.RU

МАТЕРИАЛЫ к Комментированию произведений В.С. Высоцкого - Воронежский государственный педагогический университет...


^ МАТЕРИАЛЫ к Комментированию произведений В.С. Высоцкого Жертва телевидения (1972)
Варианты названия: «Песня про телевизор», «Песня о телевизоре», «Жертва телевизора».

«…Меня все время спрашивают в записках обычно: "Почему вас не показывают по телевизору?" Ну, уж я не знаю, почему меня не показывают, это надо у них спросить... А я вам сейчас его и покажу, этого телевизора» (автокомментарий В. Высоцкого на выступлении в Ворошиловграде, январь 1978).

Одним из поводов для обращения В. Высоцкого к данной теме могла быть история телевизионной записи его выступления в Таллине (Эстонская ССР), которая состоялась 18 мая 1972 г. (реж. М. Тальвик). Это была первая удавшаяся попытка сольного выступления поэта на советском телевидении, и к нему он готовился основательно (сохранилась рукопись сценария «Маска и лицо», легшего в основу сюжета). Однако готовая 55-минутная передача вышла в эфир эстонского телевидения только 15 июня (четверг, поздно вечером), при показе не содержала в своём названии фамилии Высоцкого, называясь анонимно «Парень с Таганки»1. Часть отснятого материала (песня «Я не люблю») была вырезана по цензурным соображениям.

Но, конечно же, советское телевидение для В. Высоцкого было не только источником личных обид, унижений, волнений, неурядиц и поводом думать о них. Телевизионные передачи (судя по собственным словам поэта и воспоминаниям близких ему людей) были значимым «фоном» для его творческой деятельности: «голубой экран» демонстрировал аудиовизуальный образ советской действительности в искаженном, отцензуренном, оглупленно-идеализированном виде. С. Говорухин: «Бывало, сядет напротив телевизора и смотрит все передачи подряд. Час, два… Скучное интервью, прогноз погоды, программу на завтра. В полной «отключке», спрашивать о чем-нибудь бесполезно. Обдумывает новую песню»2. О. Афанасьева о В. Высоцком второй половины 1970-х гг.: «…Включал телевизор и смотрел все подряд. – Ну, Володя, ну что ты там такое смотришь? Это же невозможно – целый день! – Не мешай! Я пропитываюсь ненавистью!»3.


ОН НЕ ОКНО… МНЕ БУДТО ДВЕРЬ В ЦЕЛЫЙ МИР ПРОРУБИЛИ — обыгрывается ставшее штампом выражение «телевидение – окно в мир», изначально возникшее в начале 1960-х гг. применительно к передаче «Клуб кинопутешествий»4, в контаминации с пушкинским «Природой здесь нам суждено // В Европу прорубить окно» (Вступление к поэме «Медный всадник», 1833)5.

Кроме того, здесь же реализуется шутка, основанная на том, что из России в Европу прорублено лишь окно, а не полноценная дверь.6 Вскоре эта шутка будет использована и в дискоспектакле «Алиса в стране чудес» (1976, инсц. О.Г. Герасимова):

– …Грозный стук топора, которым Петр рубил окно в Европу…

– А дверь прорубил?

– Нет…

– Значит, они так в окно и лазали?

ОТДЫХ В КРЫМУ — обычно купальный сезон, являющийся непременной составляющей полноценного крымского «отдыха», продолжается со второй половины мая до начала октября. С этой строки начинается упоминание, как увидим ниже, многочисленных реалий, связанных с временным промежутком май-август 1972 года7. Поэт осознавал эту особенность своего произведения8, поздние исполнения которого не содержат строф, видимо, показавшихся автору излишне крепко привязанными к реалиям 1972 г. и потому неактуальными (см. ниже).

УРАГАН — во второй половине июня 1972 г. над территорией Мексики, Кубы и США бушевал ураган «Агнес», сопровождавшийся большими разрушениями, наводнениями и человеческими жертвами (Крылов-Кулагин, 223).

И КОБЗОН — Иосиф Давыдович (р. 1937) популярный эстрадный певец, лирический баритон; лауреат множества конкурсов, непременный участник правительственных концертов, различных международных встреч и фестивалей. Основной репертуар И.Д. Кобзона в конце 1960-х – начале 1970-х гг. составляли лирические и патриотические песни. Судя по воспоминаниям современников, между И.Д. Кобзоном и В. Высоцким добрые отношения поддерживались с 1964 г. и до конца жизни поэта.

