.RU

Л. М. Кроль Научный консультант серии - страница 15


динамически-современным и генетически-регрессивным уровнями группы.

На первом из них мы имеем дело с легко поддающимися наблюдению преходящими выражениями осознаваемых потребностей и эго-адаптивных паттернов, групповых ролей, симпатий и антипатий, а также со структурой группы. Поведение здесь представлено в основном реакциями на реальные, связанные с ситуацией в группе факторы, в силу чего задействованными оказываются внешние аспек­ты личности. На генетически-регрессивном уровне мы имеем дело с бессознательной и предсознательной мотивацией, паттернами защиты и конфликтами — с такими типичными для клиники феноменами, как перенос, контрперенос, сопротивление, идентификация или проекция. На каждом из этих уровней имеют место групповые и индивидуальные напряжения различной глубины и интенсивности.

Таким образом, каждый член группы может воспринимать другого члена группы и психотерапевта совершенно по-разному: или такими, какими они являются в действительности, или же в самом искаженном виде, причем эти искажения порождаются внутренними мотивами, нарушениями функций Эго, а также возникают под влиянием ситуации в группе. Какой-либо участник группы может восприниматься другим участником как партнер и реалистический объект симпатии, эмпатии или отвращения. Этот же самый клиент на более глубоком уровне нередко воспринимается как объект переноса, пользующийся любовью или вызывающий ненависть (брат, сестра или один из родителей), из предшествовавшего периода жизни. Точно так же группа в целом может восприниматься весьма по-разному: как группа равных, как семейная группа, вплоть до глубочайших символических идеаций (например, материнская группа).

Вербальная и невербальная коммуникация в группах недирективной психотерапии сродни свободным ассоциациям и подвергается интервенциям со стороны психотерапевта и других членов группы, причем участники группы в данном случае играют роль психотерапевтов из собственного круга. Главные психотерапевтические элементы в групповой психотерапии связаны с возможностью в безопасной обстановке снова пережить и проработать ранние переживания собственной жизни и жизни семьи, произвести тестирование реальности и получить поддержку от товарищей по группе и группы в целом — принимающей и структурирующей среды. В дополнение к этим преимущественно экспериенциальным факторам проводятся также интервенции, направленные на “придание смысла”. Их диапазон широк: начиная с прояснений посредством конфронтаций и кончая интерпретациями неосознаваемых элементов мотивации, лежащих в основе поведения.

Мое определение и описание групповой психотерапии составлены так, чтобы их можно было сопоставить с тремя другими дополнительными видами групп оказания помощи людям в институтах психического здоровья и в непосредственном социуме. Они тесно связаны друг с другом, но между ними есть и существенные различия. К первой категории относятся терапевтические группы, берущие на вооружение все групповые подходы (отличающиеся от групповой психотерапии) и используемые персоналом помогающих служб (не обязательно получившим соответствующую подготовку) в условиях стационара и в амбулаторных условиях. Их спектр — от встреч терапевтического сообщества психиатрических больниц до групп “очередников” амбулаторного лечения. Вторая категория — группы развития и тренинга. В данном случае речь идет скорее об аффективном и когнитивном обучении. К этой категории относятся многочисленные группы повышения сознания и группы повышения уровня восприятия, открытые для широкой публики. На другом конце спектра находятся различные мероприятия, посвященные тренингу и организационному развитию.

Обычно применяются три различных подхода: (1) лабораторный метод с теорией и практикой Т-групп, начало которому было положено в 1940-х годах нашего века в Бетеле, штат Мэйн; (2) группы самоанализа, используемые в конфликтологических службах университетов и посвященные отношениям в группах (конференции А.К. Райса), основанные на теориях группового процесса В.Р. Биона. Третья категория включает группы самопомощи и группы взаимной помощи. Это добровольные групповые структуры, где встречаются люди, страдающие одной и той же болезнью и стремящиеся к достижению изменений и в самих себе, и в обществе. Вот некоторые из хорошо известных групп подобного рода: Анонимные Алкоголики, Синанон и Риковери (группы реабилитации).

