее существенное для данной книги или статьи и то, что может быть использовано при написании работы.

Рабочие записи могут представлять собой либо краткое реферативное изложение прочитанного материала, либо дословное цитирование мнений отдельных авторов. Цитаты обязательно следует брать в кавычки, а также точно указывать страницы и название литературного источника.

Необходимые выписки из книг, статей или сборников документов следует складывать в отдельные папки, группируя их в соответствии с планом ВКР. Это значительно облегчит дальнейшую работу по систематизации и обработке материала, необходимого для раскрытия темы.

В тех случаях, когда собирается статистический материал, его также необходимо упорядочить: разложить по вопросам плана работы. В ходе работы над статистическими материалами желательно составлять таблицы, диаграммы, графики, которые могут быть включены непосредственно в текст работы или помещены отдельно, в виде приложений. Таблицы, диаграммы, графики должны быть обеспечены заголовками и пронумерованы.


^ 2.2. СБОР И ОБРАБОТКА ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА


Сбор и обработка фактического материала является ответственным и самым трудоемким этапом в подготовке ВКР. Важным моментом этого этапа является определение того, какой материал следует использовать для анализа деятельности предприятия и за какой период времени. Практика показывает, что достоверные аналитические расчеты могут быть произведены только в случае анализа фактического материала не менее чем за пятилетний период. В каждом конкретном случае анализируемый период деятельности предприятия определяется студентом вместе с руководителем работы. Но в любом случае он не должен быть менее трех лет.

Источником фактического материала могут служить плановые и отчетные документы, балансы предприятий, справки, материалы проверок и ревизий, бизнес-планы и другие материалы. Накапливая аналитические данные, студент должен одновременно осуществлять дополнительные расчеты по материалам анализируемых лет, составлять аналитические таблицы. Это позволит ему своевременно обнаружить пробелы в подборе исходных данных, необходимых для проведения анализа и разработки конкретных рекомендаций.

При сборе фактического материала особое внимание следует обращать на те данные, на базе которых можно будет сделать определенные выводы и выдвинуть обоснованные предложения по повышению эффективности управленческой деятельности. Следует помнить, что от полноты сбора, систематизации и качества обработки фактического материала зависит качество ВКР в целом, аргументированность, доказательность выводов и предложений.

Собранный фактический материал необходимо определенным образом упорядочить: сгруппировать и разложить в папки в соответствии с планом ВКР. В ходе работы над фактическим материалом его соответствующим образом группируют: составляют таблицы, диаграммы, схемы, графики, которые могут быть включены или в основной текст ВКР, или помещены отдельно в виде приложений. Их использование в дипломной работе позволит, во-первых, обеспечить глубокий и всесторонний анализ собранного фактического материала и, во-вторых, более наглядно представить анализируемый материал и выводы.

При обработке собранного фактического материала следует предусмотреть возможность его дополнительного сбора. В процессе написания ВКР может возникнуть необходимость привлечения новых данных, использование которых будет содействовать повышению научного уровня работы, аргументированности выводов и предложений.


^ 2.3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ И ЕЕ НАПИСАНИЮ


Разработка плана - важный и ответственный этап в написании ВКР. В ходе формирования плана получает свое конкретное выражение общая направленность в развитии темы работы, обосновываются масштабы и глубина исследования, круг привлекаемой литературы, намечаются объекты и источники получения фактического материала.

Тщательно составленный план определит целенаправленность и последовательность изучения литературных источников, даст возможность увидеть перспективу работы и облегчит процесс ее написания.

Структура ВКР состоит из введения, нескольких глав и заключения. Количество глав может быть различным, но наиболее оптимальной считается структура, состоящая из трех глав, хотя работа может состоять из двух или четырех глав. Это зависит от цели и объекта исследования. При определении структуры ВКР необходимо исходить из того, что обязательным для каждой работы является то, что она должна состоять из теоретической и практической части.

