.RU

Методические рекомендации к проведению в образовательном учреждении мероприятий ко дню памяти жертв политических репрессий 30 октября


I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ КО ДНЮ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ – 30 ОКТЯБРЯ


День памяти жертв политических репрессий – 30 октября – особенный день. Это печальная дата в нашей истории. Оставлять ее без внимания подростков и старшеклассников нельзя, так как исторический и художественный материал по данной проблеме способствует формированию гражданских качеств личности, активной жизненной позиции, делает возможным становление нравственных основ каждого молодого человека. В то же время это сложная и противоречивая дата – день раскаяния государства перед своим народом, и, разговаривая с учениками, учителю необходимо максимально объективно и исторически обусловленно преподносить любую, касающуюся этой темы, информацию.

Мероприятия ко дню памяти жертв политических репрессий рекомендуется проводить в средних и старших классах как в рамках учебной, так и внеурочной деятельности.

Учителям истории при изучении тем «Советское общество в предвоенный период», «Усиление тоталитаризма во второй половине 40х годов», «Политическое развитие советского общества в 60-70е годы» рекомендуется обсуждать с учащимися причины, способы осуществления и последствия политики тоталитарного и авторитарного режимов и, в частности, политических репрессий. Учителям обществознания при изучении темы «Политические режимы», характеризуя признаки тоталитарного режима, говоря о нравственных и исторических уроках тоталитаризма, можно приводить сведения о дне памяти жертв политических репрессий в РФ. На уроках литературы в старших классах при изучении произведений: Шаламова В.Т. - «Колымские рассказы», Ахматовой А.А. - «Реквием», Солженицина А.И., Замятина Е.И. - «Мы», Платонова А.П. - «Котлован», при обсуждении тем и проблем, поставленных в произведениях, рекомендуется разъяснять учащимся, каковы последствия режима политического террора для отдельного человека, народа, государства в целом.

Во внеурочной деятельности по данной теме можно проводить классные часы, приглашать реальных свидетелей и участников трагических событий прошлого, приглашать специалистов областного Комитета по защите прав реабилитированных жертв политических репрессий, обсуждать эти вопросы на заседаниях политических и других клубов старшеклассников, школьным пресс-центрам рекомендуется издавать выпуски общешкольных газет, посвященных данной теме и т.д.


II^ . ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО


30 октября 1974 года - 33 года назад - День политзаключенного был отмечен одно - и двухдневными голодовками в Мордовских и Пермских лагерях, а также во Владимирской тюрьме. Такой широте охвата невольно способствовала лагерная администрация, подозревавшая, что что-то готовится, и не нашедшая ничего лучшего, как раскидать «заговорщиков» по разным лагерям. Последним местом, где узнали о Дне ПЗК была Владимирская тюрьма.

Одновременно 30 октября состоялась организация А.Д.Сахаровым и инициативной группой защиты прав человека в СССР пресс-конференция.

Корреспондентам были переданы открытые письма заключенных и другие материалы, полученные из лагерей и написанные специально ко Дню политзаключенного. Среди них были письма, обращения и интервью заключенных мордовских и пермских лагерей для того, чтобы мордовские материалы увидели свет.

В дальнейшем День политического заключенного отмечался также голодовками в лагерях. Самое большое количество участников акций протеста в лагерях отмечено в 1981 году, когда в голодовках и забастовках приняли участие около 300 политзаключенных. В 1975 году на пресс-конференции в Москве был представлен проект статуса политзаключенного, подписанный 71 политзаключенным и направленный в Верховный Совет СССР. Основными положениями проекта были:

  1. Отделение политзаключенных от остальных категорий осужденных. Заключенный должен содержаться на территории той республики, где были совершены инкриминируемые ему преступления.

  2. Отмена принудительного труда. Создание нормальных условий труда для заключенных, желающих работать.

  3. Заключенные не должны подвергаться наказанию голодом, холодом, сыростью, лишением постели и одежды.

  4. Право на свидания без ограничения их количества.

  5. Право на религиозные обряды, на пользование религиозной литературой, на объединения по конфессиональному признаку.

  6. Право на творчество.

  7. Право на добросовестное медицинское обслуживание, независимое от администрации мест лишения свободы.