Этим описанием разнообразных групп помощи мы вовсе не хотим показать, что они менее полноценны, чем групповая психотерапия. Мы лишь обращаем ваше внимание на то, что они другие. Только исходя из потребностей конкретного клиента можно определить оптимальные модальности для конкретного случая. Я выступаю с позиций плюрализма в спорах о том, что важнее в групповой психотерапии — индивидуальные интрапсихические контексты, межличностные контексты или контексты группы как целого. Едва ли стоит провозглашать, что тот или иной из этих элементов (которые в совокупности я считаю гештальтом) в теоретическом отношении стоит выше других элементов. Лишь психотерапевт, проводящий групповую психотерапию, руководствуясь своими соображениями о том, что окажет наиболее сильное целительное воздействие в данный момент, может уделить большее внимание одному или нескольким из этих элементов, планируя интервенции для кого-либо из членов группы или всей группы в целом.

Приводимый ниже список функций группового психотерапевта (возможно, неполный) включает как те, что нацелены в первую очередь на сохранение группы, так и те, что носят терапевтический характер:


l Составление группы, выбор времени, места встречи, воп­росы оплаты.

l Структурирование сессий с учетом требования конфиденциальности, повестки дня, допустимости физического контакта, использования результатов, полученных с помощью метода свободных ассоциаций, социального взаимодействие вне группы и т.д.

l Эмпатическое принятие каждого клиента и забота о нем в сочетании с верой в то, что клиент обладает необходимым для изменений потенциалом.

l Поощрение открытого выражения чувств.

l Поддержание атмосферы терпимости и принятия чувств и поведения в сочетании с концентрацией внимания на “Я”, исследовании межличностных отношений и осознании. Психотерапевт побуждает к участию в этой деятельности всех членов группы.

l Контроль за выражением клиентами своих побуждений, за уровнем напряженности и тревоги клиентов, осуществляемый в приемлемых границах.

l Контроль за групповыми проявлениями, осуществляемый как в интересах каждого из клиентов, так и в интересах поддержания морального состояния группы на оптимальном уровне.

l Использование вербальных интервенций — от простых наблюдений до психоаналитических интерпретаций, — направленных на тестирование реальности и выявление значения и генетических связей.

Биография

Сол Скидлинжер — доктор психологии, профессор психиатрии в колледже медицины имени Альберта Эйнштейна. Он также читает лекции в отделении детской психиатрии Медицинского и хирургического колледжа Колумбийского университета в Нью-Йорке. Степень доктора психологии Скидлинжер получил в 1951 г. в Нью-Йоркском университете. В прошлом он был президентом Американской ассоциации групповой психотерапии и издателем “Международного журнала групповой психотерапии”. Скидлинжер является автором трех книг и более семидесяти глав и статей по групповым процессам и психическому здоровью. Будучи последователем психодинамической философии, он был одним из первых, кто начал заниматься адаптацией классических техник групповой работы к особенностям клиентов, происходящих из неблагополучной социальной среды.

Литература

Scheidlinger, S. (1980). ^ Psychoanalytic group dynamics: Basic readings. New York: International Universities Press.

Scheidlinger, S. (1982). Focus on group psychotherapy: Clinical essays. New York: International Universities Press.

Scheidlinger, S. (1987). On interpretation in group psychotherapy: The need for refinement. ^ International Journal of Group Psychotherapy, 37, 339—352.

Интегрированная психотерапия

Джон Г. Глэдфелтер

Определение

Психотерапия — это психологическое ремесло, которым занимаются профессионалы, для того чтобы уменьшить психологический (эмоциональный и когнитивный) дистресс, стремясь избавить душу от страданий. Наибольший эффект достигается в тех случаях, когда психотерапия профессионально точно (по построению и форме) проводится с группой людей, испытывающих дистресс. Между каждым из членов группы и психотерапевтом заключается контракт. Цель психотерапии — помочь людям обрести боґльшую внутреннюю свободу и душевное равновесие. Этот вид терапии отличается от других тем, что, во-первых, заключается партнерское соглашение для излечения испытывающего дистресс индивида, во-вторых, используются разнообразные подходы (гипноз, техники гештальт-терапии и поведенческой психотерапии, трансактный анализ и психотерапия нового решения) и, в-третьих, проводятся групповые сессии, в атмосфере которых индивид в процессе своих изменений ощущает поддержку и защищенность.