Теоретическая часть ВКР обычно строится на основе литературных источников и материалов периодической печати. В ней, на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов, мировой практики менеджмента, излагается сущность рассматриваемого явления, специфика проявления изучаемой проблемы применительно к условиям России и Беларуси, проводится анализ известных научных положений, подходов, гипотез, моделей, механизмов и инструментов, с помощью которых могут решаться цель и задачи работы. Результатом работы над данной частью ВКР является разработка автором концептуального (теоретического) подхода к проблеме, выбор методологии решения и методики количественного и качественного анализа для конкретных условий хозяйствования.

В практической части разработка поставленных вопросов ведется на основе анализа фактического материала, отражающего деятельность конкретного предприятия или организации. В ней дается общая характеристика предприятия (организации), анализируется состояние, динамика и эффективность тех или иных аспектов управленческой деятельности, проводится комплексный финансово-экономический анализ предприятия на основе данных бухгалтерской отчетности. После этого разрабатываются и обосновываются предложения по совершенствованию определенной сферы организации системы управления с целью повышения ее эффективности. Формирование конкретных предложений должно вытекать из расчетов, обобщений, моделей, методик и иных теоретических и аналитических аспектов рассматриваемой проблемы, проанализированных студентом.

Различают предварительный и окончательный варианты плана.

Предварительный вариант обычно составляется после утверждения темы ВКР и беглого ознакомления с основными литературными источниками. В силу этого он будет несовершенным, отдельные вопросы плана могут уточняться, менять свою формулировку, но без него трудно целенаправленно работать над дипломным проектом.

Окончательный вариант плана формируется после детального изучения студентом литературного и фактического материала. Как правило, окончательный вариант плана сохраняет преемственность предварительного по направлению содержания работы, целям и задачам исследования темы. Однако в нем может быть уточнена и конкретизирована общая направленность работы, выделены более существенные, чем предполагалось вначале, вопросы теоретического и практического характера, уточнена и изменена формулировка отдельных вопросов. Этот вариант плана утверждается руководителем ВКР и становится обязательным документом.

При составлении предварительного варианта плана следует ознакомиться с примерными планами ВКР, приведенными в данных методических рекомендациях. Это облегчит работу по составлению логически последовательной и стройной структуры дипломного проекта, позволит отразить в названии глав проблемы исследуемой темы.

Формируя план нужно определить содержание глав и дать им название. Названия глав должны быть конкретными и не могут совпадать с названием темы ВКР. Каждая глава должна состоять из нескольких параграфов. Наличие параграфов свидетельствует об обдумывании содержания каждой главы и определении последовательности изложения вопросов, которые будут в них рассматриваться. Содержание глав должно соответствовать их названию, быть достаточно аргументированным, а используемые статистические и фактические данные – умело обобщены.

^ Во введении ВКР, прежде всего, обосновывается выбор темы, характеризуется ее актуальность и значение для практики управления, дается краткий обзор основных литературных источников, посвященных изучению данной темы, с указанием решенных и нерешенных теоретических и методологических проблем. Далее во введении формулируется цель и задачи исследования, даются отдельные пояснения по объекту и предмету исследования, показывается, какие методы и инструменты автор использовал при написании ВКР. Ориентировочный объем введения до четырех страниц.

^ Первая глава ВКР посвящается исследованию теоретических вопросов, непосредственно связанных с рассматриваемой темой. В главе дается теоретическое обоснование и определение объекта исследования с общеэкономической и теоретической точки зрения. А так как теоретические вопросы рассматриваются здесь лишь как средство для более полного и глубокого освещения избранной темы, то освещение теоретических вопросов должно быть увязано с практической частью работы, стать базой для разработки предложений и рекомендаций автора.

При изложении теоретических вопросов не следует избегать элементов полемики. Но при этом не следует ограничиваться лишь констатацией дискуссионных вопросов, пересказом существующих в экономической литературе точек зрения, а обязательно формулировать собственную позицию и аргументировать ее. Присутствие в дипломной работе дискуссии, степень аргументированности собственной позиции – все это свидетельство высокого уровня теоретической подготовки студента, его зрелости как специалиста в данной области знаний.

