.RU

Методы исследования и диагностики конфликтов - Учебно-методический комплекс по специальности 050706 (031000) «педагогика...



Методы исследования и диагностики конфликтов

Методологические основы исследования конфликтов. Если теория является обобщенным и системно представленным результатом процесса познания, то методология определяет верные способы получения знания. В общем виде научный анализ конфликтов можно определить как систему логически последовательных методологических, теоретических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении для последующего их использования в практике урегулирования конфликтов.

Этапы анализа конфликтов

Многовековая история науки показывает, что сам процесс изучения любого явления имеет свою логику и состоит из не­скольких этапов. Знание конфликтологом этапов изучения конфликтов, соблюдение требований логики научного исследования позволят ему повысить результативность работы. Известно 8 основных этапов научного анализа конфликтов

1. ^ Составление программы, которая представляет собой достаточно подробное, всестороннее и завершенное теоретическое обоснование методологических подходов и мето­дических приемов анализа интересующего конфликтолога явления. Программа — стратегический документ изуче­ния, его обязательный начальный этап. Она играет очень важную роль в достижении поставленных конфликтологом целей (В. Ядов).

2. ^ Определение конкретного объекта изучения (выборка). Конфликтолог, как правило, не может изучить все множество конфликтов, которое является носителем интересующего его аспекта конфликтного взаимодействия. Все множество конфликтов, которое является объектом изучения и теоретически должно быть изучено, образует генеральную совокупность. Выборка — часть генеральной совокупности, которая реально изучается. Очевидно, с одной стороны, для получения достоверной ин­формации выборка должна по объему как можно меньше отли­чаться от генеральной совокупности. С другой стороны, в интере­сах максимального сокращения времени, которого потребует изучение, а также материальных затрат выборка должна быть наи­меньшей.

Важным свойством выборки является ее репрезентативность, т.е. способность воспроизводить характеристики генеральной совокупности. Определение выборки — ответственный этап в изучении конфликтов. Если нет научного обоснования выборки, то полученные на произвольной выборке данные могут только исказить истинное положение дел. Чтобы этого не случилось, выборка должна моделировать свойства генеральной совокупности возможно более полно и учитывать ее характеристики, существенные для решения поставленных в ходе изучения задач.

3. ^ Разработка методики анализа конкретного вида конфликтов. Методика представляет собой систему методов и процедур, используемых в процессе изучения конфликтов. Она должна соответствовать целям и задачам изучения, обеспечивать получение достаточно полной и достоверной информации.

4. ^ Пробное изучение конфликтов на небольшой выборке, оценка достоверности получаемой информации, доработка программы и методики. Практика изучения конфликтов показывает, что трудно сразу разработать такую методику, которая позволила бы в полном объеме решить все задачи изучения. Невозможно сразу предусмотреть все организационные проблемы; особенности поведения изучаемых людей в ходе исследования; понимание адресованных к ним вопросов; побочные факторы, которые могут оказать значительное влияние на результаты, и способы их нейтрализации; достаточно точно определить силы, средства и время, необходимые для изучения; выявить возможные трудности в обработке данных и другие проблемы. На все эти вопросы можно получить ответ только в практике самого изучения. Вот почему необходимо пробное исследование. Оно позволяет заранее выявить наиболее «узкие» места и устранить их. Пробное изучение дает возможность повысить достоверность полученной информации, уточнить и даже выдвинуть новые гипотезы, проверить организационную процедуру анализа, дать предварительную оценку эффективности приемов качественного и количественного анализа полученной информации.

5. ^ Сбор первичной конфликтологической информации сопровождается контролем достоверности и надежности получаемых данных. На этом этапе важно как можно более полно реализовать программу анализа, изучить все то, что пла­нировалось подвергнуть изучению, не допустить искажения собираемой информации.

6. ^ Качественная и количественная обработка собранных данных проводится в соответствии с выдвинутыми гипотезами, а также может выходить за их рамки. На данном этапе основным методом является содержательный теоретический конфликтологический анализ. Значительно расширяет его возможности обоснованное и грамотное исполь­зование математических методов, компьютерной техники.

