.RU

Лекция Болдинская осень Александра Сергеевича Пушкина


Лекция Болдинская осень Александра Сергеевича Пушкина
Жизнь с суетой литературных схваток отнимала силы и не оставляла времени для работы над творческими замыслами — а их накопилось много, они заполняли и голову, и черновые тетради поэта. Он чувствовал себя «артистом в силе», на вершине творческой полноты и зрелости, а «времени» заниматься и «душевного спокойствия, без которого ничего не произведешь», не хватало. Выехав из Москвы 31 августа, Пушкин 3 сентября приехал в Болдино. Он рассчитывал за месяц управиться с делами в отцовской деревне, заложить ее и вернуться в Москву, чтобы справить свадьбу. Ему было немного досадно, что за этими хлопотами пропадет осень — лучшее для него рабочее время.

Переписка с издателем и другом Пушкина Плетневым:

«Еду в деревню. Бог весть, буду ли там иметь время заниматься, будет ли душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь».

«Осень подходит. Это любимое мое время — здоровье мое обыкновенно крепнет — пора моих литературных трудов настает — а я должен хлопотать о приданом да о свадьбе, которую сыграем Бог весть когда. Всё это не очень утешно».

У невесты приданого не было. Пушкин хотел венчаться без приданого, но тщеславная мать Натальи Николаевны не могла этого допустить, и Пушкину пришлось самому доставать деньги на приданое.

Пушкин был атлетически сложен, хотя и невысок ростом, физически крепок и вынослив, обладал силой, ловкостью и крепким здоровьем. Он любил движение, езду верхом, шумную народную толпу, многолюдное блестящее общество. Но любил он и полное уединение, тишину, отсутствие докучных посетителей. Весной и в летнюю жару его томили излишнее возбуждение или вялость. По привычкам и физическому складу он был человеком севера — любил холод, осенние свежие погоды, зимние морозы. Осенью он чувствовал прилив бодрости. Дождь и слякоть его не пугали: они не мешали прогулкам верхом — единственному развлечению в это рабочее время — и поддерживали горячку поэтического труда. «...Осень чудная, — писал он Плетневу, — и дождь, и снег, и по колено грязь».

Пушкин приехал в Болдино в подавленном настроении. Не случайно первыми стихотворениями этой осени были одно из самых тревожных и напряженных стихотворений Пушкина «Бесы» и отдающая глубокой усталостью, в которой даже надежда на будущее счастье окрашена в меланхолические тона, «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»). Однако настроение скоро изменилось; все складывалось к лучшему: пришло «прелестное» письмо от невесты, которое «вполне успокоило»: Наталья Николаевна соглашалась идти замуж и без приданого (письмо, видимо, было нежным —
оно до нас не дошло), но покинуть Болдино оказалось невозможным: «Около меня Колера Морбус (cholera morbus — медицинское наименование холеры. Знаешь ли, что это за зверь? того и гляди, что забежит он и в Болдино, да всех нас перекусает» Однако холера мало тревожила Пушкина — напротив, она сулила длительное пребывание в деревне. И с каждым днем, поскольку эпидемия вокруг усиливается, срок отъезда все более отодвигается, следовательно, увеличивается время для поэтического труда. Он твердо верит, что Гончаровы не остались в холерной Москве и находятся в безопасности в деревне, — причин для беспокойства нет, торопиться ехать незачем. Только что оглядевшись в Болдине, 9 сентября он пишет Плетневу: «Ты не можешь вообразить, как весело удрать от невесты, да и засесть стихи писать. Жена не то, что невеста. Куда! Жена свой брат. При ней пиши сколько хошь. А невеста пуще цензора Щеглова, язык и руки связывает... Ах, мой милый! что за прелесть здешняя деревня! вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, сиди, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов»
В болдинском уединении есть еще одно для Пушкина очарованье; оно совсем не мирное: рядом таится смерть, кругом ходит холера. Чувство опасности электризует, веселит и дразнит, как двойная угроза (чумы и войны) веселила и возбуждала Пушкина в его недавней — всего два года назад — поездке под Арзрум в действующую армию. Пушкин любил опасность и риск. Присутствие их его волновало и будило творческие силы. Холера настраивает на озорство: «...я бы хотел переслать тебе проповедь мою здешним мужикам о холере; ты бы со смеху умер, да не стоишь ты этого подарка»— писал он Плетневу. Содержание этой проповеди сохранилось в мемуарной литературе. Нижегородская губернаторша А. П. Бутурлина спрашивала Пушкина о его пребывании в Боддине: «Что же вы делали в деревне, Александр Сергеевич? Скучали?» — «Некогда было, Анна Петровна. Я даже говорил проповеди». — «Проповеди?» — «Да, в церкви, с амвона. По случаю холеры. Увещевал их. „И холера послана вам, братцы, оттого, что вы оброка не платите, пьянствуете. А если вы будете продолжать так же, то вас будут сечь. Аминь!"»


