.RU

Лунный свет санкхьи издание подготовил В. К. Шохин - страница 8


(2)
Ведийское подобно обычным, так как связано с нечистотой, временностью и неравенством1. Отличное от того и лучшее – от различительного познания "проявленного", "непроявленного" и "знающего".

(Г) (Возражение). Но даже если можно желать познания иного средства противодействия страданиям, чем обычные, все равно [дело обстоит] не так, [как вы говорите]. Ведь есть ведийское средство противодействия страданиям. "Слышать за..." – отсюда продолжительное слышание; то, что порождается этим, – ведийское2. Оно установлено через предание. Сказано ведь:

Мы пили сому – мы стали бессмертными.
Мы достигли света, мы нашли богов.
Что может нам сделать теперь недоброжелательность?!
И что – злоба смертного, о бессмертный!3

Как-то Индра и другие боги обсуждали: "Как мы стали бессмертными?" И размыслили: поскольку "мы выпили сому" – испили сому, то "стали бессмертными" – стали теми, кто не умирает, – таков смысл. Далее, "достигли света", т.е. получили "свет" – небо, "нашли богов" – небожителей. "Что" в таком случае "нам теперь может сделать недоброжелательность": "теперь" – поистине, "недоброжелательность" – враг "нам может сделать?" – причинить, "и что – злоба смертного, о бессмертный!": злоба смертного что сделает, бессмертный? Далее, в Веде указывается, что от заклания животных – непреходящий плод: "Побеждает все миры, одолевает смерть, одолевает зло, одолевает [последствие] убийства брахмана тот, кто совершает ашвамедху"3а. Таким образом, поскольку в Веде указываются и надежные и завершенные [результаты], изыскание [на предмет лучшего] будет все-таки беспредметным.

(Ответ). Это неверно, [и на это] сказано: ведийское подобно обычным [средствам противодействия страданиям]. Подобное обычным – обычное.

(Вопрос). Но почему же это ведийское [средство] подобно обычным?

(Ответ). ^ Так как связано с нечистотой, временностью и неравенством. Связано с нечистотой – благодаря убийству животных. Ведь сказано:

Шестьсот без трех животных должны быть уготовлены
В полдень по предписанию ашвамедхи4.

Даже если [эта] обязанность предписывается и в шрути и в смрити, все же благодаря примеси [убийства она] будет связана с нечистотой. Далее:

Многие тысячи владык над богами прошли
В течение мировых периодов: время превзойти трудно5.

Таким образом, ввиду гибели Индры и других богов [средство, предписанное в Веде], связано с временностью. Также связано с неравенством – превосходством. Видя превосходство [одного], другой будет страдать. В итоге предписанное средство [противодействия страданиям] подобно обычным.

(Вопрос). Но какое же тогда лучшее?

(Ответ). На это сказано: отличное от того и лучшее. От того – от тех обычных и предписанных [средств противодействия страданию], отличное и лучшее – более достойное одобрения как не связанное ни с нечистотой, ни с временностью, ни с неравенством.

(Вопрос). Каково же оно?

(Ответ). На это сказано: [то, что] от различительного познания "проявленного", "непроявленного" и "знающего". При этом "проявленное" – это Интеллект, Эготизм, 5 танматр, 11 индрий, 5 материальных элементов, "непроявленное" – Прадхана, "знающий" – Пуруша. Таким образом, 25 начал описываются как "проявленное", "непроявленное" и "знающий". От различительного познания их – лучшее (средство противодействия страданиям). Сказано ведь было: "Знаток 25 начал..."
*   *   *
(В) (Оппонент). Хорошо, пусть обычные средства [и не средства], но цикл ведийских церемоний начиная с джйотиштомы и кончая "годовой"6, даст и надежное и завершенное устранение трех беспокойств. Сказано ведь в шрути: "Желающий неба пусть жертвует"7. А о небе:

Счастье, не смешанное со страданием и не поглощаемое сразу,
Достигаемое [одним] желанием помещается на небе8.