  8. Право на переписку без ограничения.

В 1976 году в акциях протеста в лагерях и тюрьмах приняло участие более 60 человек.

Участники голодовки потребовали отменить принудительный труд, прекратить применение голодного пайка в качестве наказания, открыть лагеря и тюрьмы для инспекции международными гуманитарными организациями и для независимой прессы. Они потребовали предоставить им статус политзаключенных.

С 1978 года Общество «Страна и мир» ежегодно публиковало 30 октября «Список политзаключенных СССР».

Начиная с 1987 года, День политзаключенного сопровождался демонстрациями в Москве, Ленинграде, Львове, Тбилиси и т.д. если в первых демонстрациях участвовали десятки людей, то в 1988 году - уже сотни, количество участников «живой цепочки», организованной «Мемориалом» вокруг здания КГБ, 30 октября 1989 года составляло уже от 2 до 10 тысяч, а демонстрации состоялись в десятках городов от Калининграда до Иркутска. В 1987-1988 годах демонстрации разгонялись, а их активные участники (В.В.Наводворская) были арестованы на 15 суток. Позже власти смирились с демонстрациями, в 1990 году представители КГБ даже возложили венок к Соловецкому камню.

30 октября 1990 года на площади Дзержинского (ныне Лубянка) был установлен валун, привезенный с Соловецких островов, где в 20-х-30-х годах прошлого столетия находился один из самых страшных советских лагерей - Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), в котором было уничтожено около миллиона человек. На камне была высечена надпись: «Этот камень с территории Соловецкого лагеря особого назначения доставлен Обществом «Мемориал» и установлен в память о миллионах жертв тоталитарного режима 30 октября 1990 года в День политзаключенного в СССР». Траурную панихиду по загубленным отслужил отец Глеб Якунин.

С этого момента Соловецкий Камень стал одни из тех мест в Москве, где пострадавшие от репрессий могут помянуть своих родных и друзей.

В 1991 году решение Верховного Совета Российской Федерации 30 октября был объявлен национальным днем памяти жертв политических репрессий. В этот день у памятных знаков и на местах массовых захоронений собираются бывшие заключенные, их родные и близкие, чтобы почтить память погибших и продемонстрировать твердое намерение никогда не допустить возврата к беззаконию.

В 1991 году решением Верховного Совета Российской Федерации 30 октября был объявлен национальным днём памяти жертв политических репрессий. А 18 октября 1991 года был принят Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий». Во вступительной его части сказано следующее:

«За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам.

Осуждая многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости, Федеральное Собрание Российской Федерации выражает глубокое сочувствие жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким, заявляет о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека.

Целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба».

Государство признало вину перед гражданами своей страны за преступления большевистского партийно-советского режима. Вступил в силу вышеуказанный Закон, а также Указы Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина. В 2004 году Указом Губернатора Омской области создан Комитет по защите прав реабилитированных жертв политических репрессий Управления делами Правительства Омской области.

В 2007 году отмечается печальный юбилей: семидесятилетие начала массовых репрессий, которые большевики учинили против собственного народа. Хотя, если быть точными, страшный 37-й был подготовлен ещё в двадцатые годы, когда безжалостная власть уничтожала целые сословия. А потом была не менее страшная коллективизация с раскулачиванием, когда в ледяные пустынные места ссылались и глубокие старики, и младенцы. Чем же могли помешать власти мирные люди, занимавшиеся хозяйством, растившие детей, мечтавшие о лучшей жизни? Откуда взялись для этих людей чудовищные обвинения следователей НКВД в контрреволюционной деятельности, шпионаже, антисоветской агитации, и не менее чудовищное наказание – расстрел? В лучшем случае – десять лет лагерей…

Масштабы трагедий людских судеб трудно осознать и сегодня. Трудно, но необходимо.

«…Будущее России и её народа не в возвращении к прошлому, а в движении вперёд, в упорной и настойчивой созидательной работе. Старшее поколение, пережившее репрессии, помнит это трагическое время. Жертвы политического террора взывают к памяти потомков. Наш долг – восстановить историческую справедливость, оправдать честные имена оклеветанных и безвинно репрессированных граждан России». Это слова из омской Книги Памяти жертв политических репрессий «Забвению не подлежит», созданной в течение десяти с лишним лет творческим коллективом редакции по распоряжению Губернатора Л.К.Полежаева (1995 год).