Краткая характеристика

Психотерапия — сложное искусство межличностных отношений. Его составляющими являются навыки контактирования людей, бесконечные в своем многообразии. Эти навыки позволяют создавать определенную атмосферу, вызывать чувство доверия, надежду, а также веру в то, что может произойти нечто такое, чего обычно в отношениях между людьми не бывает. Ни одна из существующих психологических теорий не служит солидной теоретической базой психотерапии. Аналитическая теория, пожалуй, может в ограниченной степени объяснить динамический процесс, но даже она не в состоянии дать исчерпывающее объяснение причин изменения людей. Я думаю, что психология имеет такое же отношение к психотерапии, какое ботаника — к обработке древесины. Психология хорошо объясняет структуру личности, показывает, как личность функционирует и какие процессы при этом происходят, но мало что говорит об искусстве изменять людей. Психотерапия же, подобно ремеслу обработки древесины, требует умения пользоваться инструментами, разбираться в их назначении, а также знания рабочих характеристик древесины, гвоздей, крепежных скоб, клея и т.п. Психотерапевт может выявить то, что человек содержит в себе, нередко способствует тому, что имеется, но он не в состоянии создать нечто такое, чего нет в реальности.

Цели психотерапии определяются в контракте между клиентом и психотерапевтом. Выбираются и дополнительные, временные цели, оказывающие терапевтические воздействия (но при этом не являющиеся психотерапией) и, следовательно, способствующие улучшению отношений, облегчению жизни в ее физическом и эмоциональном аспектах и усилению чувства удовлетворения повседневной жизнью. Цель интегрированной психотерапии заключается в том, чтобы дать возможность клиенту облегчить страдания, обрести смысл существования и через изменения отдать должное своей душе. Душу я понимаю здесь в соответствии с выдвинутой Фрейдом концепцией человеческого духа, который всегда возникает в пределах биологических границ человеческого тела и всегда превосходит их.

В практике интегрированной психотерапии применяется множество психотерапевтических техник, описанных в работе Раймонда Корсини “Учебник новых направлений в психотерапии”, вышедшей в Нью-Йорке в 1981 г. Психотерапевт должен научиться делать то, что “работает” применительно к данному клиенту, что уменьшает остроту симптомов и служит коррекции или профилактике. Соответственно, после завершения оценки ситуации психотерапевт и клиент заключают психотерапевтический контракт, разработанный и одобренный ими обоими. Затем психотерапевт начинает использовать приемы гипноза, поведенческой психотерапии, работы с телом, психообучения, психоанализа, гештальт-терапии, психотерапии нового решения, а также другие приемы, если это необходимо для выполнения контракта. Если клиент находится в состоянии депрессии и желает избавиться от нее, то психотерапевт выбирает приемы, способные облегчить положение клиента. Клиент может почувствовать себя лучше и принять решение прервать данный процесс еще до того, как с ним произойдут изменения, и в этом случае он тоже будет считать, что психотерапия принесла пользу. Задача психотерапевта заключается в том, чтобы показать клиенту важное значение изменений, но если это неизбежно, психотерапевт должен согласиться с решением клиента завершить психотерапию еще до того, как произойдут изменения.

Психотерапевтический процесс проходит в группе, функции которой заключаются в оказании поддержки клиенту, его одобрении, отражении того, что характерно для него, в проявлении заботы о нем и интереса к нему, а также в том, чтобы служить образцом для процесса изменений. Клиент наблюдает за процессом изменения каждого из членов группы, участвует в нем и переживает его. Каждый из пациентов высказывается о том, что он желает в себе изменить, и о своем понимании себя. Степень откровенности этих высказываний он выбирает сам. Опыт участия в группе позволяет клиенту осуществить очень важные изменения и просто за счет того, что он наблюдает за процессом изменений и переживает его, ничего не высказывая.

Различие между психотерапевтическим изменением и психотерапевтической пользой велико. Многое зависит от особенностей клиента, и психотерапевту следует научиться уважать нужды каждого клиента и действовать соответствующим образом.

Критические замечания

Психотерапия как подлинное искусство изменения людей возникла в XX веке, когда на смену обществу выживания пришло общество экзистенции. По мере того как для обеспечения выживания требовалось все меньше и меньше времени, людям стала доступна такая роскошь, как возможность изучать себя и размышлять об экзистенции. Вместе с такой свободой пришла и ответственность за себя и за других, а также тревога, всегда сопровождающая ответственность в межличностных отношениях. Развитие искусства психотерапии было направлено на взаимодействие с широким спектром человеческих слабостей и страданий, а также человеческого опыта в целом. Многие межличностные процессы и связанные с ними переживания обладают целительными свойствами и служат важными психотерапевтическими интервенциями для уменьшения дистресса. Такое ослабление дистресса не обязательно приводит к изменениям. В моем понимании слово “психотерапия” может относиться лишь к тому, что вызывает изменения как во внутренних психологических процессах индивида, так и в психологических процессах, связанных с его функционированием в обществе.