ФИЛЬМ, ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ — в 1971-1972 годах сравнительно с предыдущими значительно увеличилось количество сериалов, показываемых по советскому телевидению.9 Возможно, это было связано с феноменальным успехом, с которым в июле-августе 1971 г. прошла демонстрация 26-серийного фильма «Сага о Форсайтах» (Великобритания, 1969).10 Вскоре состоялась премьера советского 17-серийного сериала «День за днём» (автор сценария и текстов песен М. Анчаров)11; его первые девять серий были показаны в декабре 1971 г., остальные – в течение следующего года. Фонограммы сохранили сдержанно-скептические отзывы В. Высоцкого об этом фильме. Многосерийная «Сага о Форсайтах» тоже упоминается В. Высоцким в концертных выступлениях.

Однако в 1971-1972 гг. по советскому телевидению демонст­рировались и такие сериалы (некоторые из них – неоднократно) как «Капитан Тенкеш» (Венгрия, 1963, 13 серий), «На каждом километре» (Болгария, 1969, 13 серий), «Адъютант его превосходительства» (СССР, 1970, 5 серий); «Ставка больше, чем жизнь» (Польша, 1968, 18 серий)12, «Четыре танкиста и собака» (Польша, 1969, 21 серия)13, детектив «След ведёт в "Седьмое небо"» (5 серий, ГДР, 1963); «Жар солнца» (4 серии, ГДР, 1971)14.

Кроме того, в течение 1972 г. по советскому телевидению были показаны несколько фильмов, состоящих именно из семи частей каждый: в феврале и в апреле (повтор) – семисерийный «Тени исчезают в полдень» (СССР, 1971); «Дело № 7 (Несчастный случай)» сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи»15; в начале мая 1972 г. по второй программе показывали «криминально-комедийный» фильм «Приключения пса Цивиля» (7 серий, 1970, Польша), в конце августа – разбитую на семь минисерий комедию «Путешествие за улыбку» (Польша, 1972).

Помимо художественных сериалов существовали и многосерийные документальные фильмы, среди которых обращают на себя внимание многочисленные и состоящие именно из семи частей хроники, посвящаемые будням какого-либо крупного предприятия (один день – одна серия). Так, например, в 1972 году были показаны «Семь дней КАМАЗа» (февраль), «Семь дней Минского тракторного завода» (апрель), «Семь дней совхоза "Гигант"» (июнь), «Семь дней оршанского завода "Красный борец"» (август).

Вышесказанное позволяет предположить, что поэт не имел в виду какой-то конкретный фильм16, – ему было важнее показать абсурд дискретного мировидения как основу возможных гротесковых сочетаний и причину безумной утраты каузальных связей.

«А НУ-КА, ДЕВУШКИ» … И ВСЕ – В ПЕРЕДНИЧКАХ — развлекательная передача Центрального телевидения, с 1970-го г. выходившая в эфир по первой программе. Представляла собой игровой конкурс-соревнование девушек, объединенных профессией, местом жительства, работы или учёбы (медсёстры, ткачихи, работницы часового завода и т.д.). Важнейшей составляющей конкурса были соревнования по домоводству и кулинарии (в передничках). В этой передаче принимали участие (разумеется, вне конкурса) актёры, певцы, вокально-инструментальные ансамбли и танцевальные коллективы. Передача обычно выходила в эфир сразу после окончания программы «Время» (то есть в 21-30 или в 21-45) и длилась от 75 до 85 минут.

Я ВСЕЮ СКОРБЬЮ СКОРБЛЮ МИРОВОЮ — «мировая скорбь» (от нем. Weltschmerz), комплекс пессимистических настроений, характерный для европейской культуры конца XVIII – первой трети XIX вв., в литературе проявился в творчестве многих писателей этого периода (от молодого И.В. Гёте до Дж.Г. Байрона, Г. Гейне и М.Ю. Лермонтова).

НИКСОНА ВИЖУ С ЕГО ГОСПОЖОЮ — Ник­сон Ричард (Richard Milhous Nixon, 1913–1994) — президент США в 1969–1974 гг.; в последней декаде мая 1972 г. состоялся его официальный визит в СССР, в ходе которого были подписаны важные соглашения между СССР и США. На дипломатических приемах, экскурсиях, в поездках по СССР президента США сопровождала его супруга, «госпожа» Патриция Никсон (1912–1993), о чем постоянно сообщали средства массовой информации. Это экзотическое для русского советского языка слово, взятое из дипломатического «протокольного» лексикона, не могло не заворожить советского обывателя.

