.RU

Лекция 5 Методы построения математических моделей асу


Лекция 5 Методы построения математических моделей АСУ Применение методов математического моделирования в АСУ. Классификация задач и модели принятия управленческих решений в АСУ. Методы построения математических моделей для решения управленческих задач.
Ключевые слова: модель АСУ, СМО, абстрактный автомат, сеть Петри, марковская цепь, агрегат Бусленко, модель Глушкова, модель Пнуэли, модель Форрестера, модель Мезаровича-Пестеля когнитивная модель.

Применение методов математического моделирования в АСУ
АСУ относится к классу сложных систем, характеризуется значительной стоимостью и ответственностью возлагаемых на нее функций, поэтому на всех стадиях ее жизненного цикла необходимо использовать методы математического моделирования. Модель является экономичным, а порой и единственным средством проверки возможности функционирования систем в заданных условиях, их совместимости и жизнеспособности, устойчивости и эффективности, сущности явлений, прогноза ожидаемых результатов и получения количественных соотношений между параметрами системы в предельных условиях.

На предпроектной стадии создания АСУ применяют обобщенные модели, которые служат средством общения разработчика и заказчика. Они позволяют определить все существенные особенности объекта автоматизации и выявить возможности улучшения показателей его функционирования за счет использования в системе управления средств вычислительной техники и экономико-математических методов. Для информационных потоков на моделях можно показать избыточность или дефицит информационных связей отдельных подразделений, эффективность изменения структуры, увеличения полноты и оперативности информации, используемой для принятия управленческих решений. На этих этапах модели используются для улучшения результатов функционирования объекта автоматизации.

Стадия создания АСУ

вид модели

назначение

предпроектная стадия

обобщенные модели

средство общения разработчика и заказчика

разработка концепции

ТЗ

средство общения разработчика и заказчика

вводе в эксплуатацию




прогнозирование возможных ситуаций для принятия своевременных и обоснованных управленческих решений, обучение персонала АСУ.

совершенствовать организационное управление




















Этап анализа объекта автоматизации завершается созданием «глобальной» модели АСУ, в которой заложены основные концепции АСУ. Документально эта модель представлена в форме ТЗ. На стадиях разработки ТП и РП необходимо оценить количественно возможные проектные решения и провести структурный, алгоритмический и параметрический синтез. Для этого модели, полученные на предпроектной стадии, детализируются и дополняются. На стадиях ТП и РП с помощью моделей исследуют варианты построения подсистем и звеньев АСУ, а также получают оптимальные в некотором смысле проектные решения (синтез).

Назначение моделей при вводе в эксплуатацию и при промышленной эксплуатации АСУ – прогнозирование возможных ситуаций для принятия своевременных и обоснованных управленческих решений, обучение персонала АСУ. Современные организации производственной и непроизводственной сферы представляют собой сложные системы «человек-машина», эффективность функционирования которых существенно зависит от качества организационного управления этими системами. Чтобы добиться высокого качества управления такими системами, современному руководителю не всегда бывает достаточно личного опыта, интуиции и организаторских способностей. При формировании стратегических и тактических решений руководитель вынужден учитывать многочисленные, нередко противоречивые соображения и опираться на сложные критерии эффективности путей достижения конечных целей. Очевидно, что прибыльность предприятия в значительной степени определяется качеством комплексного планирования на предприятии. Лицам, занимающим руководящие посты, постоянно приходится принимать управленческие решения стратегического и тактического характера. Применение математического моделирования позволяет совершенствовать организационное управление на основе улучшения качества управляющих решений, координации, контроля, и создания более совершенных систем управления.

Для построения математической модели необходимо провести качественный и количественный анализ задачи организационного управления. Проведение системного анализа осуществляется группой специалистов: математиков, экономистов, психологов и т.д. Анализ проводится на основе системного подхода и предполагает выявление всех существенных элементов задачи и взаимосвязей. Важную роль при разработке моделей имеет применение научного подхода к решению задач организационного управления. Результаты анализа должны иметь непосредственное отношение к выбору способа действия. Оценка выбранного решения должна производиться на основе критериев экономической эффективности. В рекомендуемом решении должен достигаться оптимальный баланс с учётом всех факторов, влияющих на процессы принятия решений.
^ Задачи принятия управленческих решений в АСУ
Среди задач, связанных с вопросами управления, можно выделить следующие:

Управление предприятием требует решения следующих задач:
^ Методы построения математических моделей для решения управленческих задач

  1. Для решения задач при проектировании АСУ используют аналитические и имитационные модели.

К аналитическим моделям относят:

Имитационное моделирование - это метод, позволяющий строить модели, учитывающие время выполнения процессов. В имитационной модели изменения процессов и данных ассоциируются с событиями. Процесс имитационного моделирования заключается в последовательном переходе от одного события к другому. Обычно имитационные модели строятся для поиска оптимального решения в условиях ограничения по ресурсам, когда другие математические модели оказываются слишком сложными.