^ Вторая глава ВКР строится на базе практического исследования изучаемой проблемы на конкретном предприятии или организации, тщательного изучения действующего законодательства, ведомственных инструкций и других нормативных материалов. На основании досконального изучения действующей практики и ее нормативной базы, анализа фактического материала, критического осмысления существующей на предприятии практики организации и осуществления управленческой деятельности, дается оценка ее результативности, выясняются положительные моменты этой деятельности и ее недостатки.

^ В третьей главе на основе проведенного анализа обосновываются возможные направления совершенствования организации системы управления предприятия, вносятся рекомендации по использованию современного опыта в области менеджмента, рассчитывается экономический эффект от предлагаемых мероприятий.

Завершает ВКР заключение. Его главное назначение - подведение итогов исследования. Заключение составляется по всем главам работы и содержит теоретические выводы, констатирует выявленные недостатки в организации менеджмента предприятия, содержит практические предложения по их устранению и повышению эффективности системы управления. Очень важно, чтобы выводы и предложения были конкретными, обоснованными и реальными и чтобы они непосредственно вытекали из результатов проведенного исследования и содержания работы. Текст заключения должен давать полное представление о характере решаемой проблемы, методах ее решения и результатах, полученных в ходе исследования. Объем заключения должен быть не более четырех страниц.

Все составные части ВКР (главы, параграфы) должны быть логически связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, а внутри их – от параграфа к параграфу. Стиль и язык изложения материала дипломного проекта должен быть четким и ясным, не допускающим двусмысленного толкования. Простота и доступность изложения содержания темы являются важным достоинством работы и свидетельствуют о хорошем владении студентом темой исследования. Необходимо умело пользоваться научной терминологией, не увлекаться чрезмерным употреблением наукообразных слов и оборотов, корректно применять фразеологию и лексику используемых источников.


^ 2.4. ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ


ВКР должна быть оформлена в соответствии с определенными требованиями. Эти требования изложены в рабочей инструкции СМК МФ МЭСИ «Оформление контрольной, курсовой и выпускной квалификационной работы». С указанной инструкцией следует внимательно ознакомиться до начала подготовки дипломного проекта.

Инструкцией предусмотрены единые требования к тексту и его размещению, формату бумаги, нумерации страниц, оформлению таблиц, графиков и диаграмм, ссылок, списка использованных источников и др. Поэтому в данных рекомендациях мы не будем подробно пересказывать эти требования, а отметим лишь некоторые.

ВКР должна быть набрана только на компьютере. Ее объем не должен превышать того, который обозначен в инструкции. В него не включается список использованной литературы и приложения. В приложениях приводятся только данные финансово-экономической отчетности, таблицы, диаграммы, схемы и другие материалы, которые отражают результаты проведенного в работе анализа.

При цитировании в работе отдельных положений или использовании цифровых данных, взятых из каких-то источников, а также при изложении точки зрения какого-либо автора, в тексте ВКР необходимо делать ссылки на их источник. Ссылки на источник приводятся в соответствии с требованиями инструкции.

В списке использованной литературы перечисляются источники, использованные при написании работы. Их в списке необходимо располагать одним из следующих способов:

а) в порядке появления ссылок в тексте дипломного проекта;

б) в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заглавий.

Сведения об источниках, включенных в список, необходимо давать в соответствии с приведенными в инструкции образцами. В состав источников обязательно должны быть включены: нормативно-правовые акты Российской Федерации и Республики Беларусь, интернет-ресурсы, литература за последние три года.

В соответствии с приведенными в инструкции образцами оформляются все элементы ВКР: титульный лист, задание, календарный план работы, заявление на утверждение темы, содержание, последний лист, отзыв руководителя, внешняя рецензия.


^ 3. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ


ВКР проходит несколько этапов нормоконтроля в соответствии с графиком проведения заседаний рабочих комиссий по оценке ее готовности, утвержденным заведующим кафедрой. Как правило, он включает три этапа. Первое заседание рабочей комиссии проводится сразу после завершения преддипломной практики. На этом этапе на проверку рабочей комиссии должны быть представлены полностью готовая первая глава, а также оформленный соответствующим образом и обработанный фактический материал для второй и третьей глав.