ВОТ ТЕБЕ РАЗ! ИНОСТРАННЫЙ ГЛАВА – // ПРЯМО ГЛАЗ В ГЛАЗ, К ГОЛОВЕ ГОЛОВА — 28 мая 1972 г. Р. Никсон выступил по Центральному телевидению с кратким обращением «непосредственно к народу Советского Союза», что, по-видимому, было первым в истории отечественного телевидения событием подобного рода. Выступление президента США, облик которого был известен советским людям главным образом по карикатурам на политические темы, было неожиданно человечным и доброжелательным, ясным и свободным, чем разительно отличалось от речей советских лидеров.

ТЕТ-НА-ТЕТ — комически искаженное выражение «тет-а-тет», (франц. tête-à-tête)17 – свидание, встреча вдвоём наедине, а также наречие, означающее «вдвоём наедине». Буквальный перевод – «голова в голову», что соотносится с предшествующими строками об «иностранном главе», с которым персонаж оказывается «к голове голова». Тут же подспудно возникает «французская» тема, в дальнейшем связанная с главой Франции, Ж. Помпиду (см. ниже).

^ УДАРНИКИ В ХЛЕБОПЕКАРНЕ — ударник в русском советском языке – «передовой работник социалистического производства, перевыполняющий нормы, активно овладевающий техникой и показывающий образцы производственной дисциплины» (Толковый словарь Д.Н. Ушакова). Этимология слова связана с «ударниками», т.е. личным составом ударных (элитных, дисциплинированных, хорошо обученных и оснащенных) подразделений русской армии и флота, формировавшихся в 1917 г. при Временном правительстве в целях повышения боеспособности и противодействия нарастающему разложению вооружённых сил России. Странно, что это слово в значении «передовой работник» было принято большевиками – «ударничество» в войсках Временного правительства они не одобряли.

«А НУ-КА, ПАРНИ» – СТРЕЛЯЮТ, ПРЫГАЮТ — спортивно-развлекательная программа-конкурс, аналог передачи «А ну-ка девушки» с участием молодых людей, состязавшихся главным образом в технической и спортивной областях. Стреляли они (помню такую передачу) из пневматических винтовок по воздушным шарикам, совмещая это упражнение с ездой на мотоциклах по весьма ограниченному пространству студии. По воспоминаниям А.Б. Сёмина, прыгали они с некоего симулятора парашютной вышки. Выглядело всё это довольно скучно.

БОГОМ УБИТЫЙ — (разг.) глуповатый, несообразительный человек.

ИЩУТ ТАЛАНТЫ — подразумевается музыкальная телепередача-конкурс «Алло, мы ищем таланты!», участниками которой были исполнители, вокально-инструментальные ансамбли и хоровые коллективы (в большинстве своём любительские, реже – начинающие профессиональную карьеру).

ГЛЯДЬ – ДОМА НИКСОН И ЖОРЖ ПОМПИДУ — Ж. Помпиду (Georges Jean Raymond Pompidou, 1911–1974) – президент Франции в 1969–1974 гг. Визит Жоржа Помпиду в СССР состоялся в июне 1970 г. Ответный визит Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева происходил в октябре 1971 г., – эти события показывались по советскому телевидению. Соседство же Никсона и Помпиду в телевизоре 1972 года довольно странно: их встреча будет позже, в 1973 году. Однако в начале июля 1972 г. французский президент встречался в Германии с иным «главой» – канцлером ФРГ Вилли Брандтом (Willy Brandt, 1913–1992), информация о чем могла пройти по советскому телевидению в «Новостях» или в «Международной панораме». Возможно, В. Высоцкий таким образом показывает начавшуюся путаницу в сознании своего персонажа.

Схожий мотив интервенции двух лидеров иностранных государств в частную жизнь советского обывателя ранее присутствовал в песне «Есть на земле предостаточно рас» (1965): «…Я в дом, а на кухне сидят // Мао Цзедун с Ли Сын Маном!». Заметим, что в обеих песнях международная тематика сочетается с мотивом дыхания («Грудью дышу я всем воздухом мира» – «Воздуху каждый вдыхает за раз // Два с половиною литра»).

