.RU

Личный профессиональный план как элемент профессионального самоопределения Психологическое сопровождение выбора профессии




МОУ Богородская гимназия города Ногинска


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ


Педагог – психолог

Пахолкина Инна Александровна


2010 – 2011 учебный год


Содержание


Введение……………………………………………………………………………………3


I. Психологический подход к проблеме профессионального самоопределения.

  1. Сущность профессионального самоопределения………………………………....4

  2. Психологический аспект самоопределения личности……………………………5

  3. Жизненные планы, цели, перспективы………………………………………….…7

  4. Личный профессиональный план как элемент профессионального самоопределения…………………………………………………………………….8

  5. Психологическое сопровождение выбора профессии………………………….....9


^ II. Основные направления работы школьного психолога по профессиональному самоопределению старшеклассников.

  1. Просветительская работа………………………………………………………..….13

  2. Диагностическая работа………………………………………………………..…...14

  3. Коррекционно-развивающая работа…………………………………………….…17

  4. Консультационная работа…………………………………………………………..18


Заключение……………………………………………………………………………..…20


^ Список литературы…………………………………………………………………...….21


Введение

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. Вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.

Каждый может научиться многим разным делам, однако, не всем сразу. И приходится делать выбор. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути. И речь идет о самом его начале – «профессиональном старте».

Однако в настоящее время выбор будущей профессии, профессиональное самоопределение происходит в условиях нестабильной ситуации в стране. Неопределенность жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой и опасением смотрят в завтрашний день, не могут самостоятельно решить, чего они хотят от жизни.

Необходимо иметь в виду также следующие моменты. Мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. В настоящее время насчитывается более 40 тысяч профессий. Каждый год происходит обновление около 500 видов труда. Однако действительность такова, что за последние годы появилось множество новых профессий, следовательно, процесс обновления видов труда происходит еще быстрее. Складывается противоречивая ситуация, связанная со сравнительно длительным периодом овладения профессиональным мастерством и быстрым обновлением и сменой видов профессионального труда.

Особенностью современного мира профессий является полипрофессионализм, то есть человеку надо стремиться овладевать не одной профессией, а несколькими смежными. Таким образом, профессиональное самоопределение становится непрерывным процессом.

Все это приводит к тому, что старшеклассники либо находятся в состоянии неопределенности, либо сделали свой сомнительный профессиональный выбор. Адекватность же выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качества жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессии, сделать правильный выбор.

Профессиональное самоопределение – это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии. Процесс профессионального самоопределения включает:

Человечество живет в XXI веке. Обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный самостоятельно принимать решения, нести ответственность за них, за себя, за других, за страну, умеющий рисковать, искать, творить, созидать. А для того чтобы стать таким профессионалом, многим молодым людям на стадии выбора профессии нужна психологическая помощь. Все сказанное позволяет сделать вывод об актуальности психологической работы по профессиональному самоопределению старшеклассников.


^ I. Психологический подход к проблеме профессионального самоопределения.

1. Сущность профессионального самоопределения.

Многообразие различных концептуальных подходов в рассмотрении проблемы профессионального самоопределения вызвано не только сложностью данного вопроса, но и культурно-исторической обусловленностью реализации самоопределения большинства людей, проживающих в конкретной стране или в конкретных регионах одной и той же страны, а также неоднородностью населения конкретных стран и регионов. Все это делает проблему профессионального самоопределения многообразной по способам рассмотрения и решения. Можно также предположить, что «правильность» способа решения этой проблемы, в первую очередь, будет зависеть от особенностей конкретного учащегося и общего уровня развития самого психолога-профконсультанта.

В отечественной психологии и педагогике накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения.

Е.А. Климов («Психология профессионального самоопределения», Ростов-на-Дону, 1996) считает, что обдумывание жизненного и, в частности профессионального, трудового пути это есть непременно и некоторое уменьшение неопределенности представлений о будущем. Но уменьшение неопределенности не следует понимать как воздвижение некоторых оград, заборов, препятствующих дальнейшему развитию. Оставляя в стороне некоторые возможности выбора, человек в то же время обретает новые, недоступные ранее возможности профессионального развития. Следовательно «самоопределение» не просто как «самоограничение», не как некое добровольное впадение в профессиональную ограниченность, а как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития. «Профессиональное самоопределение», в понимании Е.А. Климова, это деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда.

Интересными представляются также работы зарубежных исследователей в области профессионального самоопределения, психологии труда и роли профконсультанта. Американские исследователи показали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью.