Изданные одиннадцать томов Книги Памяти – потрясающей силы исторический документ, составленный из до боли кратких, всего в несколько строчек, описаний судеб безвинно осуждённых людей: родился, трудился, арестован, осуждён по 58-й статье Уголовного кодекса РСФСР, расстрелян (выделено жирным шрифтом) либо отбывал наказание … реабилитирован за отсутствием состава преступления. Тридцать две тысячи наших земляков, в алфавитном порядке навечно прописанных на страницах одиннадцати 400-страничных томов! Есть в Книге и более подробные очерки о судьбах репрессированных, и документы того времени, и другие материалы.

Мы сегодня недооцениваем всей серьёзности такого вида репрессии, как лишение избирательных прав. Она ставила человека на грань выживания: его не принимали на работу, даже самую чёрную, или увольняли «по сокращению штатов». Дети, матери, отцы «врагов народа» автоматически становились изгоями общества с несмываемым позорным клеймом в судьбе.

В интервью газете «Омский вестник» от 25 июля 2007 года «Плач по волосам, снявши голову» сотрудник редакции книги, член Союза писателей России, известная поэтесса Татьяна Георгиевна Четверикова говорит: «Изданные одиннадцать томов Книги Памяти, как нам кажется, в какой-то мере изменили климат в регионе. Он стал более тёплым и доверительным, ведь тысячи омичей узнали о судьбах своих близких, погибших в годы репрессий. Были восстановлены многие и многие добрые имена граждан, наших земляков: крестьян, рабочих, врачей, учителей, священнослужителей…». В Государственном архиве Омской области хранится около тридцати тысяч дел на репрессированных крестьян. Есть необходимость издания новых томов Книги Памяти, посвящённых раскулачиванию крестьян: грабежу и изгнанию с родной земли тысяч и тысяч семей. «… Большинство из пострадавших были дети. Те, которым предстояло вырасти с незаживающей раной в сердце и всё-таки в трудный для родины час встать и защитить её ценой своей жизни. Они и их родители, трудолюбивые крестьяне, заслуживают, чтобы их помнили, чтобы не было в цепи наших родословных порванных звеньев. Это особенно важно для наших детей, пусть они знают, как глубоки и прочны их корни в родной земле. Без этого нельзя говорить о выздоровлении общества от застарелой болезни беспамятства.

Мы вновь опираемся в своей работе на помощь историков, краеведов, журналистов, писателей…»

«…Справедливо говорят, что война заканчивается только тогда, когда достойно погребён последний погибший за Родину солдат. В нашем случае мы можем сказать: война государства с собственным народом будет завершена тогда, когда будут названы имена всех невинно пострадавших».

Честь и хвала людям, взявшим на себя благородный труд по восстановлению справедливости по отношению к жертвам политических репрессий.

Не меньшую благодарность вызывает деятельность Комитета по защите прав реабилитированных жертв политических репрессий, в задачи которого входит оказание содействия в работе государственному учреждению «Редакция книги «Памяти жертв политических репрессий».


^ О работе Комитета по защите прав реабилитированных жертв политических репрессий.

Комитет призван обеспечить исполнение Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» и иных правовых актов в сфере восстановления и защиты прав реабилитированных.

Люди приходят сюда за правдой, за справедливостью. Здесь помогут найти и оформить необходимые документы, дающие возможность восстановить и защитить права реабилитированных, частично компенсировать незаконно конфискованное имущество, разобраться в необходимости улучшения их материально-бытовых условий.

Здесь можно не только найти и изучить необходимые материалы по вопросам реабилитации жертв политических репрессий, но и получить квалифицированную консультацию, добрый совет отзывчивых и внимательных людей – сотрудников комитета. Вся необходимая литература для подготовки мероприятий, посвящённых увековечению памяти жертв политических репрессий, тоже предоставляется здесь.