^ ЖОРЖ – ПОСОШОК, РИЧАРД, ПРАВДА, НЕ СТАЛ — «посошком» называют рюмку, выпиваемую перед уходом. Отказ от участия в выпивке (если на то нет весьма серьезных оснований), как все мы понимаем, есть признак недружелюбия, или даже неуважения. Различное поведение Никсона и Помпиду соответствуют отношениям, бывшим между СССР и странами, ими представляемыми: США рассматривались как «вероятный противник» и в целом враждебное государство, а Франция – как значительно более дружественный партнер СССР в различных сферах международных отношений.

НУ А ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ЕЩЁ КОШМАРНЕЙ, – // ВРУБИЛ ЧЕТВЁРТУЮ – И НА БАЛКОН // «А НУ-КА, ДЕВУШКИ!» «А НУ-КА, ПАРНЯМ»… — М.И. Цыбульский: «А почему, собственно, "ещё кошмарней"? Да очень просто: обе эти передачи шли всегда по первой программе! Если их показывают по четвёртой, – значит, точно что-то с головой не то...»18

ВРУЧАЮТ ПРЕМИЮ В ООООН — в мае 1972 г. были присуждены Международные Ленинские премии «За укрепление мира между народами» шестерым деятелям науки и культуры, среди которых были такие безусловно известные и выдающиеся личности, как Эрнст Буш (актёр и певец, ГДР) и Ренато Гуттузо (художник, Италия). Эти награждения сопровождались развернутой пропагандистской кампанией.

КАНАТЧИКОВА ДАЧА — неофициальное наименование Московской городской психиатрической больницы имени П. П. Кащенко (до 1922 и после 1994 – имени Н.А. Алексеева). Происходит от исторического названия места её расположения (в середине XIX в. здесь находилось владение купца Канатчикова). Современный адрес – Загородное шоссе, д. 2.

НАВЯЗЧИВЫЙ СЕРВИС — по-видимому, это словосочетание, ставшее устойчивым и широкоупотребляемым с приставкой «не», является изобретением В. Высоцкого.

В БРЕДУ … ЗАСТУПАЛСЯ ЗА АНДЖЕЛУ ДЭВИС — А. Дэвис (Angela Yvonne Davis, 1944), участница левого движения в США, ученица и последовательница Г. Маркузе; её преследование американскими властями по уголовной статье (терроризм, захват заложников) активно использовалось советской пропагандой в идеологических целях.19 Американский прокоммунистический журналист Ф. Боноски демагогически вопрошал в статье «Инквизиторы и Анджела. Правда о судилище над американской коммунисткой»: «Виновата в чём? В покупке револьверов, которые в последствии были использованы храбрым 17-летним юношей-идеалистом, пытавшимся освободить из тюрьмы нескольких негров?»20

В июне 1972 года присяжные сочли доказательства вины А. Дэвис недостаточными и ее оправдали, что рассматривалось как победа мировой демократической общественности. Поскольку к моменту первого исполнения песни А. Дэвис уже не нуждалась в защите, постольку комментируемые строки приобретали двусмысленность: или вообще за А. Дэвис можно было заступаться лишь «в бреду», или это заступничество стало бредом только после её оправдания?

ВЫИГРАН МАТЧ СССР – ФРГ — в 1972 г. сборная СССР дважды (26 мая и 18 июня) встречалась со сборной ФРГ, проиграв оба раза (4:1 и 3:0). Из семи голов, забитых немецкой командой, шесть принадлежали Г. Мюллеру (см. ниже). «Выигранный у немцев футбольный матч мог померещиться только помешавшемуся любителю телевидения»21.

СТО НЕГОДЯЕВ ЗАХВАЧЕНЫ В ПЛЕН — с 1964 по 1973 гг. шла война между США и Южным Вьетнамом22 против Северного Вьетнама, пользовавшегося всесторонней поддержкой СССР. В советских средствах массовой ин­формации периодически сообщались преувеличенные данные о потерях американских войск и их союзников.

МАГОМАЕВ ПОЕТ В КВН — Магомаев Муслим Магометович (1942–2008) — выдающийся оперный и эстрадный певец, драматический баритон; как и И.Д. Кобзон, был в высшей степени популярен, непременный участник правительственных концертов. В КВН (см. ниже) никогда не выступал.