В интегрированной психотерапии психотерапевт с помощью различных техник вызывает изменения в клиентах, чему способствует проведение групповых сессий. Преимущество данного подхода за­ключается в том, что психотерапевт предлагает клиенту широкий набор средств для повышения качества его жизни, а также для оказания ему помощи (уменьшения остроты симптомов, поддержки в трудных ситуациях), не запуская процесс изменений. Если клиент сделает выбор в пользу изменений, то психотерапевт может использовать многие из этих же приемов (технических и связанных с межличностными процессами) для того, чтобы привлечь его к работе в группе, заключив соответствующий психотерапевтический контракт.

Теперь о том, что ограничивает интегрированную психотерапию. Это, в частности, требование, согласно которому психотерапевт сам должен быть вовлечен в процесс изменения, т.е. он сам должен изменяться. Далее. Психотерапевт должен получить широкую подготовку и владеть разнообразными приемами работы с клиентом. Между тем, психотерапевты отдают предпочтение определенным направлениям, и возможности прохождения подготовки, а также опыт каждого из них бывают ограничены. Пока еще нет такого места, где можно было бы овладеть всем многообразием психотерапевтического мастерства. А это значит, что тем психотерапевтам, которые решат совершенствовать свое мастерство, предстоит в одиночестве проделать длинный, бесконечный, полный неожиданностей путь.

Преимущества интегрированной психотерапии заключаются в том, что психотерапевт может предложить клиентам более разнообразный “сервис”, чем это делают психотерапевты, получившие традиционную подготовку. В силу многообразия техник, которыми владеет психотерапевт, и его нетрадиционного подхода, он может работать с широким кругом клиентов. Психотерапевты часто рассматривают как ограничение знакомство лишь с несколькими видами психотерапии — это позволяет им работать лишь с определенного рода проблемами или только с определенными контингентами клиентов.

Другое достоинство интегрированного подхода заключается в том, что психотерапевт проходит подготовку на протяжении всей своей жизни и может больше заниматься изменением самого себя и своим личностным ростом, чтобы стать любящим, нравственным, независимым человеческим существом. Поиск смысла в теориях психотерапии или личности становится невеселым, разочаровывающим занятием, если его рассматривать только как способ осуществления изменений. Теория изменений должна создаваться по ходу самого процесса изменений и повышать нашу компетентность. Развитие теории изменений часто подрывает необходимость преждевременно завершать психотерапию. Это нередко происходит в результате действия различных посторонних факторов, не имеющих прямого отношения к процессу. Речь идет о плате за психотерапию, о том, кто должен платить, о проблемах страхования здоровья и их политических последствиях.

Биография

Джон Г. Глэдфелтер является координатором научных исследований в Институте Филдинга в Санта-Барбара, Калифорния. Он живет и занимается частной практикой в Далласе, Техас. Степень доктора психологии Глэдфелтер получил в 1957 г. в Хиустонском университете. Он проводит многочисленные семинары и тренинги по различным техникам психотерапии.

Литература

Corsini, R.J. (1981). ^ Handbook of innovative psychotherapies. New York: Wiley.

2. МОДАЛЬНОСТИ

Психодрама

Зерка Т. Морено

Определение

В “методах действия” и психодраме обмену высказываниями придается меньше значения, чем взаимодействию членов группы, когда клиент участвует в сценах, отражающих реальность или фантазии и касающихся важных для него событий прошлого или настоящего. В этом смысле цель психотерапии заключается в том, чтобы устранить или смягчить психические или поведенческие нарушения, препятствующие оптимальному использованию всех способностей клиента в его личной и социальной жизни.

Краткая характеристика

В социометрии психическое здоровье понимается не как нечто исключительно внутриличностное. На его состояние влияют как внутриличностные, так и межличностные факторы. Условием здоровья является “социостазис” — сбалансированная и функционирующая сеть отношений в личной, профессиональной и социальной сферах жизни индивида.

Какие-либо нарушения в любой из этих трех областей могут отрицательно сказаться на остальных. Психотерапия нацелена на устранение основных причин, создающих эти трудности, и может включать работу со всей семьей или групповую работу. Поэтому оценивается способность клиентов быть частью сети взаимоотношений, взаимодействовать с нею. Морено писал: “Целью подлинной психотерапевтической процедуры должно быть все человечество, на меньшее мы не согласны”. Такой утопический идеал недостижим, но, не претендуя на столь широкий размах, мы, тем не менее, стараемся в своей работе затронуть как можно больше аспектов мира клиента. Исследование ролей во взаимодействиях со значимыми лицами осуществляется с помощью “ролевых” диаграмм и инсценировок. Мы предлагаем клиентам составлять свои социограммы и распознавать обнаружившиеся дисбалансы. Коррекция восприятия себя в отношениях с другими происходит через обмен ролями со значимыми другими (если это возможно), со вспомогательными “я” или с самим собой.