Все это позволяет сделать вывод о неразрывной связи профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни.


^ 2. Психологический аспект самоопределения личности.

Самоопределившаяся личность – это социально созревшая, устойчивая личность, способная адекватно понимать и осуществлять свои права и обязанности. Этот подход лишен субъективной стороны самосознания – осознания своего «я». Психологическое сопровождение выбора профессии должно строиться на нормах и законах психического развития человека. Одной из фундаментальных для психологии развития является категория возраста (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович и др.) Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии.

Основные характеристики личностного самоопределения заключаются в следующем:

    1. потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире;

    2. личностное самоопределение ориентировано в будущее;

    3. личностное самоопределение связано с выбором профессии, но не сводится к нему.

С субъективной точки зрения самоопределение характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Оно возникает тогда, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение человека и связано с выбором профессии.

В психологическом плане самоопределившаяся личность – это субъект, осознавший, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него хочет или ждет коллектив, общество, - это субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений.

По мнению Е.А. Климова, «профессиональное самоопределение», понимаемое как одно из важных проявлений субъекта деятельности, может рассматриваться, по крайней мере, на двух взаимосвязанных, но различимых уровнях: гностическом (в форме перестройки сознания, включая самосознание) и практическом (в форме реальных изменений социального статуса, места человека в системе меж людских отношений)».1

Личностное самоопределение является более широким понятием, но это не означает, что профессиональное самоопределение целиком включается в личностное.

Профессиональное самоопределение по сравнению с личностным предполагает часто более конкретную деятельность, определяемую специфическим предметом, условиями, средствами труда, а также спецификой межличностных отношений и ответственности за данную работу, что связано с самим определением профессии как ограниченного вида деятельности. Реально, помощь человеку в профессиональном самоопределении осуществляется более целенаправленно (различными учебными заведениями и специалистами), тогда как помощь в личностном самоопределении походит достаточно хаотично, так как «научить быть личностью» намного сложнее.


^ 3. Жизненные планы, цели, перспективы.

Жизненный план возникает тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, которая может быть как объективной, так и созерцательной, жизненный план – это план деятельности, поэтому он заземляется, в первую очередь, на выборе профессии.

Говоря о жизненных планах старшеклассников, нельзя не сказать об их месте в жизненной перспективе личности. Так, жизненные планы являются средством осуществления жизненных целей, их конкретизацией в хронологическом и содержательном аспектах. Жизненные цели – это более масштабные и хронологически менее определенные события, чем планы. В качестве примеров жизненных планов можно назвать поступление в вуз, вступление в брак, повышение в должности; в качестве жизненных целей – хорошая работа, материальная обеспеченность, счастливая семейная жизнь и пр.

Предполагается, что реализация планов, в конечном счете, приводит к осуществлению жизненных целей. Таким образом, жизненные планы рассматриваются как средства достижения жизненных целей, которые в свою очередь являются предметным выражением наиболее общих ценностных ориентаций личности. Поэтому жизненные планы составляют ближайшую перспективу личности, а цели – отдаленную.

Выбор профессии старшеклассниками определяется их ближайшей перспективой, но если он не будет обусловлен отдаленными жизненными целями, то по прошествии момента осуществления выбора снова возникнет ситуация неопределенности и необходимости формирования новых планов.

Можно сделать вывод, что жизненные планы, цели и ценностные ориентации играют весьма существенную роль в жизненном и профессиональном самоопределении старшеклассников. Их роль заключается в выполнении формирующей, регулятивной и направляющей функций по отношению к построению и реализации жизненной перспективы.


^ 4. Личный профессиональный план как элемент профессионального самоопределения.

Результатом профессионального самоопределения для самого подрастающего человека в старшем школьном возрасте является относительно определенный, положительно эмоционально окрашенный и реалистичный план, как минимум, ближайших шагов на профессиональном пути (выбор формы профессионального обучения, учебного заведения).

По итогам развития ребенка в школе результатом его профессионального самоопределения должна быть готовность к выбору профессии, обдумыванию, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. А результатом его самостоятельной деятельности является составление личного профессионального жизненного плана (или, что ближе к реальности, плана профессионального «старта» и ближайших вслед за ним шагов). Также важным и необходимым результатом деятельности самоопределения является отчетливое сознание того, что «я сам» выбрал профессию.

Если всего этого нет, то нет и самоопределения как такового.