КВН — аббревиатура («Клуб весёлых и находчивых») телепередача, в которой команды, в основном состоящие из студентов и молодых преподавателей различных вузов СССР, соревновались в остроумии. В интернете и некоторых печатных изданиях содержится неверная информация о том, что эта передача, существовавшая с 1961 г., была в 1971 г. закрыта телевизионным начальством, из чего исследователи творчества В. Высоцкого делают вывод о том, что поэт якобы намекает на этот факт.23 Судя по программам телепередач, КВН благополучно показывали по телевизору и в 1971, и в 1972 г. по август включительно (последняя трансляция состоялась 22 августа), и только потом передача прекратила своё существование вплоть до «перестроечных» времён.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – ЕЩЕ ШИКАРНЕЙ: // ДВА ТЕЛЕВИЗОРА — М.И. Цыбульский: «В больнице имени Кащенко (теперь – Алексеева) … ещё в 1980-е годы, когда я там проходил врачебную практику во время учёбы в мединституте, на некоторых этажах стояло по два телевизора»24.


Первоначальный вариант:

С МЮЛЛЕРОМ Я НА КОРОТКОЙ НОГЕ — Герхард Мюллер (Gerhard Müller, 1945), признанный лучшим бомбардиром чемпионата Европы 1972 г., разительно не соответствовал привычному облику футболиста: маленький, коренастый, коротконогий… Короткие ноги Мюллера постоянно обсуждались футбольными болельщиками и спортивными комментаторами: по их мнению, именно эти «нестандартные» ноги немецкого нападающего обеспечивали ему повышенную устойчивость и феноменальную увёртливость.

С УКАЗУ НЕ ПЬЮ — имеется в виду Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня 1972 г. «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма»25, принятый вслед за Постановлением Совета Министров СССР от 16 мая 1972 г. № 361 «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма».

Просторечная формулировка «с Указу» может быть понята двояко: «Не пью по причине принятия Указа» и «Не пью с момента принятия Указа». И тот, и другой варианты смысла высказывания откровенно ироничны: результатом этой кампании было очередное повышение цен на спиртные напитки26 и сокращение времени, в которое разрешалась их продажа (с 11 до 19 часов).

КОНКУРС В ВАРНЕ — в болгарском городе Варна с 1926 г. проводится традиционный фестиваль искусств «Варненское лето»; раз в два года (с 1964 г.) в его рамках проходит международный конкурс артистов балета (в 1972 г. он состоялся с 11 по 26 июля)27. Специальной передачи, этому конкурсу посвященной, в телевизионной программе обнаружить не удалось. Возможно, по телевидению был передан сюжет об участии советских артистов в этом фестивале; кроме того, в тексте песни балетный конкурс (или сам фестиваль «Варненское лето») мог контаминироваться с циклом передач из Болгарии (Солнечный берег) «На VIII Международном фестивале эстрадной песни «Золотой Орфей», который транслировался 8, 9 и 15 июля.

А МНЕ КВАРТАЛ ВСЕГО ТУДА ИДТИ — «Варна» здесь – название фирменного магазина в Москве (Ленинский проспект, 34/1), в котором продава­лись товары из Болгарии. Схожая коллизия присутствует в «любимом произведении» В. Высоцкого, романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (выяснение местоположения Стёпы Лиходеева: крымский город Ялта или одноименная чебуречная в подмосковном Пушкино).

