.RU

Лекции по риторике - часть 9

10. Скажите актеру, что его роль, задача, действия психологичны, глубоки, трагичны, и тотчас же он начнет напрягаться, наигрывать самую страсть, "рвать ее в клочки" или копаться в своей душе и зря насиловать чувство.

Но если вы дадите артисту самую простую физическую задачу и окутаете ее интересными, волнующими предлагаемыми обстоятельствами, то он примется выполнять действия, не пугая себя и не задумываясь над тем, скрыта ли в том, что он делает, психология, трагедия или драма.

11. Нет ничего глупее и вреднее для искусства, чем "система" ради "системы". (Не следует подходить к методике Станиславского механически, как к набору всегда срабатывающих трюков. Нужен творческий подход: эксперимент + тренировка + отсечение не дающих результат элементов).

12. Избегайте же того, что вам еще не по силам и что идет наперекор нашей природе, логике, здравому смыслу! (Не стоит сразу же браться за самые сложные приемы и ждать от себя их виртуозного воплощения. Идти надо от самого простого. Освоить его. Овладеть им в совершенстве. И потом - еще лишь на одну ступеньку вверх).

13. Чтобы не свихнуться при сильных подъемах, нужно заботиться о самом полном, самом предельном освобождении мышц от напряжения...Надо довести себя до того, чтоб в минуты больших подъемов привычка ослаблять мышцы стала более нормальной, чем потребность к напряжению. (Судорожно сведенные мышцы, пот и усиленное сердцебиение - первые признаки наигрыша, попытки взбудоражить и себя и публику искусственным путем. Лучший вариант - спокойный, уверенный в своих силах оратор и кипящая переживаниями аудитория. Худший - беснующийся оратор и холодная, равнодушная к его словам публика. Азианизм, поймите, это театр, а не сумасшедший дом).

14. Втолковывайте, объясняйте каждое слово, как будто бы ваш партнер дурак и ничего не понимает, или иностранец. Старайтесь растолковать, чтобы он действительно понял.

15. Штамп - это ржавчина на железе воли. Если не снять ржавчины, она проест железо. Помните о задаче и не доверяйте чувству - оно быстро изнашивается; это как бритва, сегодня побрился, завтра не годится.

16. Боритесь с основным вашим недостатком - напряжением осязательных пунктов. Вы весь на обострении - обострении мимическом, дикционном и осязательном. Мышцы пальцев у вас страшно напряжены, и это веден к анархии мышц. Заменяйте напряженность пальцев свободной экспрессией ладоней, как мы это видим у японцев.

17. Но доказывать с жаром, что дважды два - четыре - неинтересно. Вот вам пример: когда я сам не был уверен в своей системе актерского творчества, я горячился, встречая малейшее возражение; когда же я уверовал, я стал говорить спокойно.

18. У вас слишком скоро наступает "уже". Но интересно не самое "уже", а путь к нему. Вот идет завоевание Северного полюса: продвинулись еще на один градус, преодолели новое препятствие, и все с интересом следят. А если бы сразу попадали на Северный полюс - никто бы этим не заинтересовался. Обычная ошибка молодых актеров в том, что они сразу же играют конец пьесы.

19. Да сгинет навсегда со сцены пустой актерский глаз, неподвижные лица, глухие голоса, речь без интонации, корявые тела с закостенелым спинным хребтом и шеей, с деревянными руками, кистями, пальцами, ногами, в которых не переливаются движения, ужасная походка и манеры!

Пусть актеры отдадут своему творческому аппарату столько же внимания, сколько скрипач дарит его своему дорогому для него инструменту.

Риторика - искусство живой полемики

До сегодняшнего занятия вы обучались тактике и стратегии выступления в соло-режиме. То есть: в режиме наибольшего благоприятствования, когда никто вас не дергал и не перебивал, а текст речи был тщательно выверен и в нем были отработаны в домашней обстановке все наиболее важные элементы.