Построение проекта личного профессионального плана – дело сложное, зависящее от ряда объективных и субъективных обстоятельств. Решение задачи выбора профессии может быть не только рациональным, «аналитическим», но и эмоциональным. Главный критерий здесь – не чья-либо внешняя оценка, а состояние удовлетворенности оптанта сделанным выбором, при условии, что обстоятельства этого выбора им достаточно хорошо осознаны.

Индивидуальная ситуация выбора профессии (проектирование профессионального жизненного пути и, прежде всего, его «старта») при всем разнообразии у каждого старшеклассника конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Е.А. Климов выделяет восемь важнейших типов обстоятельств, которые старшекласснику полезно «не забыть», принять во внимание при обдумывании профессионального будущего:

  1. Позиция старших членов семьи.

  2. Позиция сверстников, «значимых других» из круга внесемейного общения.

  3. Позиция учителей, школьных педагогов, воспитателей, классного руководителя, школьного психолога.

  4. Способности, умения, достигнутый уровень развития учащегося как субъекта деятельности.

  5. Уровень притязания учащегося на общественное признание. Недооценка, переоценка своих возможностей, заниженные или завышенные притязания – важные регуляторы и выбора профессии, и адаптации к профессиональной общности, и взаимоотношений со значимыми людьми.

  6. Уровень информированности.

  7. Склонности к тем или иным видам деятельности.

  8. Сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы учащегося (включая и случай их полной неопределенности, и случай отсутствия).


^ 5. Психологическое сопровождение выбора профессии.

В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной психологической помощи людям в их профессиональном самоопределении. Задача психолога – дать человеку психологические средства разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением. Психологи могут на основе диагностики этих проблем помочь человеку в совершении профессионального выбора или обеспечить предпосылки к совершению этого выбора в будущем.

Для решения проблем профессионального самоопределения недостаточно дать рекомендации о том, какая профессия подходит, а какая не подходит индивиду. Психолог-консультант должен обеспечить условия, стимулирующие рост человека, в результате чего оптант сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор.

В отечественной психологии большое место в самоопределении молодого человека отводится активности самой личности. Как отмечает А.Е. Голомшток, одной из важнейших задач признается «работа по воспитанию у учащихся стремления к самопознанию, активизации внутренней позиции в выборе профессии».1 В связи с этим в процессе профессионального самоопределения выделяется задача формирования профессиональной направленности и установки на развитие качеств, необходимых для успешного труда по избранной профессии.

Выбор профессии рассматривается не как одномоментный, а как «гораздо более сложный, длительный и часто многократный процесс, неотделимый от развития личности в целом».2

Профессиональная ориентация свидетельствует о социальной и нравственной зрелости личности. Школьник, выбирая профессию, находит свое место в производственных отношениях общества. В выборе профессии выступают в своем оптимальном сочетании личные и общественные интересы, поскольку каждая профессия играет определенную роль в развитии народного хозяйства, науки, культуры. Правильный выбор свидетельствует о сформированности личности учащегося, его склонностей и способностей, о понимании им своих индивидуальных особенностей, знании мира профессий.

Можно выделить как минимум 4 группы факторов, которые оказывают влияние на процесс профессионального самоопределения. Во-первых, факторы социально-экономические. На разных этапах своего развития общество предлагает разные сферы приложения сил молодому человеку, вступающему в жизнь. В первую очередь это относится к спектру профессий, перспективам их изменения и развития, способам и орудиям труда, потребностям общества в тех или иных специалистах. Не меньшее значение имеет и то, как общество выражает свое отношение к человеку, выбравшему то, или иное рабочее место, каковы моральные и материальные стимулы конкретного профессионального труда, престиж профессии, важность для общества на данном этапе его развития и т.д.

Во вторую группу следует отнести факторы социально-психологические. Это, в первую очередь, социальное окружение, в котором растет и воспитывается человек до и после школьного обучения (семья, круг друзей, школьный коллектив, референтные группы и т.д.).

Под влиянием социального окружения формируются ценностные ориентации личности, определенное отношение к разным группам профессий, специфические социальные ожидания, установки и стереотипы. В книге под ред. А.В. Петровского показана важная роль межличностных отношений в формировании профессиональных намерений учащихся, которые в свою очередь влияют на дальнейшее развитие самих этих отношений. В частности, показано существование «скрытой внутригрупповой профориентационной деятельности, которая оказывает существенное влияние на формирование профессиональных намерений и жизненного пути учениками IX – X классов».1

Третью группу составляют собственно психологические факторы. Это личностные интересы и склонности, общие и специальные способности, уровень интеллектуального и личностного развития, особенности памяти, внимания, моторики и т.д.