7. ^ Анализ и объяснение полученных результатов заключается в систематизации собранных и обработанных данных, по­строении на этой основе описательной и объяснительной модели исследуемого аспекта конфликтного взаимодейст­вия. Объясняя полученные результаты, важно избежать негативного влияния установок, сформировавшихся до исследования. Если полученные факты противоречат ожидаемым, то необходимо не отбрасывать их, а менять выдвинутые гипотезы и повторно проверять факты. На этом этапе желательно установить систему факторов, влияющих на развитие изучаемого конфликта, вскрыть наиболее существенные закономерности в его динамике.

8. ^ Обоснование и формулировка выводов, практических рекомендаций завершают процесс исследования. Для повыше­ния эффективности работы конфликтолога на этом этапе необходимо использовать не только информацию, полу­ченную в ходе исследования, но и, опираясь на свой опыт, учитывать знания, имеющиеся по данной проблеме во всех отраслях конфликтологии.

^ Применение методов психологии в конфликтологии

Сложность конфликта как явления внутренней жизни человека и социального взаимодействия предъявляет высокие требования к методам и методикам его изучения. Конфликтология, будучи сравнительно молодой научной дисциплиной, объек­тивно вынуждена использовать для изучения конфликта методы, разработанные в других отраслях знаний, в первую очередь ме­тоды психологии.

Сегодня в психологии есть не так уж много методов для изучения внутренней конфликтности личности. Наиболее час­то в психологической практике, в частности в психотерапии, используется индивидуальная беседа, осуществляемая с помо­щью различных техник. В комплексных исследованиях применяется блок методик, которые по косвенным показателям могут выявить внутриличностный конфликт человека. Так, Ю. Юрлов в исследованиях использовал методику Т. Лири (ДМО), методику по изучению ценностных ориентации Рокича и шкалу депрессии. Для выявления внутриличностного конфликта применяется также методика, разработанная Г. Келлером, которая позволяет определить наличие конфликта в трех сферах: семейной, партнерского общения и производственной деятельности. Полагая, что существует взаимосвязь межличностных и внутриличностных конфликтов, можно выявить с помощью методики определения типа поведения в конфликтной ситуации К. Томаса.

Для проверки валидности методики различные категории опрашиваемых тестировались по опросникам Г. Айзенка и Д Кеттела.

Для проверки надежности методики исследовалось влияние развитости волевых качеств личности на уровень ее конфликтности. Развитость волевых качеств помогает человеку преодолеть внутренние проблемы с меньшими издержками (С. Рубинштейн, Т. Агафонов, В. Богословский). С помощью методики «Личностный дифференциал» определялась развитость таких качеств, как решительность, уверенность, самостоятельность, не­возмутимость и независимость.

Наиболее часто применяемые тесты и опросники, позволяющие выявить те или иные аспекты конфликтности личности.

^ Опросник А. Басса — А. Дарки. Предназначен для определения индивидуального уровня агрессивности личности.

Диагностика МЛО — методика изучения взаимоотношений в малой группе.

^ Личностный опросник Г. Айзенка. Позволяет выявить тип темперамента личности с помощью двух шкал: «экстраверсия-интроверсия» и «нейротизм-стабильность». Повышенный уро­вень нейротизма способствует конфликтному поведению лич­ности. Зависимость между экстравертированностью и кон­фликтностью человека не выявлена.

^ 16-факторный личностный опросник Кеттелла. Его также можно применить для выявления конфликтных личностей. Например, для определения психологических особенностей конфликтной личности были подсчитаны оценки по каждому фактору опросника Кеттелла у конфликтных и бесконфликт­ных индивидов, а также коэффициенты различий средних оценок Стьюдента (/-критерий) между факторами.

^ Шкала реактивной и личностной тревожности. Разработана американским психологом Ч. Спилбергером для измерения тревожности как эмоционального состояния и как свойства личности.

^ Методика «Q-сортировка». Предложена X. Заленом и Д. Штоком и позволяет измерить проявление у членов группы таких тенденций поведения, как зависимость-независимость, общительность-необщительность, стремление к борьбе-избегание борьбы. О конфликтности личности свидетельствует высокий показатель тенденции к борьбе, который рассматри­вается как стремление к завоеванию более высокого статуса и авторитета в системе межличностных отношений.

Для изучения межличностных конфликтов, а также конфликтогенных явлений (социально-психологическая напряженность в отношениях, несовместимость, наличие микрогрупп с отрицательной направленностью) используются методы и методики социальной психологии: наблюдение, социо­метрия, опросы, ретроспективный анализ конфликтов, изуче­ние документов, эксперимент

Наблюдение. Как междисциплинарный метод применяется для изучения конфликтов различного уровня — от внутриличностного до межгосударственного.