Теперь перед вами - следующий шаг. Теперь ваше выступление будет лишь частью общей дискуссии. И здесь каждый ее участник имеет право прервать вас, высмеять, оборвать на полуслове, обругать, передразнить и позволить себе иные штучки, сбивающие вас с толку. В этой новой ситуации вам пригодится все, что мы проходили: и подготовка текста речи, и акустические навыки, и методику вхождения в образ, и все остальное. Однако к этому необходимо добавить некоторые специфические приемы, характерные именно для риторики - науки побеждать в споре.

ЗАЩИТА СВОЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

ДЕСЯТЬ ГЛАВНЫХ ПРИНЦИПОВ

1. Не оправдываться, а обвинять!

Если ваша позиция в дискуссии подвергается атаке, то ни в коем случае нельзя строить контраргументы в духе подтверждения ее достоинств. Это самый невыгодный ход в споре. Вы ставите себя (причем, добровольно) в положение обвиняемого и начинаете играть вторым номеров, отдавая оппоненту чудную роль - вашего судьи и прокурора одновременно. И дальше вся дискуссия превращается в допрос, на котором вы должны изворачиваться, вспоминать и даже предъявлять алиби. Это плохо. Ну, представьте себе, что кого-либо из вас обозвали дураком. Вы сделаете что угодно, но никогда не будете оправдываться и доказывать, что ваш обидчик не прав, и что в подтверждение этого у вас есть солидные аргументы.

Что же делать? Обвинять! На любой каверзный вопрос давать молниеносный отпор: жестким замечанием (на любую тему, хоть о внешнем виде оппонента), вопросом (тоже любым), например: Какова сейчас зарплата у агента ЦРУ?), цитатой, анекдотом и любым другим оружием из риторического арсенала. Например, соперник начинает крушить ваши логические построения конкретикой цифр: рубли-доллары, тонны-килограммы, кубометры и пр. И тут без толку продолжать логику. Оппоненту, который хочет доказать призрачность ваших умозаключений, следует противопоставить ваше мнение о лживости современной статистики и распространяющих эти ложные данные средств массовой информации. Да, напрямую это не относится к теме дискуссии. Ну и что? Напоминаю, главное для вас - симпатия аудитории. Поэтому, смело сворачивайте с невыгодного для вас пути на тот, где вы чувствуете себя совершенно уверенно. А публика вас поддержит. Она сама не доверяет официальным данным и продажным СМИ. И теперь вашему оппоненту придется защищаться и либо отказаться от цифр, либо доказывать, что им можно верить. Пример:

- Правда ли, что среди ваших знакомых есть люди с запятнанной репутацией?

- Скажите, вы уверены, что среди ваших знакомых нет людей хотя бы раз оступившихся людей? Уверены?! Тогда вы: либо лжец, либо дурак. Вы что - изучали их жизнь? Вы ведете досье на всех, кому даже мимолетом пожали руку? Вы нанимаете частных детективов для шпионажа за любимой девушкой?

2. Не объяснять, а декларировать!

В дискуссиях на политическую тематику очень часто выступающему с какой-либо программой преобразований в России оратору задают вопросы, типа: "А каким образом Вы собираетесь это сделать?", "Откуда возьмете деньги?", "Не является ли Ваша программа блефом, столь характерным для любого предвыборного марафона?" и т.п. Неопытный оратор сразу же начинает судорожно объяснять, за счет чего может быть реализована его программа, залезая в такие дебри, что, чем больше он говорит, тем меньше ему верят слушатели.

Что следует делать в такой ситуации? Декларировать (то есть заявлять - без доказательств, без витиеватой аргументации) свое мнение по данному вопросу. То есть, коль уж мы взяли в пример отстаивание программы, вместо перехода к объяснению материальной и финансовой базы для реализации своего проекта, оратору просто-напросто нужно дать более развернутую картину результатов этой реализации. Это будет выглядеть приблизительно так:

- За счет чего Вы надеетесь возродить производство?