Критические замечания

Многие трудности в ходе групповой психотерапии связаны с проблемой конфиденциальности. Происходит утечка информации. Особенно часто это происходит в небольших городах, а также в группах, состоящих из представителей одной профессии или одной социальной прослойки. Идеального решения этой проблемы не существует. Лучше всего открыто обсуждать каждое нарушение конфиденциальности, разглашения тех или иных сведений за пределами группы. Другая трудность связана с созданием внутри группы тайных коалиций — группировок или пар. Их также следует выявлять и тактично обсуждать.

Иногда критика в группе достигает такого уровня, что можно говорить даже о тирании группы. В некоторых группах это становится проблемой, и психотерапевт должен отслеживать эти ситуации и противодействовать им.

Преимущество группового подхода заключается в том, что индивид выходит из состояния изоляции, создаются условия для установления контактов с другими людьми, он начинает иначе воспринимать себя и других, возникает новое чувство “Я” или изменяется прежнее, создаются условия для изменения образа действий в отношениях с другими. Задача психотерапевта состоит в том, чтобы уравновешивать конфронтации, возникающие в группе, и осуществлять поддерживающее руководство. Психотерапевты-интеракционисты считают, что с помощью одних лишь вербальных методов невозможно успешно решать те сложные проблемы, с которыми сталкивается каждый человек.

Биография

Зерка Т. Морено — почетный президент американского Общества групповой психотерапии и психодрамы, а также почетный член Международной ассоциации групповой психотерапии. Образование Зерка получила в Голландии и Англии, а в 1941 г. она стала ученицей Дж. Л. Морено. В 1942 г. в Нью-Йорке были открыты Институты психодрамы и социометрии. В них она и начала свою работу в качестве младшего научного сотрудника. С тех пор Зерка Т. Морено написала много работ. Она вышла замуж за Дж. Л. Морено и, начиная с 1951 г., сопровождала своего мужа в поездках по Европе, в том числе и в страны, находившиеся за “железным занавесом”. Она деятельно помогала ему в создании различных организаций, одной из которых была Международная ассоциация групповой психотерапии. Зерка Т. Морено продолжает работать и совершать поездки за рубеж.

Литература

Malcolm, A. (1975). ^ The tyranny of the group. Totowa, NJ: Litt-lefield, Adams

& Co.

Moreno, J. L. (1946). Psychodrama (Vol. 1). Beacon, NY: Beacon House.

Moreno, J. L. (1953). Who shall survive? Beacon, NY: Beacon House. (Original work published 1934).

Moreno, J. L. (1966). Psychiatry of the twentieth century: Function of the universalia, time, space, reality and cosmos. ^ Group Psychotherapy, 19, 146—158.

Moreno, J. L., & Moreno, Z. T. (1959). Psychodrama (Vol. 2). Beacon, NY: Beacon House.

Moreno, J. L., & Moreno, Z. T. (1975). Psychodrama (Vol. 3). Beacon, NY: Beacon House.

Клиническая ролевая игра:

психодраматическая психотерапия

^ Дэвид А. Киппер

Определение

Психотерапия с помощью метода клинической ролевой игры представляет собой применение психологических знаний в систематической процедуре, включающей отыгрывание личных переживаний с помощью техник имитационного моделирования в соответствующих условиях. Применение таких техник и создание подобных условий облегчает психологические процессы, связанные с желательными для участников изменениями.

Краткая характеристика

Клиническая ролевая игра не является новой формой психотерапии. Это, по существу, новая концепция существующего метода психодрамы, другие процедуры исполнения ролей и репетиции поведения. Можно сказать, что наш подход представляет собой попытку дать методу ролевой игры самостоятельное обоснование и предоставить ему отдельный статус, независимый от какой-либо психотерапевтической теории. Формулировка такого отдельного подхода означает более широкое принятие психологической работы с клиентами, основанной на ролевой игре, и уменьшает потенциальный конфликт с большинством существующих психотерапевтических модальностей.