Поражают слова, написанные тут же в Болдине:
^ Все, всё, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья…

Уединение в Болдине заставляет размышлять об исторических событиях.
Беспокойный ветер дул по России.
Эпидемии в истории России часто совпадали со смутами и народным движением. Еще были живы люди, которые помнили московский чумный бунт 1771 г., явившийся прямым прологом к восстанию Пугачева. Не случайно именно в холерный 1830 г. тема крестьянского бунта впервые появилась в пушкинских рукописях и в стихотворениях шестнадцатилетнего Лермонтова («Настанет год, России черный год...»).
Известия о холере в Москве вызвали энергичные меры правительства. Николай I, проявив решительность и личное мужество, прискакал в охваченный эпидемией город. Для Пушкина этот жест получил символическое значение: он увидел в нем соединение смелости и человеколюбия, залог готовности правительства не прятаться от событий, не цепляться за политические предрассудки, а смело пойти навстречу требованиям момента. Он ждал реформ и надеялся на прощение декабристов. Вяземскому он писал: «Каков государь? молодец! того и гляди, что наших каторжников простит — дай Бог ему здоровье» В конце октября Пушкин написал стихотворение «Герой», которое тайно ото всех переслал в Москву с просьбой напечатать «где хотите, хоть в Ведомостях — но без моего имени.» Однако стихотворение имело и более общий смысл: Пушкин выдвигал идею гуманности как мерила исторического прогресса. Не всякое движение истории ценно — поэт принимает лишь такое, которое основано на человечности. «Герой, будь прежде человек», — писал он в 1826 г. в черновиках «Евгения Онегина». Теперь эту мысль поэт высказал печатно и более резко:
Оставь герою сердце!
Что же Он будет без него? Тиран...

Соединение тишины и досуга, необходимых для раздумий, и тревожного и веселого напряжения, рождаемого чувством приближения грозных событий, выплеснулось неслыханным даже для Пушкина, даже для его «осенних досугов», когда ему бывало «любо писать», творческим подъемом. В сентябре были написаны «Гробовщик» и «Барышня-крестьянка», завершен «Евгений Онегин», написана «Сказка о попе и работнике его Балде» и ряд стихотво-
рений. ^ В октябре — «Метель», «Выстрел», «Станционный смотритель», «Домик в Коломне», две «маленькие трагедии» — «Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери», писалась и была сожжена десятая глава «Евгения Онегина», создано много стихотворений, среди них такие, как «Моя родословная», «Румяный критик мой...», «Заклинание», ряд литературно-критических набросков. В ноябре — «Каменный гость» и «Пир во время чумы», «История села Горюхина», критические статьи. В Болдинскую осень пушкинский талант достиг полного расцвета.
В Болдине Пушкин чувствовал себя свободным как никогда (парадоксально — эта свобода обеспечивалась теми 14-ю карантинами, которые преграждали путь к Москве, но и отделяли от «отеческих» попечений и дружеских советов Бенкендорфа, от назойливого любопытства посторонних людей, запутанных сердечных привязанностей, пустоты светских развлечений). Свобода же для него всегда была — полнота жизни, ее насыщенность, разнообразие. Болдинское творчество поражает свободой, выражающейся, в честности, в нескованном разнообразии замыслов, тем, образов.
Разнообразие и богатство материалов объединялись стремлением к строгой правде взгляда, к пониманию всего окружающего мира. Понять же — для Пушкина означало постигнуть скрытый в событиях их внутренний смысл. Не случайно в написанных в Болдине «Стихах, сочиненных ночью во время бессонницы» Пушкин обратился к жизни со словами:
«^ Я понять тебя хочу, Смысла я в тебе ищу…»

В Болдине было закончено значительнейшее произведение Пушкина, над которым он работал семь с лишним лет, — «Евгений Онегин». В нем Пушкин достиг еще неслыханной в русской литературе зрелости художественного реализма. Достоевский назвал «Евгения Онегина» поэмой «осязательно реальной, в которой воплощена настоящая русская жизнь с такою творческою силой и с такою законченности, какой и не бывало до Пушкина, да и после его, пожалуй»1. Типичность характеров сочетается в романе с исключительной многогранностью их обрисовки. Благодаря гибкой манере повествования, принципиальному отказу от односторонней точки зрения на описываемые события, Пушкин преодолел разделение героев на «положительных» и «отрицательных». Это имел в виду Белинский, отмечая, что, благодаря найденной Пушкиным форме повествования, «личность поэта» «является такою любящею, такою гуманною»
«Повести Белкина» были первыми законченными произведениями Пушкина-прозаика. Вводя условный образ повествователя Ивана Петровича Белкина и целую систему перекрестных рассказчиков, Пушкин проложил дорогу Гоголю и последующему развитию русской прозы.
После многократных неудачных попыток Пушкину удалось наконец 5 декабря вернуться в Москву к невесте.

Пушкин не был баловнем судьбы. Судьба преподносила ему тяжёлые испытания, чёрные дни. Но Пушкин властно преображает мир, в который его погружает судьба, вносит в него свое душевное богатство, не дает «среде» торжествовать над собой. Заставить его жить не так, как он хочет, невозможно. Поэтому самые тяжелые периоды жизни оборачивал он в благодать. У Достоевского есть фраза, которая применима и к личности Гения: «Он бывал оскорблен, но никогда не допускал себя быть униженным».