^ III. «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»

Сценарий классного часа для детей среднего и старшего школьного возраста


Опережающее задание: подготовить семейную историю (рассказ) о родственниках (знакомых), пострадавших от политических репрессий в годы сталинского режима.

Мероприятие структурируется в зависимости от количества подготовленных историй.

Цель: вызвать у школьников интерес и эмоциональный отклик на события истории нашей страны времён тоталитаризма и сталинских репрессий, сформировать представление о недопустимости государственного беззакония в отношении граждан.

Примерный план:

1. Историческая справка (см. информационное письмо)

2. Семейные истории и рассказы учащихся (как вариант: рассказ приглашённого участника или очевидца событий. Можно пригласить гостя через комитет по реабилитации жертв политических репрессий).

3. Обсуждение темы участниками мероприятия.

4. Музыкальный материал для создания эмоционального фона: русская классическая музыка (С. Рахманинов, С. Прокофьев, Д.Шостакович), песни «Вот идёт за вагоном вагон», «Банька по-белому» В. Высоцкого и др.


^ IV. ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ


1) АЛЕШКОВСКИЙ ЮЗ (ИОСИФ) ЕФИМОВИЧ родился 21 сентября 1929 г. в Красноярске. Жил в Москве. Песни пишет с 1959 г. на свои стихи. Самая известная - "Товарищ Сталин, вы большой ученый..." Писатель. Сценарист. По его кино- и телесценариям ставились фильмы (самый известный - "Кыш и Двапортфеля", 1974). В 1979 году Юз Алешковский уехал в США. Эмиграция его была вынужденной (после публикации в запрещённом альманахе "Метрополь" некоторых его песен он лишился практически всяких средств к существованию). В настоящее время живёт в США, в городке Кромвелл (штат Коннектикут).
^ ПЕСНЯ О СТАЛИНЕ
На просторах родины чудесной,
Закаляясь в битвах и труде,  
Мы сложили радостную песню   
О великом друге и вожде.     

Товарищ Сталин, Вы большой ученый,
В языкознаньи знаете Вы толк,
А я простой советский заключенный,
И мне товарищ — серый брянский волк.


За что сижу, воистину не знаю,
Но прокуроры, видимо, правы.
Сижу я нынче в Туруханском крае,
Где при царе сидели в ссылке Вы.


В чужих грехах мы сходу сознавались,
Этапом шли навстречу злой судьбе.
Мы верили Вам так, товарищ Сталин,
Как, может быть, не верили себе.


И вот сижу я в Туруханском крае,
Где конвоиры, словно псы, грубы.
Я это все, конечно, понимаю,
Как обостренье классовой борьбы.


То дождь, то снег, то мошкара над нами,
А мы в тайге с утра и до утра.
Вы здесь из искры разводили пламя,
Спасибо Вам, я греюсь у костра.


Вам тяжелей, Вы обо всех на свете
Заботитесь в ночной тоскливый час,
Шагаете в кремлевском кабинете,
Дымите трубкой, не смыкая глаз.


И мы нелегкий крест несем задаром
Морозом дымным и в тоске дождей,
Мы, как деревья, валимся на нары,
Не ведая бессонницы вождей.


Вчера мы хоронили двух марксистов,
Тела одели ярким кумачом.
Один из них был правым уклонистом,
Другой, как оказалось, ни при чем.


Он перед тем, как навсегда скончаться,
Вам завещал последние слова,
Велел в евонном деле разобраться
И тихо вскрикнул: «Сталин — голова!»


Вы снитесь нам, когда в партийной кепке
И в кителе идете на парад.
Мы рубим лес по-сталински, а щепки,
А щепки во все стороны летят.


Живите тыщу лет, товарищ Сталин,
И пусть в тайге придется сдохнуть мне,
Я верю, будет чугуна и стали
На душу населения вполне.

1959


^ 2) Текст песни, авторами которого являются политические заключенные


Вот идет за вагоном вагон...

Вот идет за вагоном вагон

С мерным стуком по рельсовой стали.

Спецэтапом идет эшелон

С пересыльной в таежные дали.


Здесь на каждом вагоне замок,

Три доски вместо мягкой постели.

И, окутавшись сизым дымком,

Нам кивали таежные ели.