materiali-iv-mezhdunarodnoj-elektronnoj-nauchnoj-konferencii-25-26-dekabrya-2009-goda-chast-i-majkop-2009-stranica-13.html
materiali-k-4-mu-zasedaniyu-tyumenskoj-oblastnoj-dumi-pyatogo-soziva-19-aprelya-2012-goda.html
materiali-k-ariz-68-vladimir-petrov-istoriya-razvitiya-algoritma-resheniya-izobretatelskih-zadach-ariz-informacionnie.html
materiali-k-ariz-82-a-vladimir-petrov-istoriya-razvitiya-algoritma-resheniya-izobretatelskih-zadach-ariz-informacionnie.html
materiali-k-ariz-85-a-vladimir-petrov-istoriya-razvitiya-algoritma-resheniya-izobretatelskih-zadach-ariz-informacionnie.html
materiali-k-dokladu-katrechko-s-l-ot-18-marta-2011-g-na-osnove-stati-v-sbornik-po-dokazatelstvu.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-kompleksnaya-programma-razvitiya-universiteta-na-2011-god-po-realizacii-strategicheskih-zadach-opredelennih-v-poslanii.html
  • education.bystrickaya.ru/22-capitals-metodichn-rekomendac-z-pismovo-praktiki-punktuacya-ta-mehanka-metodicheskie-rekomendacii-po.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-tematicheskoe-planirovanie-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-maslovoj-natali-alekseevni-na-2010-2011-uchebnij-god-z.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekologiya-i-koncepciya-biosferi.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/formirovanie-socialno-psihologicheskogo-klimata-kak-tvorcheskoj-atmosferi-v-teatralnom-kollektive.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-administracii-mr-spas-demenskij-rajon-zasedanie-konsultativnogo-soveta-orazvitii-narodnoj-tradicionnoj.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-24-zakonnost-i-ee-principi-a-b-lisyutkin-v-d-popkov-doktor-yuridicheskih-nauk-professor.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-8-yuridicheskaya-otvetstvennost-za-ekologicheskie-pravonarusheniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-ciklu-disciplin.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-metodologiya-nauchnogo-tvorchestva-napravlenie-oop.html
  • letter.bystrickaya.ru/nado-zhe-vrode-kitaec-li-yaponec-odin-hren-rozha-kosoglazaya-a-tozhe-vot-razlichayut-mezhdu-soboj-obizhayutsya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/ravnenie-na-evropu-novie-izvestiya-vazhdaeva-nina-09022006-22-str-6.html
  • urok.bystrickaya.ru/primernaya-programma-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya-po-russkomu-yaziku-profilnij-uroven-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • write.bystrickaya.ru/genri-stivenson-v-carstve-tyulenej-skazka.html
  • lecture.bystrickaya.ru/arhiepiskopa-ternopolskogo-i-kremeneckogo-stranica-2.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-26-mezhdunarodnoe-ekonomicheskoe-pravo-uchebnik-dlya-vuzov.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/doping-stranica-2.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vladimirovna-kafedra-mikroekonomika.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-xiii-organizaciya-i-osushestvlenie-vnutrennego-kontrolya-v-negosudarstvennom-pensionnom-fonde.html
  • college.bystrickaya.ru/-v-2009-godu-ezhemesyachnaya-gorodskaya-renta-uvechilas-vtroe-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/raschet-elektricheskoj-chasti-stancii-gres-1800-mvt.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-vseobshej-istorii-istoriya-drevnego-mira-5-klass-bazovij-uroven.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-dpp-v-02-teoriya-i-praktika-stiha-ud-04-13-010.html
  • institut.bystrickaya.ru/struktura-obem-i-oformlenie-raboti-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-respubliki-kazahstan-pavlodarskij-gosudarstvennij.html
  • turn.bystrickaya.ru/orlov-g-cerkov-hristova-rasskazi-iz-istorii-hristianskoj-cerkvi-dopolnitelnaya-literatura-talberg-n-d-istoriya-hristianskoj-cerkvi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/praktikum-dlya-kursovoj-raboti-po-discipline-metrologiya-standartizaciya-i-sertifikaciya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-rasprostraneniya-buddizma-v-rossii.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-s-e-markuckaya-e-a-kackova-m-izdatelstvo-ekzamen-2007-126-2-s-seriya-24-chasa-do-ekzamena.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primechaniya-a-d-mihajlova-66-copyright-volfram-fon-eshenbah-stranica-14.html
  • student.bystrickaya.ru/1-vozniknovenie-pervogo-shematichnogo-abrisa-celnogo-detskogo-mirovozzreniya-uchebnik-m-rossijskoe-pedagogicheskoe-agentstvo-1996-374-s.html
  • abstract.bystrickaya.ru/24-bett-bet.html
  • esse.bystrickaya.ru/psihoterapii-per-s-angl-spb-izdatelskij-dom-yuventa-m-ksp-2000-512-s-isvn-5-87399-097-2.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gennadij-kulik-obsuzhdeniya-problemi-peredachi-malogo-biznesa-vklyuchaya-nalogi-v-kompetenciyu-regionalnih-i-municipalnih.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/referat-tema-sovremennie-sistemi-upravleniya-bazami-dannih.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-po-istorii-i-filosofii-nauki-matematicheskaya-teoriya-muziki.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-6-monografiya-volgograd.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.