Начало формы

Конец формы

kto-est-kto-v-voennoj-istorii-s-1453-goda-po-nastoyashee-vremya-kigan-dzhon-uitkroft-endryu-per-s-angl-logachevoj-t-yu-m-dograf-2000-432s.html
kto-i-kak-mozhet-proveryat-predprinimatelya-pravila-oformleniya-dokumentov-predostavlyaemih-v-registriruyushij-organ.html
kto-ishet-tot-vsegda-najdet-prishelci-oni-uzhe-zdes.html
kto-k-krizisu-gotov-kniga-sostoit-iz-chetireh-chastej-vpervoj-predstavleni-dva-doklada-instituta-globalizacii.html
kto-kogo-nakazal-nikitina-l-a-rezervi-zdorovya-nashih-detej-nikitin-b-p-nikitina-l-a-rezervi-zdorovya-nashih-detej.html
kto-mi-izachem-mi-slovo-zhivoe-i-mertvoe-ot-malenkogo-princa-do-korablya-durakov.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-disciplini-opd-v-01-teoriya-konechnih-avtomatov-specialnost-050202-informatika.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-pyatnadcataya-togda.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elena-rerih-novoyavlennaya-stranica-8.html
  • assessments.bystrickaya.ru/edinaya-rossiya-agitiruet-za-sitost-radio-9-mayak-novosti-09-07-2008-lesnikova-valeriya-17-00-9.html
  • textbook.bystrickaya.ru/issledovanme-firmi-avon.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-ob-itogah-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-kungura-za-2011-god-i-o-perspektivah-razvitiya-v-2012-godu.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-russkoj-istorii-stranica-22.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-chudes-sveta-2-chast-2.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-chelovecheskie-slishkom-chelovecheskie-konflikti-v-povsednevnoj-zhizni-i-ih-otrazhenie-v-zerkale-literaturi-i-kino.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchet-vzaimoposeshaemosti-urokov-na-uchgod-soderzhanie.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-a-proiznesite-vsled-za-prepodavatelem-slova-obrashaya-vnimanie-na-proiznoshenie-ukazannih-zvukov.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-ekonomicheskaya-geografiya-dlya-studentov.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-4-polozhenie-o-razrabotke-rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-moduli-i.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/audit-osnovnih-sredstv-v-oao-karavaj.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-tpp-rf-po-voprosam-malogo-predprinimatelstva-v-rossijskoj-federacii-za-maj-2010-goda-stranica-9.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kontrol-za-shkolnoj-dokumentaciej-i-vipolneniem-programm-zavuch-yavlyaetsya-uchitelem-uchitelej-eto-opredelyaet-videlenie.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sonet.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-po-napravleniyu-080500-menedzhment-po-specialnosti-080507-menedzhment-organizacii.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-5-poludurochnaya-dzhok-vibravshij-ten-risk-eto-puknut-pri-ponose.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perenos-i-kontrperenos-nensi-mak-vilyams.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-temi-i-voprosi-konferencii-1.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vezet-zhe-stranica-13.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-10-specialnie-i-vspomogatelnie-pozharnie-avtomobili-spa-pozharnaya-tehnika.html
  • learn.bystrickaya.ru/gorodskaya-prokuratura-zashitila-moloduyu-mat-ot-nespravedlivogo-resheniya-organov-opeki.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ispolzovanie-pokazatelej-effektivnosti-tormozheniya-i-ustojchivosti-transportnogo-sredstva-pri-tormozhenii-pri-proverkah-na-rolikovih-stendah.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-podgotovki-k-zachetu-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-080301-kommerciya-torgovoe-delo-moskva-2009.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-shkoli-2-stupeni-obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya.html
  • credit.bystrickaya.ru/politicheskij-zhurnal-40data-01112004-monitoring-rossijskoj-pressi-17-01-2005.html
  • universitet.bystrickaya.ru/test-serdechno-sosudistaya-sistema-uchebnik-po-kursu-vozrastnaya-anatomiya-fiziologiya-i-gigiena.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-10-kommunikacionnie-processi-v-menedzhmente-metodicheskoe-posobie-po-podgotovke-k-itogovomu-gosudarstvennomu.html
  • credit.bystrickaya.ru/operaciya-ulibka-stolichnij-departament-socialnoj-zashiti-naseleniya-provodit-obshegorodskuyu-akciyu-pomozhem-podgotovitsya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sokrasheniya-prinyatie-v-aviacionnom-anglijskom-yazike-pravila-frazeologii-radioobmena-pri-vipolnenii-poletov-i-obsluzhivanii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/testovij-kontrol-dlya-studentov-5-kursa.html
  • desk.bystrickaya.ru/perechen-tem-referatov-dlya-vipusknogo-ekzamena-po-istorii-iskusstv.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-zoologiya-bespozvonochnih-sostavitel-docent-petrov-s-s-stranica-8.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.