Небо – это счастье, прямо противоположное страданию. Оно собственной силой до конца разрушает страдание и [само] непреходяще. И в шрути сказано: "Мы пили сому – мы стали бессмертными..." Если бы оно было преходящим, то откуда в нем было бы бессмертие? Поэтому, ввиду [относительной] легкодоступности ведийского средства как осуществляющего противодействие тройственному страданию за 48 минут9, сутки, месяц, год и т.д. в сравнении с различительным знанием, достижимым [лишь] посредством непрерывных занятий в течение многих рождений, изыскание [этого нового средства] снова будет излишним.

Ожидая это [возражение, составитель карик] отвечает: "Ведийское подобно обычным..."

"То, что воспринимается через рецитацию учителя", – отсюда ведийская традиция10, Веда. Сказанное означает, что [Веда] только передается, но никем не [была] сочинена. Ведийское – то, что относится к этому, познается из этого. И совокупность ведийских обрядов не отличается [по своим результатам] от обычных [средств противодействия страданию], так как в обоих случаях в одинаковой мере отсутствует то противодействие тройственному страданию, [результаты коего были бы] надежными и завершенными. Хотя "предписанное" употреблено в обобщающем смысле, здесь все же следует видеть указание [именно] на совокупность обрядов, так как в ведийском предании представлено и различительное знание. Сказано ведь в шрути: "Поистине следует познавать Атмана"11 или "Этот не возвращается, этот не возвращается"12.

Этот тезис обеспечен и аргументом: так как связано с нечистотой, временностью и неравенством13. Нечистота – неизбежность при жертвоприношениях сомы и т.д. уничтожения скота, семян и т.д. Ведь говорил господин Панчашикха: "Малую примесь надо устранить [либо] терпеть"14. "Малая примесь" – это примесь к основному действию [результатов] джйотиштомы и т.д. [того] малого [действия], которое обусловливает дурные последствия от убийства животных и прочего. "Надо устранить" – обезвредить посредством совершения искупительного обряда; если же по нерадивости искупительный обряд совершен не будет, [примесь] "вызреет" с вызреванием основной кармы. "Надо терпеть" – поскольку эта [примесь нечистоты] порождает зло, последнее надо терпеливо принять. Должны ведь специалисты [по обрядам], погруженные в великое озеро нектара, добытого множеством [их] заслуг, потерпеть искорку огня страдания, произведенного малой толикой [того] зла.

И неверно, что общее правило "Не убивай никакое живое существо" устраняется частным правилом "Для совершения агништомы надо приносить в жертву животное" – по отсутствию противоречия [между ними]. Ведь [только] при [наличии] противоречия одно [предписание] устраняется [другим], более сильным. А здесь никакого противоречия нет, ввиду того что предметы различны. Ведь когда говорится "Не убивай", то этим отрицанием указывается на наличие в убийстве причины [совершения] зла, а не на непригодность для обряда, а когда "Для совершения агништомы надо приносить в жертву животное", то этим указывается на причастность убийства животного обряду, а не на отсутствие в этом [действии] условия [совершения] зла. В противном случае будет несообразность. И между тем, чтобы производить дурные последствия и содействовать [задачам] жертвоприношения, противоречия нет, ведь убийство [животного] принесет человеку вред, а жертвоприношению пользу.

[Хотя] временность и неравенство относятся к результатам, [они] имеют отношение и к средствам. Временность неба и прочего выводится из [того, что они] суть нечто "положительное" и произведенное. [Далее, если] джйотиштома и т.д. – средства для [достижения] только неба, то ваджапея и т.д. – и для владычества, а потому здесь присутствует и неравенство. Ведь рост чужого благополучия приносит страдание другому человеку.

[В пассаже] "Мы пили сому – мы стали бессмертными..."15 само "бессмертие" означает [на деле лишь] длительность. Сказано: "Ведь пребывание до "растворения" [всех] существ зовется бессмертием"16. Потому и сказано в шрути:

Не обрядами, не потомством, не богатством –
отречением от мира иные достигли бессмертия.
Далее неба, в сокровенном месте сияет [то],
что доступно отшельникам.

Также:

Посредством обрядов риши с потомством,
желающие богатства, обретают смерть.
Другие риши, те, [что] мудрые, достигли
[того] бессмертия, которое по ту сторону обрядов17.