И последняя группа включает индивидуально-психофизиологические особенности учащегося (наиболее изученными из которых являются основные свойства нервной системы в их отношении к разным видам деятельности). Они определяют динамические характеристики протекания психических процессов, выражаются в виде разных темпераментов и могут либо способствовать выполнению определенных видов деятельности, либо затруднять их.

Достаточно отчетливым критерием подготовленности школьника к реальной оценке самого себя и перспективной оценке общественных требований может служить опрос относительно выбора профессии. По многочисленным данным психологов и социологов достаточно большой процент учащихся не имеет определенных профессиональных намерений к моменту окончании школы. Так, например, по данным А.М. Кухарчук и А.Б. Ценципер, 43,8% опрошенных ими десятиклассников не выбрали профессию, а около 50% тех, кто выбрал, не могут объяснить, почему совершили тот или иной выбор.1 Подобная тенденция обнаружена в исследовании Н.И. Крылова, который провел опрос пяти тысяч школьников по специальной анкете, разработанной для выявления намерений школьников.2

Одной из причин данной тенденции является недостаточное знание учащимися мира профессий. Результаты опроса десятиклассников свидетельствуют, что в среднем каждый школьник может назвать 25 – 26 профессий (наименьшее число названий – 16, наибольшее - 49). Если учесть, что в настоящее время насчитывается более 40 тыс. профессий, уровень знания о них, выявленный у десятиклассников, невысок.

Еще одной причиной, затрудняющей адекватный выбор профессии, является низкая культура психологических знаний учащихся, недостаточно осведомленных о своих способностях, индивидуально-психологических особенностях, склонностях.3

Трудности профессионального самоопределения связаны еще и с отсутствием знаний о том, что такое профессиональная пригодность, как она формируется. Очень распространенным является заблуждение относительно существования определенной предназначенности к разным видам труда, которую можно выявить с помощью набора методик и дать однозначные рекомендации. За этим часто кроется, возможно, и неосознанное стремление переложить решение важнейшей жизненной проблемы на другого человека – педагога, психолога, родителей.

Неумение разобраться в себе определяет основные психологические трудности, возникающие в процессе профессионального самоопределения. Одни учащиеся убеждены, что не имеют выраженных интересов, склонностей и способностей, другие обладают столь разнообразными интересами и способностями, что не знают, как ограничить круг выбираемых профессий, третьи имеют определенные профессиональные намерения, но не обладают необходимыми профессионально важными качествами, наконец, есть учащиеся, которые будучи достаточно подготовленными и способными выполнять определенную профессиональную деятельность, не проявляют к ней стойкого интереса. Подавляющее же большинство тех школьников, которые избрали будущую профессию, не уверены, смогут ли овладеть необходимыми знаниями и навыками, чтобы развить до высокого уровня требуемые способности. Каждая из перечисленных выше групп испытывает специфические психологические затруднения в профессиональном самоопределении и требует конкретной помощи со стороны психолога-консультанта.

Таким образом, психологическое сопровождение выбора профессии очень важно, а сама эта работа может осуществляться в разных формах – от просветительской деятельности (лекции, беседы) до индивидуальных консультаций. Формы работы определяются как психологическим «запросом» со стороны школьника, так и его возрастными особенностями.


^ II. Основные направления работы школьного психолога по профессиональному самоопределению старшеклассников.

1. Просветительская работа.

Основные направления работы по активизации профессионального самоопределения учащихся: просветительская (с учащимися, педагогами, родителями), диагностическая, коррекционно-развивающая, консультационная.

Просветительская работа включает в себя проведение бесед, лекций, направленных на обогащение знаний о психологических требованиях, предъявляемых профессией к человеку, о трудностях, ошибках и заблуждениях при выборе профессии, о самопознании и самовоспитании.

Важно познакомить старшеклассников с миром профессий и его многообразием, с требованиями профессий к человеку, с типичными ошибками при выборе профессии; предложить общую информацию о высших учебных заведениях, рынке труда; дать представление об основных стратегиях выбора профессии, сформировать навыки использования алгоритма принятия решений.


^ 2. Диагностическая работа.

Методики психологической диагностики являются объективным способом изучения индивидуально-психологических различий учащихся.