^ Второе заседание проходит через одну-две недели после первого и предусматривает представление на проверку полностью готовых второй и третьей глав, а также выводов и предложений по результатам работы.

^ Третье заседание рабочей комиссии (предзащита) проводится, как правило, за три недели до защиты ВКР.

Для прохождения этого этапа законченная работа в сброшюрованном виде, подписанная студентом, представляется научному руководителю, который пишет о ней отзыв. Далее работа с подписями студента и руководителя на титульном листе представляется для прохождения нормоконтроля, то есть проверки соответствия оформления требованиям инструкции МФ МЭСИ. Затем заведующий кафедрой направляет ее на внешнее рецензирование. Состав внешних рецензентов утверждается не позднее двух месяцев до защиты. Рецензентами могут быть высококвалифицированные специалисты в области менеджмента, работающие в органах государственного управления, в высших учебных заведениях, научных учреждениях данного профиля, а также в соответствующих подразделениях предприятий, организаций, банков, коммерческих структур.

После получения внешней рецензии работа в печатном и электронном вариантах представляется заведующему кафедрой, который допускает (или не допускает) ее к предзащите. Допущенную к предзащите работу студент регистрирует на кафедре и забирает (под роспись в соответствующем журнале) для подготовки к предзащите (работы над докладом и презентациями).

^ На предварительной защите студент представляет комиссии основные результаты работы, обосновывает сделанные им выводы, отвечает на вопросы. Комиссии должны быть представлены, подготовленные к защите доклад и презентации. Презентации должны отражать основные структурные элементы доклада (7 – 10 слайдов): тему ВКР, актуальность, цель и задачи работы, предмет и объект исследования, выводы по аналитической части, конкретные предложения по совершенствованию деятельности предприятия. Студент должен быть готов ответить на замечания, высказанные в отзыве руководителя и в рецензии.

^ По итогам предварительной защиты студент допускается (или не допускается) к защите ВКР.

Содержащиеся в ВКР предложения, представляющие особое значение для совершенствования деятельности предприятия, учреждения, органов государственного управления, рекомендуется оформлять справкой о внедрении. Такая справка заверяется руководителем предприятия (учреждения) и представляется в ГАК.

^ Завершающим этапом является защита ВКР перед ГАК МЭСИ на открытом заседании. Минимум за двадцать дней до защиты ВКР с отзывом научного руководителя, внешней рецензией, справкой о внедрении представляются на кафедру и после соответствующей регистрации, направляются в МЭСИ. У студента остается второй вариант работы, текст выступления и презентации, которые будут использованы при защите ВКР.

Во время защиты студенту отводится для доклада не более 7 минут. В своем выступлении дипломник должен кратко изложить актуальность темы, цель и задачи работы, основные результаты проведенного исследования и конкретные предложения с расчетами экономического эффекта от них. После выступления дипломник отвечает на заданные ему вопросы. Ответы должны быть краткими и по существу заданных вопросов. Затем оглашают отзыв научного руководителя и внешнюю рецензию, после чего дипломник отвечает на замечания, содержащиеся в отзыве научного руководителя и рецензента. С замечаниями студент имеет право соглашаться либо не соглашаться. В последнем случае необходимо аргументировано обосновать свою позицию.

После публичной защиты проводится закрытое заседание ГАК, на котором обсуждаются результаты, определяется общая оценка подготовки и защиты ВКР. Результаты защиты объявляются председателем ГАК после закрытого заседания.


^ 4. НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ НЕДОСТАТКИ


Недостатки и неточности, допускаемые студентами при написании ВКР, можно условно разделить на четыре группы.