Имея все это в виду, [составитель карики] сказал: отличное от того и лучшее. От того – от ведийского средства устранения страдания в виде сомы и прочего, нечистого и дающего временные и [связанные] с неравенством результаты; отличное – чистое, ввиду отсутствия [здесь] убийства и т.д. и дающее вечные и не [связанные] с неравенством результаты, [как то следует] из неоднократных [речений] шрути об отсутствии повторных рождений. И к результатам [применения данного средства] неприменима [атрибуция] временности по причине [того только, что они] имеют характер произведенного – в силу самой природы данного следствия, ибо оно – уничтожение страдания – противоположно тому18. Не будет и возникновения нового страдания, так как следствие не возникает, когда причина бездействует, а причина [возникновения страдания] действует только до появления различительного знания. Это будет обсуждаться ниже.

Буквальный же смысл [сказанного таков]: от того ведийского средства противодействия страданию отлично средство, [которое заключается] в непосредственной реализации постижения взаиморазличности саттвы и Пуруши. Потому [оно] и лучшее. И ведийское средство похвально, так как оно предписано в Веде и до некоторой степени [содержит возможность] устранения страдания, и постижение взаиморазличности саттвы и Пуруши тоже похвально.

[Однако] из них, которые оба похвальны, постижение взаиморазличия саттвы и Пуруши похвальнее19.

(Вопрос). Откуда же оно возникает?

На это сказано: от различительного познания "проявленного", "непроявленного" и "знающего". "Проявленное", "непроявленное" и "знающий" – это и "проявленное", и "непроявленное", и "знающий". Различительное познание их – познание их через [их] различие. На знании о проявленном основывается знание о Непроявленном как о причине первого, а через познание и того и другого как предназначенных для иного познается Атман – [то] иное, [для коего они и предназначены], – таков порядок познания. Сказанное означает следующее: различительное знание достигается после [узнавания] о взаиморазличности проявленного и прочего из шрути, предания, легенд, сказаний и закрепления [узнанного] посредством правильной аргументации и, [наконец], через добродетель созерцания, осуществляемого длительно, усердно, без перерывов и внимательно20. Об этом будет сказано: "Так, в результате усвоения истины..." (CK 64).