Диагностическое обследование позволяет понять, чего испытуемый достиг на пути формирования тех или иных способностей (в том числе профессиональных), но не дает оснований строить долговременный прогноз. Никакое, даже самое обширное, психодиагностическое испытание не может учесть всего многообразия факторов, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на формирование будущей профессиональной пригодности, которое зависит и от мотивации, и от отношений в трудовом коллективе, в который попадет человек, и от других причин. Следовательно, поскольку актуальное развитие способностей, выявляемых в диагностическом испытании, не предопределяет будущей профессиональной успешности, оно не может служить критерием профессионального выбора.

Самый существенный недостаток «диагностической» профконсультации состоит в том, что она по существу исключает активность самого субъекта в выборе профессии, так как задачу выбора решает за него психолог. Такую процедуру вообще трудно назвать выбором, это скорее подбор профессии путем наложения «сетки» выявленных с помощью диагностики качеств на «сетку» профессиональных требований.

В чем же тогда состоит смысл психодиагностической работы в профконсультации и нужна ли она вообще? Психодиагностическое обследование, безусловно, полезно, но его результаты должны использоваться таким образом, чтобы в наибольшей степени активизировать стремление школьников к самопознанию и самосовершенствованию. Психолог не просто диагностирует, а проводит диагностико-коррекционную работу, главной целью которой является подготовка учащегося к своему профессиональному будущему путем направленного формирования необходимых качеств, свойств личности.

Психодиагностическое обследование должно помочь учащемуся лучше узнать себя, свои возможности, способности, интересы, активизировать его стремление к работе над собой, к самовоспитанию и самосовершенствованию. При налаженных контактах психолога со школьником обследование может быть повторено через полгода, год, и полученные результаты позволят судить об эффективности проделанной школьником работы по подготовке к профессии, поставят перед ним новые задачи.

Диагностическая работа предусматривает изучение целого комплекса особенностей учащихся, имеющих непосредственное отношение к вопросу профессионального самоопределения. Прежде всего, необходимо изучить профессиональные намерения учащихся: сформированы ли они, насколько они устойчивы и серьезны. Для этого могут быть использованы беседы с учащимися, родителями, педагогами, сочинения на тему о выборе профессии.

Следующей областью диагностической работы являются интересы и склонности учащихся. Школьники с выраженными интересами и склонностями практически не испытывают трудностей при выборе будущей профессии. Для них актуальным является лишь подтверждение правильности своего выбора со стороны психолога. Однако очень многие учащиеся не имеют четких интересов и склонностей, либо не связывают их с будущей профессиональной деятельностью. Главным показателем склонностей является стремление детей заниматься определенными видами деятельности и школьными дисциплинами без внешнего принуждения, а на основе своих внутренних побуждений и потребностей. Поэтому наблюдения за учащимися в школе и вне ее, беседы с детьми и знающими их взрослыми о предпочитаемых занятиях дают надежный материал для суждения об интересах и склонностях, их глубине и устойчивости. Можно использовать специально созданные «Анкету интересов», ДДО (дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова) и другие опросники.

Особенно ответственной является диагностика способностей. Чаще всего у учащегося и его родителей существует определенное мнение об уровне развития способностей, которое складывается на основе успеваемости по отдельным школьным предметам, достижений в каких-то видах деятельности и т.д. Складывающиеся у школьника и его родителей мнение не всегда отражает действительную картину развития способностей. К тому же способности часто рассматриваются как нечто данное от природы и неизменное в течение жизни. Между тем адекватное представление о своих способностях и возможностях является мощным фактором для развития соответствующей профессиональной мотивации.

В психологии выделяют общие и специальные способности. Специальные способности во многом определяют успешность овладения разными видами деятельности. По этому признаку проводится и классификация способностей: педагогические, математические, гуманитарные, организаторские, музыкальные, художественные и пр. В качестве методов их изучения используются: наблюдение, анализ продуктов деятельности и ее результативности, тесты, естественный и лабораторный эксперимент. Очень популярными в психологической диагностике способностей являются тесты и специальные тестовые батареи. Диагностика, проводимая с помощью любого психологического теста, дает информацию об уровне развития той или иной функции или способности «здесь и сейчас», позволяет также выявить отставание в развитии тех или иных качеств, существенных для профессиональной деятельности, служит основанием для формулирования определенных рекомендаций по формированию способностей. Полученные результаты не являются достаточными для прогноза успеха в профессиональной ориентации консультируемого, поскольку способности являются одним из условий профессионального становления, включающего ряд факторов (мотивацию, методы профессионального обучения, межличностные отношения в трудовом коллективе и пр.), которые вообще не могут быть охвачены тестовым обследованием. Известна и высокая пластичность способностей, их компенсаторные возможности, позволяющие достигать высоких результатов в деятельности за счет формирования разных индивидуализированных структур способностей. Поэтому надо быть очень осторожными при интерпретации данных психодиагностического измерения способностей. Недопустимо только лишь на основании данных об уровне развития способностей давать однозначные рекомендации по выбору профессии. Более того, часто ориентация на интересы и склонности учащихся даже при отсутствии выраженных способностей к определенной профессии является более оправданной, поскольку путем самовоспитания, психотренировок можно добиться их существенного продвижения.