Здесь на каждом вагоне конвой

Ощетинил свои пулеметы.

И прожектора луч голубой

Освещал нам леса и болота.


Заметало пургой паровоз,

И на окнах - морозная плесень,

И порывистый ветер донес

Из вагонов унылую песню.


Припев: Не печалься, любимая,

За разлуку прости меня.

Я вернусь раньше времени,

Дорогая, прости.

Как бы ни был мой приговор строг,

Я вернусь на родимый порог,

И, тоскуя по ласкам твоим,

Я в окно постучу.


И, уткнувшись в тулуп головой,

Мы на нарах угрюмо сидели,

И прожектора луч голубой

Освещал нам таежные ели.



^ 3) Стихи Ларисы Капитоновой, дочери осужденного «врага народа».

Осенние мотивы.


Здравствуй, папочка мой,

Пишет дочка тебе

Через множество лет,

Через тысячи бед.

Я нашла, наконец,

Место, где погребён

Елисей, твой отец и мой дед.

Я нашла полигон,

Называется «Бутовский» он,

Где расстрелян мой дед

Елисей, твой отец.

Я исполнила долг

Перед памятью тех,

Кто расстрелян был с ним

В горьком тридцать восьмом.

Расстреляли его,

Как и многих других,

Ни за что, ни про что –

Просто так повезло.

А потом – трижды –

Этот репрессированный

Посмертно реабилитирован,

Потому что не было состава преступленья.

Я лишилась дара речи

От безысходности и изумленья:

Значит. Признало Отечество

Неправомерность глумления!

Хочу посетить ту могилу в Москве,

Постоять, помолчать

И дать волю тоске,

И поплакать о том,

Что никто из детей

Не сумел побывать

На могиле твоей,

Дедушка мой Елисей…


…И больше всего на свете

Мне хочется, – очень хочется! –

Взявшись с тобою за руки,

Словно малые дети,

Пройтись по старому Петергофу,

Дом найти на Овражной,

Откуда, как на Голгофу,

Этапировали семью вражью

Деда моего, Петрова.

В знойную степь Казахстана

Отправили деда Степана,

Бабушку Катю и шестерых ребят

Эшелоном номер шестнадцать.

Им было по пятьдесять,

Василию – двадцать три,

Фёдору – девятнатцать,

Ольге – вскоре пятнадцать

Исполнилось там, в степи,

Марусе – одиннадцать,

Наденьке – девять,

А Петеньке – только три:

Вот они на фотографии –

Посмотри…


Ах, богинюшка – богинька,

Бабушка моя Катеринка,

Екатерина Елисеевна Петрова,

Урождённая Малышкина…


Кладезью мудрости и добра

Бабушка Катя моя была…


Спасибо, бабушка Екатерина,

За то, что к вере меня приобщила,

Жизнь и людей любить научила,

Светлым лучиком наградила…


Учила бабушка меня:

Будь доброй и сердечной,

Мы на земле не вечны,

А доброта – луч света,

Луч света в бесконечность…

Дед мой расстрелян.

Расстрелян мой дед…

Снова и снова читаю.

Сколько же бабушке выпало бед! –

Снова и снова считаю,

Не перечесть!

Дед мой расстрелян.

Горькая весть.

Дед мой расстрелян.

Поздняя весть.

Пальцами читаю,

Как слепая,

Строчки мартиролога того,

Словно бы под ними ощущаю

Слово Каменева, деда моего:

«Завещаю. Детям завещаю

Выжить всем смертям назло,

Завещаю. Внукам завещаю

Помнить нас,

Найти могилы наши,

Не стыдиться деда своего».


Не ревнуй меня, мама,

К памяти бабушки Кати,

Ведь наша бабуля Катя,

Труженица,

Репрессированная,

Тринадцать детей родившая,

Не получила пенсии от государства,

Ни одного рубля,

Но вас шестерых сохранила

И нас сберечь помогла

Говорила: трудись без устали –

И наградит Господь…


Я доросла до осознания корней

На склоне лет,

На склоне дней.

Хочу написать историю семьи,

Оставить её потомкам,

Чтобы помнили корни

И поминали негромко

Имена родословной,

Имена дедов, прадедов…

Это будет прощеньем

И моим покаяньем.