konspekt-zanyatiya-po-podgotovke-k-obucheniyu-gramote-v-podgotovitelnoj-k-shkole-gruppe-beshmelnicina-lyudmila-yurevna-vospitatel-mdou-detskij-sad-27-beryozka.html
konspekt-zanyatiya-po-predmetu-mir-vokrug-nas-tema-zanyatiya-ekologicheskaya-bezopasnost.html
konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-tema-puteshestvie-v-carstvo-zimushki-zimi.html
konspekt-zanyatiya-po-sluzhebnoj-podgotovke-komandira-motovzvoda-s-mladshim-nachalstvuyushim-sostavom-ovo-pri-medvezhegorskom-rovd-tema.html
konspekt-zanyatiya-po-valeologii-dlya-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-esli-sladko-spitsya-son-horoshij-snitsya.html
konspekt-zanyatiya-tema-posidelki-v-russkoj-izbe-sostav-uchebnoj-gruppi.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/anarho-individualizm-v-srede-otechestvennoj-intelligencii-vtoroj-polovini-xix-pervoj-dekadi-hhveka-na-materialah-gg-moskva-i-sankt-peterburg-stranica-15.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zalozheni-li-v-genome-programmi-razvitiya-i-formirovaniya-osobi-ili-eto-processi-samoorganizacii-o-celyah-napravleniyah-i-prichinah-pererozhdeniya-vidov-stranica-5.html
  • bukva.bystrickaya.ru/statistichn-metodi-analzu-zarobtno-plati-u-promislovost.html
  • teacher.bystrickaya.ru/eta-kniga-podrobno-i-populyarno-opisivaet-kommercheskie-vozmozhnosti-dlya-teh-kto-probuet-sebya-v-oblasti-mlm.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tema-6-pravovie-sistemi-metodicheskie-rekomendacii-dlya-podgotovki-kursovih-rabot-po-discipline-teoriya-gosudarstva-i-prava.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-ob-izmeneniyah-kapitalaza-2009-g-420094-rossiya-respublika-tatarstan-g-kazan-chujkova-2-korp-b-informaciya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/muzhestvo-i-malodushie-uroki-k-s-stanislavskogo.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-i-doronina-gl-bibliotekar-stranica-2.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-kredit-chast-4.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-arhangelskoj-oblasti-dva-proekta-pereseleniya-realizuyutsya-v-pyati-municipalnih-obrazovaniyah-oblasti.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-rabotodatelya-19-rukovodstvo-po-naemu-inostrannih-medsester-21-noyabrya-2005-god.html
  • nauka.bystrickaya.ru/utverzhdayu-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-bijsk-bpgu-imeni-v-m-shukshina.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-filosofiya-v-novom-klyuche.html
  • report.bystrickaya.ru/iv-osnovnie-vidi-ugrozi-vnutrennim-vodnim-ekosistemam-vnutrennie-vodnie-ekosistemi-obzor-dalnejshaya-razrabotka.html
  • essay.bystrickaya.ru/darstvennoe-nauchnoe-uchrezhdenie-gosudarstvennij-nauchno-issledovatelskij-institut-ozernogo-i-rechnogo-ribnogo-hozyajstva-fgnu-gosniorh-nizhegorodskaya-laboratoriya-fgnu-gosniorh-stranica-14.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kladka-peresechenij-sten-tolshinoj-22-kirpicha-po-mnogoryadnoj-sisteme.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tvorcheskoe-ogranichenie-makki-r-ml5-istoriya-na-million-dollarov-master-klass-dlya-scenaristov-pisatelej-i-ne.html
  • tests.bystrickaya.ru/materiali-k-ariz-82-a-vladimir-petrov-istoriya-razvitiya-algoritma-resheniya-izobretatelskih-zadach-ariz-informacionnie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-16-prisposobleniya-dlya-remonta-armaturi-na-meste-ustanovki-kizhner-a-h-k-38-remont-truboprovodnoj-armaturi.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-rinok-roznichnoj-realizacii-benzina-avtomobilnogo-i-dizelnogo-topliva.html
  • lecture.bystrickaya.ru/816-svedeniya-o-sushestvennih-sdelkah-sovershennih-emitentom-v-v-pavlov-kontaktnoe-lico.html
  • learn.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-2004-sovet-direktorov-oao-centralnij-sovet-po-turizmu-i-otdihu-holding-predsedatel-soveta-direktorov.html
  • reading.bystrickaya.ru/kolichestvo-uchashihsya-sostoyashih-na-razlichnih-formah-uchyota-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-po-ustavu.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konnektor-razem-rozetka-otkritie-sistemi-processi-standartizacii-i-profili-standartov.html
  • studies.bystrickaya.ru/kafedra-problem-ustojchivogo-innovacionnogo-razvitiya-prilozheniya-k-otchetu-o-razvitii-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/na-tehnicheskiya-universitet.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razdel-viii-prikaz-po-mou-dod-bcdod-protokol-2-ot-21-11-2007-g.html
  • lesson.bystrickaya.ru/metodika-sostavleniya-biznes-plana-investicionnogo-proekta.html
  • books.bystrickaya.ru/dissertacii-i-avtoreferati-byulleten-novih-postuplenij-za-oktyabr-2003-goda.html
  • write.bystrickaya.ru/fundamentalnij-analiz-rinka-forex-konspekt-lekcij-torgovlya-na-rinke-foreks.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12-licenzii-i-svidetelstva-godovoj-otchyot-otkritogo-akcionernogo-obshestva-evrazijskij-oao-evrazijskij.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-i-uyomov-sistema-lyuboj-obekt-v-kotorom-imeyut-mesto-kakie-to-svojstva-nahodyashiesya-v-nekotorom-zaranee-zadannom-otnoshenii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/126-kakoj-himicheskij-element-naibolee-rasprostranen-vo-vselennoj-anatolij-pavlovich-kondrashov.html
  • bukva.bystrickaya.ru/mehanizaciya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sushnost-i-funkcii-rinka-2-fiskalnaya-politika-avtomaticheskaya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.