Данные о развитии способностей очень важно довести до сведения учащихся, что позволит им представить всю структуру развития способностей, увидеть те пробелы и недостатки в их развитии, которые необходимо преодолеть, чтобы подготовиться к будущей профессии. Полученные результаты являются той основой, на которой разрабатываются (совместно с психологом) планы самовоспитания и подготовки к профессии.

Следующей необходимой областью диагностики является изучение индивидуально-психофизиологических особенностей учащегося. Многими исследователями показана важная роль основных свойств нервной системы (как основы индивидуальности) для успешного овладения разными видами деятельности.1

Для определения основных свойств нервной системы разработаны разнообразные и психодиагностические методы, в частности и портативные бланковые.2 Анализ получаемых данных об индивидуально-психофизиологических особенностях учащихся, с одной стороны, может говорить о «противопоказаниях» к определенным видам профессий, с другой стороны, помогает прогнозировать возможности успешного овладения рядом профессий. Консультант получает возможность сформулировать школьнику рекомендации по учету индивидуальных особенностей в период подготовки к ней и на начальном этапе овладения ею, в частности по выработке индивидуального стиля деятельности.


^ 3. Коррекционно-развивающая работа.

Коррекционно-развивающая работа предусматривает проведение направленного формирования, развития и коррекции профессиональных намерений, интересов, способностей учащихся, опираясь на весь комплекс полученных на предыдущих этапах работы знаний об учащемся. Для каждого школьника разрабатывается система индивидуальных рекомендаций по самовоспитанию, самосовершенствованию, развитию необходимых качеств. Для одних школьников это могут быть специальные психотренировки по развитию памяти и внимания, для других – рекомендации по формированию некоторых двигательных навыков, для третьих – углубленное изучение определенных школьных дисциплин. Психотренировкам, приемам самовоспитания нужно придавать не только ситуационное значение. Они на деле показывают школьнику, что таким путем может быть достигнута профессионально необходимая новая степень развития способностей. Важное значение коррекционно-развивающая работа имеет для понимания учащимся самого себя, своих ресурсов. Следует отметить, что вся эта работа упрочивает профессиональные намерения школьников.


^ 4. Консультационная работа.

При проведении консультационной работы следует помнить, что она строится как процесс сотрудничества между психологом и школьником. Успех ее во многом зависит от того, удается ли построить доверительные отношения между консультантом и консультируемым. С самого начала необходимо убедить школьника в том, что выбор профессии только тогда будет правильным, когда он осознан, самостоятелен, когда ему предшествует большая, кропотливая и длительная по времени работа по самопознанию и изучению мира профессий. Реальная практика показывает, что почти у всех старшеклассников существует потребность посоветоваться с психологом относительно своего профессионального будущего. В зависимости от степени сформированности профессиональных намерений, уровня развития способностей, успешности обучения, уверенности в себе разные школьники нуждаются в разного типа консультациях. Для одних достаточным являются 2 – 3 беседы и краткое диагностическое обследование, чтобы принять окончательное решение о выборе профессии. Другим требуется углубленное обследование, многократные консультации с психологом, консультантом центра профориентации для решения этого жизненно важного вопроса. Поэтому чаще всего психологическая профессиональная консультация растянута во времени, а не ограничивается одной встречей с психологом.

Консультации психолога предусматривают следующие этапы:

1) констатирующий (констатации стадии формирования профессиональных намерений школьника); 2) диагностический (диагностика интересов, склонностей, способностей, индивидуально-психофизиологических особенностей); 3) поисковый (разработка плана работы с учащимся по его подготовке к выбору профессии или разработка стратегии проведения коррекции); 4) коррекционный (разработка рекомендаций и проведение коррекционной работы с учащимся); 5) консультационный (беседы с учащимся о правильности выбора, о структуре его способностей, о достижениях после проведения коррекционной работы и т.д.)