Социометрия. Как социально-психологический тест, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, разработан американским социальным психологом и психиатром Я. Морено. В конфликтологии применяется для выявления напряженных, конфликтных взаимоотношений в малой группе. Основывается на определении каждым членом группы своего отношения к окружающим по предложенным критериям. Разработаны различные модификации социометрии. Так, координатно-социограммный метод позволяет, по мнению автора, выделять в исследуемых группах конфликт­ные пары, индифферентных личностей, микрогруппы с положительным и отрицательным статусами в официальных и не­официальных подсистемах общения.

^ Модульная методика диагностики межличностных конфликтов разработана на основе идей социометрии, однако более эффективна при изучении конфликтных явлений, нежели традиционная социометрия. Модульная структура включает четыре базовые измерительные шкалы (отношение к каждому члену группы; представление об отношении каждого к нему самому; качество выполнения должностных обязанностей; раз­витость нравственных качеств) с фиксированными оценками в пределах от +5 до —5 баллов.

Пространственная социометрия представляет более «мягкий», не слишком очевидный по откровенности выбора, вариант социометрии. Позволяет выявить членов группы, с которыми у испытуемого более близкие отношения, и тех, с кем у него безразличные или конфликтные отношения.

^ Цветовой тест отношений (ЦТО) применяется в тех случа­ях, когда у опрашиваемых существует установка на сокрытие от психолога своих конфликтных отношений в группе.

Опросник Б. Кросби и Дж. Шерер. Позволяет определить индекс конфликтности психологического климата в организа­ции.

^ Ретроспективный анализ конфликтов.

Изучение документов для ретроспективного анализа кон­фликтов используется в социальной и юридической психоло­гии.

^ Метод опроса. Применяется при исследовании различных видов конфликта. Используются анкетирование, беседы, мас­совые и экспертные опросы.

Разработана система диагностики педагогических социально-перцептивных барьеров и изучения их проявления в условиях педагогического конфликта.

Методика оценки психологического климата в группе с помощью шкалы-опросника Ф. Фидлера — Ю. Ханина.

^ Методика «межличностный семейный конфликт» предназначена для выявления супружеских затруднений с целью консультирования супружеской пары и коррекции отношений

^ Методика «включенного конфликта». Разработана Ю. Баскиной. Предназначена для диагностики родительского отноше­ния к ребенку 6—10 лет и позволяет выявить различия в отношении к ребенку у родителей из гармоничных и конфликтных семей

^ Детский рисунок «Моя семья». Представляет проективную методику для выявления внутрисемейных отношений.

Эксперимент.

Экспериментальное изучение конфликта основывается на моделировании конфликтных ситуаций, преимущественно в лабораторных условиях. Берутся простые конфликтные игры, разработанные в зарубежной психологии, и более сложные конфликтные ситуации, моделирующие реальные столкнове­ния.

Качественные методы изучения межгрупповых конфликтов

Качественные методы исследования часто называют общими методами научного познания. К ним относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический, логический мето­ды, обобщение, сравнение и др.

Математическое моделирование с привлечением современ­ных средств вычислительной техники позволяет перейти от простого накопления и анализа фактов к прогнозированию и оценке событий в реальном масштабе времени их развития, математическое моделирование конфликтных явлений с использованием ЭВМ позволяет просчитывать различные варианты их развития с прогнозированием вероятного исхода и влияния на результат.