Господи! Подари мне время,

Да награди силою!

Я должна успеть рассказать

О том, что видела…


Стихи мои, как капельки дождя,

В оконце памяти – стук-стук! – стучатся,

И – за строкой строка –

На белые листы ложатся.

Как капельки осеннего дождя,

Стекают ручейки воспоминаний,

Стирая память,

Воскрешая память…

Осенний дождь…

Он был до нас,

Размеренно и точно…

И после нас

Он будет ставить точки,

Из точек образуется черта

Под нашей жизнью…

А под чертою – новые листочки,

Побеги новые и новые победы,

И радости, и беды –

И так из века в век:

Да будет жизнь, Земля и человек!


Вычищен, как лишенец…

…Пройдёт ещё немного времени,

И ни один человек не ответит:

Лишенец – что за отметина?

«Это тот, - сказала бабушка,

Кто лишён возможности

Жить спокойно в своём доме,

Построенном руками мозолистыми,

Жить и детей растить

В благочинии и благочестии.

Лишенцев в России-матушке море

И это большое горе –

В России лишенцем быть».

«Лишенец?! - писал комбедовец, -

Детей нарожал девять,

Да на лошади ездит,

Да амбар у него полон,

Да детишек нет голых,

Все одеты, обуты, сыты, –

Вот и пусть

Горе в снегу помыкает!»

Лишить его крыши

И пирогов сытных,

В казахстанскую

Голую степь его!

А имущество –

Раздать бедным бездельникам!



^ V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Булычев, В. Плач по волосам, снявши голову / В. Булычев // Омский вестник. – 2007. – 25 июля. – С.18-19.




  1. Бурлацкий Фёдор. Вожди и советники. М.: изд-во «Политической литературы», 1990 г., 381 стр.




  1. Волкогонов Д.А. Триумф и Трагедия. Политический портрет Сталина в 2-х книгах, книга II ч. I, изд-во «Агентство печати новости»; М.: 1989 г. стр. 425




  1. Волкогонов Д.А. Триумф и Трагедия. Политический портрет Сталина в 2-х книгах, книга I ч. II, изд-во «Агентство печати новости»; М.: 1989 г. стр. 331




  1. Газета «Комсомольская правда» от 2 апреля 1988 г., раздел «Уроки истории» Человек и символ. О Сталине, его окружении и времени, в котором они жили. Беседа с профессором Ю. С. Борисовым.




  1. Забвению не подлежит. Книга памяти жертв политических репрессий Омской области: в 11 томах. – Омск: Омское кн. изд-во, 2004.




  1. Ляушин, В.П. К вопросу о социально-политических противоречиях и конфликтах в годы Великой Отечественной войны // Росссия между западом и востоком. Опыт прошедшего тысячелетия. Некоторые аспекты проблемы: материалы Международной науч.-практ. конф., декабрь 2000г, Омск. – Омск: ООИПКРО, 2000. – С. 91-95




  1. Морозова, Н.Ф. Репрессированные народы / Н.Ф. Морозова, Р.К. Шевченко // Край мой отчий. Седельниковский район (1924-1999): учебное пособие. – Омск: ООИПКРО, 2000. – С.93-95.