В целом вся консультационная работа должна строиться таким образом, чтобы из диагностической она превратилась в развивающую, диагностико-коррекционную. Поэтому все этапы консультации должны служить одной цели – активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития.

Профконсультация – это своеобразный катализатор той большой и часто растянутой во времени самостоятельной работы школьника, которую он должен осуществлять, - от изучения профессии, ее требований к человеку, до трудовых проб в ней. Все это возможно при условии понимания учащимся своих способностей, возможностей и стремления целенаправленно формировать те качества, которые являются профессионально важными.


Заключение.

Таким образом, главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие учащегося, сформированность его мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, способностей, высокий уровень самосознания.

Взаимодействие и сотрудничество со старшеклассниками по вопросу профессионального самоопределения – одна из важных задач работы школьного психолога. Грамотно организованная психологическая работа помогает предотвратить отрицательные последствия неправильно выбранной профессии, которые затрагивают как самого человека, так и все общество.

Профориентационная работа осуществляется через следующие виды деятельности: психологическое просвещение, психологическое консультирование, психодиагностику, коррекционно-развивающую работу. В зависимости от той проблемы, которая решается, один из видов работы является основным, а ряд других – дополняющими.

Выбор профессии – это взаимодействие двух сторон: старшеклассника с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности человека совпадают с требованиями профессии. Выпускники школы, хорошо ориентирующиеся в мире профессий, четко представляющие свои профессиональные планы, уверенные в себе, знающие свои способности и личностные особенности, готовые самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, владеющие приемами профессионально самовоспитания и навыками самопрезентации, смогут стать настоящими профессионалами своего дела. Поэтому работа по профессиональному самоопределению старшеклассников нужна и важна в современной школе.


Список литературы.

  1. Газарян С.С. Ты выбираешь профессию. М.: Молодая гвардия, 198. С. 3 – 35.

  2. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1979. С.30

  3. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1971.

  4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.

  5. Крылов Н.И. Профессиональная ориентация учащейся молодежи как проблема нравственного воспитания // Вопросы психологии. 1973. № 1. С. 69 – 75.

  6. Кухарчук А.М., Ценципер А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск: Народная Асвета, 1976.

  7. Михайлов И.В. Психология в системе работ по профориентации // Вопросы психологии, 1975, № 1. С.137 – 139.

  8. Пряжников Н.С. Профессиональное и личное самоопределение. М., Воронеж, 1996г.

  9. Психология современного подростка. М.: Педагогика, 1987. С. 193 – 202.

  10. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987. С.145.

  11. Формирование личности старшеклассника. М.: Педагогика, 1989. С. 9 – 41.

  12. Чебышева В.В. Некоторые психологические вопросы подготовки школьников к труду // Вопросы психологии, 1978, № 2. С.19

  13. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Владос-Пресс, 2004г.

  14. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. С. 3 – 26, 76 – 92.




1 Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996. С.12.

1 Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1979. С.30

2 Чебышева В.В. Некоторые психологические вопросы подготовки школьников к труду // Вопросы психологии, 1978, № 2. С.19.

1 Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987. С.145.

1 Кухарчук А.М., Ценципер А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск: Народная Асвета, 1976.

2 Крылов Н.И. Профессиональная ориентация учащейся молодежи как проблема нравственного воспитания // Вопросы психологии. 1973. № 1. С. 69 – 75.

3 Михайлов И.В. Психология в системе работ по профориентации // Вопросы психологии, 1975, № 1. С.137 – 139.

1 Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1971.

2 Психологическая диагностика. М.: Педагогика, 1981.