  1. Недостатки в раскрытии темы исследования. Они могут проявляться:

    • в несоответствии предмету исследования, когда упор делается не на диагностике экономического состояния предприятия и поиске путей более эффективной управленческой деятельности, а на правовых или социальных аспектах, рассматриваемого явления;

    • в использовании устаревших данных, недоказанных или ошибочных положений и утверждений, несоответствующих требованиям современного уровня менеджмента;

    • в поверхностном анализе теоретических положений и фактического материала;

    • в отсутствии разнообразия проанализированных точек зрения на исследуемую проблему, критики ошибочных теорий и положений;

    • в реферативном, абстрактном изложении глав и параграфов работы;

    • в отсутствии аргументированности, доказательности выводов и предложений, а также разработки конкретных рекомендаций;

    • в отсутствии анализа современных фактических данных, достоверных аналитических расчетов, базирующихся на качественной систематизации и обработке материала, отражающей динамику рассматриваемого процесса.

  2. Недостатки в структуре ВКР. Эти недостатки заключаются:

    • в отсутствии какой либо составной части работы;

    • в несоответствии объема работы либо ее структурных элементов требованиям инструкций МФ МЭСИ и настоящих методических рекомендаций;

    • в нарушении логики изложения, например, когда анализ фактического материала проводится до изложения теоретических положений исследуемой проблемы;

    • в несоответствии своему назначению введения и заключения;

    • в чрезмерном количестве глав и параграфов при слишком малом их объеме, которое свидетельствует о неумении грамотно структурировать и обрабатывать материал;

    • в несоответствии содержания структурных элементов (глав, параграфов) названию, обозначенному в плане работы.

3. Недостатки в форме изложения. В основном это:

    • описательный характер работы, проявляющийся в переписывании источников без их анализа;

    • перегруженность цитатами, ссылками, приведение фактического материала без комментариев и анализа;

    • использование малоупотребительных слов и специальных терминов без комментариев, а также слов на иностранном языке без перевода;

    • использование сокращений не принятых в научном обиходе и на практике, например, не допускается использовать такие сокращения как РБ, РФ вместо названий государств;

    • безграмотная запись текста, наличие орфографических и стилистических ошибок.

4. Недостатки, связанные с оформлением работы. К ним относятся:

    • неточное оформление титульного листа, бланков календарного плана и задания, содержания и других структурных элементов работы;

    • неверное оформление списка использованных источников;

    • нарушение установленного порядка оформления ссылок на источники цифрового, фактического и цитируемого материала;

    • внесение в приложения материалов, которые не отражают результатов проведенного в работе анализа: рекламных буклетов, фотографий и др.;

    • отсутствие соответствующей папки.

Кроме этого возможны и другие неточности, зависящие от специфики работы. Они выявляются в процессе написания ВКР и указываются руководителем. Все недостатки и неточности должны быть устранены в процессе написания работы и при подготовке к защите.