- Производство возродится само, если не мешать, а поощрять наших талантливых людей к труду.

- Каким образом?

- Если у Вас будет возможность заработать приличные деньги, чтобы Ваша семья имела красивый дом, хорошую машину, приличный отдых и многое другое, определяемое словом "достаток", неужели Вы не сделаете этого?

- А откуда возьмутся эти "приличные деньги"?

- Государство обязано помочь восстановлению разорванных связей между кредитующими производство банками, предприятиями и потребителем.

- Как это сделать в реальности?

- Страна обратит внимание на благосостояние своих граждан только тогда, когда в ней у руля власти станут патриоты.

- И что они сделают?

- Воплотят в жизнь курс преобразований, частью которого и является моя программа.

- Как Вы можете доказать ее жизнеспособность?

- Только на практике.

- Что же мешает?

- Отсутствие вашей поддержки. Давайте вместе потрудимся над воплощением моей программы в жизнь, и эта жизнь станет для нас прекрасной.

Главное, поймите: дискуссия - не школьный урок, на котором вы должны блеснуть своей эрудицией. В живой полемике (в отличие от полемики в прессе) вы - хирурги, препарирующие коллективное сознание аудитории. Только вместо скальпеля у вас - слово.

3. Интерпретировать замечания противника наиболее выгодным образом.

Интерпретация (иначе: краткий пересказ и собственное истолкование чужой мысли) содержит в себе три основных правила: Первый - УПРОЩАТЬ. Какие бы заумные идеи или стоэтажный вал справочного материала не обрушил на вас оппонент, сведите всю эту галиматью к одной, двум примитивнейшим мыслям. Причем, упростите все так, чтобы для публики фразы вашего оппонента засверкали своей невыносимой пошлостью и банальностью, чтобы аудитория сама бы догадалась, что ваш противник морочит ей голову. Пример:


metodicheskie-ukaniya-po-sboru-i-obrabotki-informacii-o-nablyudenii.html
metodicheskie-ukazaniya-2008-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-kazanskij-gosudarstvennij-tehnologicheskij-universitet-materiali-po-podgotovke-k.html
metodicheskie-ukazaniya-6-obshestvennie-nauki-21-00-obshestvennie-nauki-v-celom-21-02-filosofiya-22.html
metodicheskie-ukazaniya-arthashastra.html
metodicheskie-ukazaniya-chast-idlya-vipolneniya-samostoyatelnoj-raboti-studentami-specialnostej-260202-tehnologiya-hleba-konditerskih-i-makaronnih-izdelij-stranica-4.html
metodicheskie-ukazaniya-chita-2006-federalnoe-agenstvo-zheleznodorozhnogo-transporta-irkutskij-gosudarstvennij-universitet-stranica-4.html
  • spur.bystrickaya.ru/konstantin-rassomahin-stranica-4.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-kursu-filosofii.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-rabote-sekcii-mezhdunarodnie-otnosheniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-finansovogo-obespecheniya-gosudarstvennogo-zadaniya-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga.html
  • control.bystrickaya.ru/d-element-4-celenapravlennost-deyatelnosti-russian-original-english-konferenciya-storon-konvencii-o-biologicheskom.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-izvestnogo-francuzskogo-publicista-rajmonda-karte-kotoraya-vihodit-vpervie-na-russkom-yazike-v-nashem-izdatelstve-predstavlyaet-znachitelnij-interes-dlya-vseh-rossiyan-stranica-8.html
  • tests.bystrickaya.ru/komitet-rossijskoj-federacii-po-standartizacii-metrologii-i-sertifikacii-stranica-15.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-svyaz-istorii-i-filosofii-nauki-klassifikaciya-nauk-estestvennie-socialnie-gumanitarnie-i-formalnie-nauki-stranica-3.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/produktivnie-i-fiziologicheskie-pokazateli-importnogo-myasnogo-skota-v-usloviyah-krasnodarskogo-kraya-06-02-10-chastnaya-zootehniya-tehnologiya-proizvodstva-produktov-zhivotnovodstva.html
  • letter.bystrickaya.ru/nauchno-obrazovatelnij-kompleks-po-kreditnoj-tehnologii-obucheniya-metodicheskie-ukazaniya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prevrashenie-kafka.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-chl-korr-ran-solomencev-yu-m-zamestiteli-rukovoditelya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-samouchitel-gordon-draiden-dzhannett-voe.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-prednaznacheni-dlya-studentov-3-go-kursa-vseh-fakultetov-medicinskih-vuzov-oni-mogut-bit-ispolzovani-studentami-starshih-kursov-a-takzhe-vrachami-udk-616-001-21-092-075-8.html
  • notebook.bystrickaya.ru/issledovanie-uslovij-sinteza-germanatov-vismuta-iii-v-nevodnih-rastvoritelyah.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/poryadok-formirovaniya-svobodnih-roznichnih-cen-na-otechestvennie-tovari.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zdravstvuj-etci-a-yu-nizovskij-100-velikih-arheologicheskih-otkritij.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informatika-i-informacionno-kommunikacionnie-tehnologii-katalog-obrazovatelnih-resursov-seti-internet-dlya-osnovnogo.html
  • turn.bystrickaya.ru/otkriti-lozhnie-vospominaniya-posle-reklami-zakon-o-smi-blizok-k-obnovleniyu.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/moskva-predstavleni-popravki-v-zakon-ob-organizacii-mestnogo-samoupravleniya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/u-k-a-z-prezidenta-rossijskoj-federacii-stranica-17.html
  • spur.bystrickaya.ru/medien-monitoring-po-tema-arhitektura-25-10-06.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-posvyashen-rassmotreniyu-problemi-vremeni-v-izlozhenii-avgustina-i-vozmozhnosti-ee-fenomenologicheskogo-prochteniya-v-svyazi-s-razmishleniem-o-pamyati.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-veselie-loskutki-reboshapko-svetlana-evgenevna-pedagog-dopolnitelnogo-obrazovaniya-2014-g.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchebnie-i-uchebno-metodicheskie-izdaniya-vipolnennie-tipografiej-sgutikd-do-yanvarya-2010-g-i-peredannie-na-sklad.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-ot-04-10-2006.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shancev-podpisal-postanovlenie-o-poryadke-organizacii-raboti-dobrovolnoj-pozharnoj-ohrani-v-nizhegorodskoj-oblasti-informacionnoe-agentstvo-novoe-telegrafnoe-agentstvo-privolzhe-12032012.html
  • reading.bystrickaya.ru/kontrolnie-raboti-rabochaya-programma-disciplina-praktika-ustnoj-i-pismennoj-rechi-specialnost-033200-inostrannij-yazik.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-specialnost-08-00-01-ekonomicheskaya-teoriya.html
  • credit.bystrickaya.ru/podgotovka-zayavok-na-uchastie-v-zaprose-predlozhenij-instrukciya-po-uchastiyu-v-otkritom-zaprose-predlozhenij-5-obshij.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-sluchae-ispolzovaniya-citat-ili-cifrovih-dannih-zaimstvovannih-iz-literaturi-obyazatelno-dolzhna-privoditsya-ssilka-na-istochnik-vnizu-sootvetstvuyushej-stranici.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-deyatelnosti-innovacionno-aktivnih-predpriyatij-v-sovremennih-usloviyah-8-stranica-5.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ii-osnovnie-svedeniya.html
  • education.bystrickaya.ru/25metodi-po-sohraneniyu-i-povisheniyu-kachestva-parfyumernoj-produkcii-v-ooo-lamzur.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-14-lichnost-uchebnoe-posobie-podgotovleno-v-psihologicheskom-institute-rao-kazhdaya-glava-etoj-knigi-yavlyaetsya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.