К имитационным моделям относят:

Выбор той или иной модели для решения организационных задач не является тривиальной задачей. Это в большой степени зависит от интуиции, опыта и таланта разработчика модели.

kontrolnie-voprosi-uchebnoe-posobie-ohvativaet-vazhnejshie-razdeli-uchebnogo-kursa-rekomendovano-uchenim-sovetom.html
kontrolnie-voprosi-uchebnoe-posobie-samara-2008-bbk-32-973-26-018-2-udk.html
kontrolnie-voprosi-v-a-slepov-zav-kafedroj-finansi-i-ceni-.html
kontrolnie-voprosi-voprosi-dlya-zacheta-v-konce-2-semestra-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-obuchayushihsya.html
kontrolnie-voprosi.html
kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-4-kursa-po-specialnosti-pedagogika-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glossarij-angloyazichnih-sokrashenij-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-vseh-form-obucheniya-po-specialnosti.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lik-bogini-mifologiya-s-zhenskim-licom.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vremya-v-mire-belogo-chast-2.html
  • knigi.bystrickaya.ru/respubliki-belarus-rezultati-nezavisimogo-nablyudeniya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ot-zasedanie-provedeno-na-25-04-2007-g-stranica-4.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-11-rinok-rabochej-sili-i-zarabotnaya-plata-uchebnik-dlya-vuzov.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-vipolnenie-issledovatelskogo-proekta-zashita-prav-potrebitelej-na-rinkah-finansovih-uslug.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prof-tomas-bajer.html
  • letter.bystrickaya.ru/nastoyashij-brat-dzheka-uroki-na-zakritoj-dorozhke.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vtorichnie-izmeritelnie-preobrazovateli-i-acp.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-buhgalterskij-uchet-i-audit-dlya-napravleniya-podgotovki-specialistov-po-specialnosti-080111-marketing-institut-ekonomiki-i-upravleniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vopros-7-david-yum-o-religii-vopros-predmet-filosofii-religii-filosofiya-religii.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-xdetskogo-regionalnogo-tv-konkurse-estradnoj-pesni-volshebnie-stupenki-2010.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vtoraya-chast-sochineniya-nazivaemaya-ili-istinnie-ukazaniya-dlya-istolkovaniya-prirodi-stranica-7.html
  • literature.bystrickaya.ru/drugoe-pressa-gosduma-rf-monitoring-smi-19-maya-2006-g.html
  • education.bystrickaya.ru/34-neizmennost-predelnih-obobshenij-ya-centrizma-v-istorii-ego-poroki-i-posledstviya.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya-napravleniya-030600-62-istoriya.html
  • institute.bystrickaya.ru/federalnaya-sluzhba-geodezii-i-kartografii-rossii.html
  • composition.bystrickaya.ru/otvet-testi-dlya-starshej-shkoli-po-obshestvoznaniyu-soderzhanie.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-kulturologiya-dlya-specialnosti-mediko-profilakticheskoe-delo-060105-kod-kvalifikacii-vipusknika.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-i-1-i-i-i-i-i-i-teoreticheskie-i-institucionalnie-osnovi-formirovaniya-i-razvitiya-rinka-veteri-narnih-tovarov-11-.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/saba-1-aupszdk-tehnikasini-erezheler.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-na-2011-2016-godi-missiya-stranica-3.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mts-i-rostelekom-obedinyayut-setevuyu-infrastrukturu-neobhodimuyu-dlya-razvertivaniya-sotovih-setej-chetvertogo-pokoleniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-kvalifikacionnogo-spravochnika-stranica-4.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-minzdrava-sssr-ot-21-iyulya-1988-g-n-579-ob-utverzhdenii-kvalifikacionnih-harakteristik-vrachej-specialistov-s-izmeneniyami-ot-25-dekabrya-1997-g-stranica-12.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-meropriyatiya-programma-novosibirskoj-modeli-oon-2012-mesto-provedeniya-novosibirskij-gosudarstvennij-universitet-ekonomiki-i-upravleniya-ul-lomonosova-56-14-marta.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vneshneekonomicheskaya-deyatelnost-zabajkalskoj-zheleznoj-dorogi-chast-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-ii-religioznie-predstavleniya-vneistoricheskogo-chelovekalekciya-6-religii-sovremennih-nepismennih-narodov-bog-i-duhi.html
  • college.bystrickaya.ru/102-federalnaya-celevaya-programma-globalnaya-navigacionnaya-sistema-doklad-o-sostoyanii-zakonodatelstva.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sabati-masati-blmdlk-balalara-ertegler-turali-tsnk-beru-iyali-men-abletn-zhetldru.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/43-plani-budushej-deyatelnosti-poruchitelya-iii-osnovnaya-informaciya-o-finansovo-ekonomicheskom-sostoyanii-poruchitelya.html
  • crib.bystrickaya.ru/ix-vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-studentov-aspirantov-i-molodih-uchenih-c-mezhdunarodnim-uchastiem-molodezh-i-sovremennie-informacionnie-tehnologii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aktivizaciya-poznavatelnoj-deyatelnosti-na-urokah-geografii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/provodniki-v-elektricheskom-pole.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.