kreditnie-operacii.html
kreditnij-broker-interfinance-kniga-napisana-na-osnove-prakticheskogo-opita-raboti-yuridicheskoj-konsaltingovoj.html
kreditnij-kapkan-moskovskij-komsomolec-elena-mishina-21112008-260-str-3.html
kreditnij-risk-plan-raschetno-kassovie-operacii-kreditnie-operacii-klassifikaciya-operacij-banka-s-valyutoj.html
kreditno-finansovoe-uchrezhdenie-i-i-mazur-v-d-shapiro-n-g-olderogge.html
kreditnuyu-liniyu-dlya-inostranih-investicij-v-up-up-otkroyut-v-2011-godu-ia-tyumenskaya-liniya-01072011.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-111.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornih-rabot-dlya-studentov-specialnosti-261000-irkutsk-2002-stranica-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-delenie-chisla-na-proizvedenie-82-86-urok-numeraciya-schet-predmetov-razryadi.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-6.html
  • lesson.bystrickaya.ru/narodnij-zhnochij-odyag.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-mezhdunarodnoe-pravo-po-borbe-s-terrorizmom.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vrach-neonatolog-i-obshie-polozheniya.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshaya-metodika-resheniya-zadach-finansovogo-prognozirovaniya-s-ispolzovaniem-algoritma-obratnogo-rasprostraneniya-oshibki-prahova-m-v-prahovaproflist-ru.html
  • klass.bystrickaya.ru/65-posledovatelnosti-posledovatelnostej-iskusstvennij-intellekt.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/proceduri-formirovaniya-dispetcherskih-obemov-i-indikatorov-balansiruyushego-rinka-po-rezultatam-rascheta-ppbr.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-itogah-raboti-upravleniya-kulturi-oblasti-gosudarstvennih-uchrezhdenij-kulturi-i-iskusstva-organov-kulturi-municipalnih-obrazovanij-oblasti-v-2011-godu-zadachah-otrasli-na-2012-god.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tri-rasskaza.html
  • essay.bystrickaya.ru/e-v-kirillov-otdelenie-milicii-7-patrulno-postovoj-sluzhbi-milicii-upravleniya-vnutrennih-del-po-g-krasnoyarsku-g-krasnoyarsk-rossiya.html
  • studies.bystrickaya.ru/getman-pavlo-skoropadskij.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kn-sinibi-5-pn-aza-debiet-tairibi-sbit-manov-lashin-masati.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-predmet-zadachi-i-struktura-sovremennoj-ekologii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obsherossijskaya-obshestvennaya-organizaciya-delovaya-rossiya.html
  • reading.bystrickaya.ru/laboratornaya-rabota-1-dvizhenie-tel-v-srede-s-uchetom-treniya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-18-refaim-probuzhdennaya-kristin-kast.html
  • letter.bystrickaya.ru/oao-novolipeckij-metallurgicheskij-kombinat-rasporyazhenie-pravitelstva-rossijskoj-federacii-ot-28-maya-2007-g-680-r.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-po-predmetu-sociologiya-na-temu-sociologiya-upravleniya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-poryadke-polucheniya-kvalifikacionnih-kategorij-medicinskimi-i-farmacevticheskimi-rabotnikami-i-obshie-polozheniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/osobennosti-psihologii-hirurgicheskih-bolnih-yu-yu-eliseev-psihosomaticheskie-zabolevaniya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-the-economic-programme-of-the-russian-government-of-2000-and-prospects-for-reform.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referat-vologodskie-internacionalisti-v-afganistane.html
  • studies.bystrickaya.ru/22-universitet-kak-koordinator-sistemi-neprerivnogo-obrazovaniya-v-regione-g-m-borlikov-universitet.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-17-predstavitelstvo-i-posrednicheskaya-deyatelnost-kommersanta-temi-referatov-po-discipline-grazhdanskoe.html
  • znanie.bystrickaya.ru/52-rkovodni-principi-za-ustojchivo-teritorialno-razvitie-na-evropejskiya-kontinent-i-iziskvaniya-km-ustrojstvenoto-razvitie-na-varna.html
  • report.bystrickaya.ru/izobretanie-proektirovanie-razrabotka-i-soprovozhdenie-tom-intellektualnie-sistemi-sistemi-resheniya-problem-albert-aleksandrovich-krasilov-stranica-14.html
  • write.bystrickaya.ru/federalnoe-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • student.bystrickaya.ru/22himicheskaya-svyaz-221obshie-predstavleniya-o-prirode-himicheskoj-svyazi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sluzhba-po-kontrolyu-v-oblasti-stranica-3.html
  • tasks.bystrickaya.ru/23-problema-obektivnosti-poznaniya-v-socialnih-i-gumanitarnih-naukah.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vvedenie-v-makroekonomiku-matveeva-tyu-m-gu-vshe-2009-512-s.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-dlya-postupleniya-v-aspiranturu-po-specialnosti-shifr-i-naimenovanie-nauchnoj-specialnosti-na-temu-moskva-2009-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.