luchshij-rukovoditel-municipalnogo-uchrezhdeniya-kulturi-rdk-detskoj-shkoli-iskusstv-biblioteki-muzeya-centra-i-dr.html
lugovoj-o-yu-orenburgskij-gosudarstvennij.html
lui-brouer-farmacevticheskaya-i-prodovolstvennaya-mafiya-stranica-5.html
lui-brouera-farmacevticheskaya-i-prodovolstvennaya-mafiya.html
lui-ferdinand-selin-iz-zamka-v-zamok.html
lui-ferdinand-selin-stranica-18.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-mgu-zarabotal-novij-superkompyuter-grizlov-b-v-monitoring-smi-21-marta-2008-g.html
  • klass.bystrickaya.ru/4informacionnaya-karta-konkursa-otkritoe-akcionernoe-obshestvo.html
  • universitet.bystrickaya.ru/techenie-otnoshenij-vadim-zeland.html
  • desk.bystrickaya.ru/operezhayushee-zadanie-izuchit-dopolnitelnuyu-literaturu-i-material-uchebnika-po-teme-hod-meropriyatiya.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-razdel-i-termini-ispolzuemie-v-konkursnoj-dokumentacii-organizator-stranica-4.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/n-e-baumana-mgtu-im-n-e-baumana-voennoe-obuchenie-v-mgtu-im-n-e-baumana-85-let-moskva-izdatelstvo-mgtu-im-n-e-baumana-2011.html
  • grade.bystrickaya.ru/oblastnie-celevie-programmi-i-vneprogrammnaya-deyatelnost-15-raspredelenie-sredstv-byudzhetov-po-celyam-zadacham-i-podprogrammam-oblastnoj-celevoj-programmi-kultura-ryazanskoj-oblasti-na-2006-2010-godi-17-stranica-2.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-dannaya-rabochaya-programma-sostavlena-na-osnove-primernoj-programmi-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-istorii-mo-rf-2004-g-i-sleduyushih-avtorskih-programm-programmi.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rasskazat-nashim-chitatelyam-net-nichego-mifologicheskogo-hotya-imena-ih-i-okanchivayutsya-na-os-i-is-stranica-8.html
  • essay.bystrickaya.ru/dosvt-socalnih-peretvoren-metodologchnij-aspekt.html
  • report.bystrickaya.ru/itogi-pervogo-sroka-administracii-busha-moskva-stranica-11.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakonpolozheniedekret.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vozmozhnosti-organizacii-issledovatelskoj-deyatelnosti-shkolnikov-v-processe-obucheniya-biologii.html
  • college.bystrickaya.ru/231-tankovij-pogrom-1941-goda-tankovij-pogrom-1941-goda.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rasporyazhenie-ot-6-sentyabrya-2011-goda-515r-p-g-petrozavodsk-stranica-2.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivi-razvitiya-stranica-19.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-xxi-www-zarubezhka-totl-narod-ru.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-vizhivaniya-zhurnal-dlya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-fakultativnih-zanyatij-dlya-uchashihsya-11-klassa-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-avtor-sostavitel-i-a-avdeev.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/organizaciya-i-to-dorozhno-stroitelnih-mashin-i-sistem-massovogo-obsluzhivaniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshaya-informaciya-o-municipalnom-obrazovanii-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-krasnoyarska-do.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-trebovaniya-fgosa-k-soderzhaniyu-kursa-disciplina-professionalnaya-etika.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rozhdestvenskij-yu-v-obshaya-filologiya-stranica-5.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/situaciya-16-v-uchebno-metodicheskij-kompleks-izhevsk-2011-avtori-bogdanova-e-p-zav-kafedroj-gosudarstvenno-pravovih.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-opd-f-01-nachertatelnaya-geometriya-inzhenernaya-grafika-dlya-specialnosti-160303-raketnie-dvigateli.html
  • urok.bystrickaya.ru/proekti-normativnih-aktov-o-rodovih-pomestyah-v-i-petrov-poselenie-rp-rodnoe.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravilnoe-pitanie-zalog-zdorovya-shkolnika.html
  • bystrickaya.ru/zolotoj-volos-sobranie-sochinenij-v-treh-tomah-tom-pervij-p-p-bazhov-sobranie-sochinenij-v-treh-tomah-tom-pervij.html
  • books.bystrickaya.ru/dpzhavoronki-poyasnitelnaya-zapiska-zamestitel-direktora-instituta-a-g-melamed.html
  • composition.bystrickaya.ru/osobennaya-chast-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-organizaciya-advokaturi-i-advokatskoj-deyatelnosti.html
  • esse.bystrickaya.ru/razrabotka-tvorcheskih-zadach-dlya-urokov-fiziki.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iv-visshee-professionalnoe-obrazovanie-administracii-volgogradskoj-oblasti-dlya-postupayushih-v-uchrezhdeniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoricheskoe-dvizhenie-annalov-institucionalnie-osnovi-tradicii-i-novacii-stranica-4.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/plenitelnij-zhenskij-obraz-v-romane-aleksandra-pushkina-evgenij-onegin.html
  • college.bystrickaya.ru/2-innovacionnaya-politika-regionov-i-organizacionno-ekonomicheskie-mehanizmi-ee-realizacii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.