leksikone-stranica-6.html
lektion-5-standorte-der-zukunft-uchebno-metodicheskij-kompleks-nemeckij-yazik-v-ekonomike-2008-g.html
lektion-iv-uchebnoe-posobie-po-nemeckomu-yaziku-moskva-2006.html
lektor-aa-oitushi-tegenova-o-k.html
lektorskij-vladislav-aleksandrovich-epistemologiya-klassicheskaya-i-neklassicheskaya-m-stranica-15.html
lektura-shtpiake-pravilnik-o-izmenama-i-dopunama-pravilnika-o-nastavnom-planu-i-programu-osnovnog-obrazovaa-i-vaspitaa.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/socialnij-proekt-ispolniteli.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-shestaya-besedi-o-sverhsoznatelnom.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obzor-rinka-skladskoj-nedvizhimosti-moskovskogo-regiona-i-sankt-peterburga.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-vospitanie-grazhdanstvennosti-patriotizma-uvazheniya-k-pravam-svobodam-i-obyazannostyam-cheloveka.html
  • exam.bystrickaya.ru/v-raznie-rodi-i-vidi-istoricheskih-istochnikov-iz-lekcij-po-obshej-teorii-istorii-n-kareev-teoriya-istoricheskogo-znaniya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-2-eta-kniga-razrivaet-dushu-na-chasti-posle-eyo-prochteniya-hochetsya-samomu-prinyat-uchastie-v-dele-vosstanovleniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/k-voprosu-o-vklyuchenii-rabov-v-rimskoe-vojsko-pri-avguste.html
  • tests.bystrickaya.ru/kompleksnaya-diagnostika-i-prognozrovanie-oslozhnenij-ostrih-vospalitelnih-zabolevanij-organov-bryushnoj-polosti-14-01-17-hirurgiya-03-01-04-biohimiya.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-3-inventarizaciya-naselennih-punktov-mezhevanie-zemelnih-uchastkov.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sravnitelnoe-pravovedenie-sravnitelnoe-konstitucionnoe-pravo-napravlenie40-04-01-yurisprudenciya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-informatizacii-napravlena-na-povishenie-dostupnosti-kachestva-i-effektivnosti-prepodavaniya-v-sisteme-obshego-obrazovaniya-i-budet-realizovivatsya-posredstvom.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-otdela-na-2011-2012-uchebnij-god-obespechenie-bezopasnosti-i-antiterroristicheskoj-zashishennosti-obrazovatelnih-uchrezhdenij.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tajnie-obshestva-hh-veka-kniga-chast-24.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/unit-4-cardiovascular-diseases-in-childhood-predislovie.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-pervaya-stanislav-lem.html
  • school.bystrickaya.ru/duhovnaya-literatura-v-vostochnoj-sibiri-v-konce-xviii-pervoj-polovine-xix-vv-chast-3.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sostoyanie-narodnogo-obrazovaniya-i-shkoli-v-kapitalisticheskih-stranah-v-seredine-hh-veka.html
  • lesson.bystrickaya.ru/uchet-operacij-s-negosudarstvennimi-cennimi-bumagami-v-kommercheskih-bankah.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rinok-informacionnoj-bezopasnosti-rossii.html
  • report.bystrickaya.ru/institucionalizm-obzor-osnovnih-shkol-i-napravlenij-v-ekonomicheskoj-nauke.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/proishozhdenie-i-evolyuciya-zhizni-na-zemle.html
  • spur.bystrickaya.ru/kto-on-istinnij-frensis-grirson-mezhdvuhmiro-v.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chempionat-stomatologicheskogo-masterstva-gigienist-stomatologicheskij.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ocr-yu-n-sh-yu-shardnewmail-ru-stranica-10.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-issledovanie-po-teme-odnoatomnie-spirti-i-ih-vliyanie-na-organizm-cheloveka-etanol-drug-ili-vrag-chelovechestva.html
  • student.bystrickaya.ru/18-3-prostoj-kategoricheskij-sillogizm-yu-p-popov-logika-vladivostok-1999-g.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-15-kratkij-kurs-lekcij-moskva-2006-udk-50-recenzenti.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-pedagoga-agapovoj-natali-vladimirovni-visshaya-kategoriya-po-literature-7-klass-rassmotreno-na-zasedanii.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-11-stranica-6.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shamanizm-arhaicheskie-tehniki-ekstaza-stranica-14.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/politicheskaya-korrupciya-za-rubezhom-politicheskaya-korrupciya-v-rossii-organizovannoe-amerikanskim-universitetom.html
  • znanie.bystrickaya.ru/61-osnovnaya-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplina-opd-f-02-05-gidravlika-kod-i-naimenovanie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/85-svedeniya-ob-obshej-summe-eksporta-a-takzhe-o-dole-kotoruyusostavlyaet-eksport-v-obshem-obeme-prodazh.html
  • writing.bystrickaya.ru/borba-s-narkobiznesom-v-kirgizstane-chast-16.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/marketingovoe-issledovanie-celevoj-auditorii-v-nochnogo-kluba.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.