metodicheskie-podhodi-k-ocenivaniyu-obosnovannosti-proektov-byudzhetov.html
metodicheskie-podhodi-k-opredeleniyu-vliyaniya-urovnya-zagryazneniya.html
metodicheskie-polozheniya-po-analizu-delovoj-aktivnosti-sovremennoe-sostoyanie-spk-kava-iorganizaciya-v-nyom-analiticheskoj-raboti-stranica-4.html
metodicheskie-posobiya-5-russ-kij-yazik-6-t-a-ladizhenskaya-m-t-baranov-programma-russkij-yazik-5-9-klass.html
metodicheskie-posobiya-i-rekomendacii-l-v-voronina-sovremennie-problemi-matematicheskogo-obrazovaniya-voprosi.html
metodicheskie-posobiya-pourochnie-plani-po-uchebniku-a-v-perishkina-v-a-shevcov-2005-kachestvennie-zadachi-po-fizike-v-6-7-kl-m-e-tulchinskij-1976-testi-po-fizike-7-klass-a-v-chebotareva-m-drofa-2008-stranica-3.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-domashnih-zadanij-po-kursam-soprotivlenie-materialov-iprikladnaya-mehanika.html
  • studies.bystrickaya.ru/06012009-g-s-11-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/b-pererabotka-poleznih-iskopaemih-ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag-otkritoe-akcionernoe.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ustojchivost-tonkostennih-plastin-i-obolochek.html
  • letter.bystrickaya.ru/modelirovanie-i-upravlenie-processom-obzhiga-metallurgicheskih-koncentratov-v-pechah-kipyashego-sloya.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-oop-magistraturi-magisterskaya-programmi-realizuemaya-vuzom-po-napravleniyu-podgotovki-upravlenie-personalom-stranica-3.html
  • education.bystrickaya.ru/1986-5-s-9-13-kaftan-v-i-voprosi-opredeleniya-vertikalnih-smeshenij-zemnoj-kori-geodeziya-i-kartografiya.html
  • desk.bystrickaya.ru/opredelenie-funkcij-elektricheskoj-cepi-i-raschet-ih-chastotnih-zavisimostej.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-podgotovlen-komitetom-obshestvennih-svyazej-goroda-moskvi-na-osnove-materialov-predostavlennih-otraslevimi-i-territorialnimi-organami-ispolnitelnoj-vlasti-goroda-moskvi.html
  • literatura.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-studentov-programma-disciplini-sociologiya-predprinimatelstva-dlya-specialnosti-020300.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ierusalim-bilo-podvizhnim-i-v-raznoe-vremya-stranica-4.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kulturologiya-stranica-3.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhanri-issledovatelskih-rabot-shkolnikov.html
  • uchit.bystrickaya.ru/staroselceva-s-v-pedagog-psiholog-mdou-ds-kv-253-profilaktika-narushenij-v-emocionalno-volevoj-sfere-u-vospitannikov-v-usloviyah-kompetentnogo-podhoda.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-4-konferencii-nauchnaya-konferenciya-professorsko-prepodavatelskogo-sostava-aspirantov-i-soiskatelej.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-tretya-voprosi-rogatini-kniga-pervaya-vneshnee-povestvovanie-3.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/logiku-etapi-soderzhanie-formi-tehnologii-sposobi-metodi-i-metodiki-organizacii-socialno-pedagogicheskoj-deyatelnosti-v-internatnom-uchrezhdenii.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-matematicheskoe-obespechenie-prikladnih-zadach-referat-kompleksnij-diplomnij-proekt-na-temu-matematicheskoe.html
  • books.bystrickaya.ru/disciplina-rinok-truda-i-zanyatost-v-sfere-uslug-uchebnij-plan-20062007-uch-g-specialnost-061100-menedzhment.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rajonnie-sudi.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-strahovoe-pravo-dlya-specialnosti-0-30501-65.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/ekonomicheskaya-celesoobraznost-primeneniya-fotoepilyacii-v-salonah-krasoti-razlichnogo-klassa-chast-5.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-prednaznacheni-dlya-studentov-vipolnyayushih-vipusknie-raboti-bakalavrov-i-diplomnie-raboti-specialistov-il-tabl-3-stranica-2.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-razrabotki-k-prakticheskim-zanyatiyam-po-istorii-medicini-dlya-studentov.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tambovskoj.html
  • college.bystrickaya.ru/23-rezhim-raboti-shahti-geologicheskaya-harakteristika.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sekreti-professionalnih-peregovorshikov-stranica-3.html
  • books.bystrickaya.ru/dissertacii-modeli-i-metodi-gruppirovki-obektov-dlya-geologo-ekonomicheskogo-rajonirovaniya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-8-work-and-jobs-ways-of-working-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-1-2-kursov-zaochnoj.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-rajonnogo-konkursa-socialnaya-zvezda-posvyashennogo-dnyu-yurginskogo-municipalnogo-rajona-iniciatori-konkursa.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-ekspluatacii-imp-611136-069-re.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-otkritogo-komandnogo-chempionata-leningradskoj-oblasti-po-badmintonu-2011-2012-g-g-celi-i-zadachi.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-na-temu-russkaya-akvarelnaya-zhivopis-v-tvorchestve-m-a-vrubelya.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-konkurse-viii-gorodskie-yunosheskie-rozhdestvenskie-chteniya-i.html
  • tasks.bystrickaya.ru/15309--buhgalterskij-uchet-v-bankah-predlagaem-vashemu-vnimaniyu-pyatnadcatij-vipusk-nashego.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.