Почему до сих пор не складывалась такая объединяющая, “идеологически нейтральная” концепция? Не странно ли это? Дело в том, что классическая психодрама (о которой думали, что она будет способствовать широкому использованию в психотерапии ролевой игры) добилась, в известном смысле, противоположных результатов. Психодраматический метод, предложенный Дж. Л. Морено, всегда считался неотделимым от его теории спонтанности-креативности. Такая характеристика этого метода порождает концептуальный конфликт у многих клиницистов, придерживающихся других теорий.

Для тех, кого привела в смятение эта дилемма, и для тех, кто ее решил, отказавшись от теории Морено, но продолжая применять ролевую игру, необходимо было найти новое рациональное обоснование подобных интервенций. И в самом деле, это привело к разработке нескольких принципов, на основе которых и была создана независимая концептуальная система в виде парадигмы имитационного моделирования поведения. Это позволило использовать метод, получивший известность как клинические ролевые игры.

Наиболее важным концептуальным элементом стала трактовка ролевой игры как особой формы имитации. Такая точка зрения привела к двум выводам: (1) конкретное изображение конфликтов и форм поведения, связанных с рассматриваемой в психотерапии проблемой, следует считать ценным компонентом психотерапевтического процесса; (2) использование таких “симуляций” в психотерапии заслуживает одобрения.

Конкретизация (непосредственное проигрывание личностного опыта) расширяет значение предъявляемых проблем, поскольку создает оптимальные возможности как для спонтанной, непроизвольной коммуникации, так для и символической, намеренной. Следовательно, для психотерапевтов конкретизация означает повышение вероятности того, что их реакции действительно “встречаются” с реакциями и опытом клиентов. Клиентам же конкретизация дает прямой способ выражения своих трудностей. В ходе интерактивного процесса конкретизация облегчает устранение взаимного непонимания и способствует точности восприятия.

Другой характерной чертой психотерапевтического аспекта клинической ролевой игры является использование техник имитации в контексте “симулированных” условий. Мы исходим из предположения, что различные виды таких условий создают различные связанные с опытом (то есть феноменологические) состояния. Это, в свою очередь, облегчает возникновение различных психологических процессов, имеющих различные исходы. Клинические наблюдения и начальные эмпирические данные подтверждают правильность подобного предположения.

Приведенное выше определение характеризует клиническую ролевую игру как один из видов “систематической” психотерапевтической процедуры. Оно подразумевает, что ведение психотерапевтического процесса является направленным, и последовательность изображаемых эпизодов подчиняется определенным правилам. Сформулированное положение объясняется необходимостью обеспечить адекватное участие в исполнении ролей.

И наконец, требование, согласно которому метод должен основываться на “психологическом знании”, не является чем-то присущим только клинической ролевой игре. Я полагаю, что это требование является общим для всех методов психотерапии.

Критические замечания

Рассмотрим несколько интересных аспектов психотерапии с использованием клинической ролевой игры. Во-первых, как уже указывалось, ее основная парадигма основана на концепции имитационного моделирования — идее, которая может быть включена во многие психотерапевтические подходы. Во-вторых, используются понятия и гипотезы, поддающиеся экспериментальной проверке. В-третьих, этот метод позволяет клиентам экспериментировать с различными видами поведения, принятия решения и своими реалистическими или фантазийными устремлениями, не сдерживая себя из страха перед неизбежными последствиями в реальной жизни. В этом смысле наш метод является уникальной лабораторией, где происходит репетиция жизни. Клиническая ролевая игра предлагает осмысленную среду для разрешения неразрешенных проблем и эмоциональных конфликтов. При использовании в групповой психотерапии (а именно там чаще всего применяется клиническая ролевая игра) участие других членов группы как помощников для работы с различными техниками вносит инсайты в групповую динамику и ее социометрические структуры.

Важным ограничением клинической ролевой игры является то, что она представляет собой в первую очередь метод работы, а не теорию развития человека или психопатологии. Следовательно, планируя ход психотерапевтических интервенций (их содержание и фокус, психологические процессы и их цели), психотерапевт исходит из предпочтительных для себя теорий личности и психотерапии. Более того, данный метод не является единственной формой психотерапии. Он может использоваться в качестве главной психотерапевтической оси, дополняемой другими видами психотерапевтической работы — как вербальными, так и невербальными.

Далее. Исследования подтвердили ряд предположений, касающихся эффективности различных компонентов метода, например, в уменьшении сопротивления и скованности. Но многие другие компоненты все еще ждут своей эмпирической оценки. Получив такую информацию, мы наверняка узнаем больше как о достоинствах, так и о недостатках клинической ролевой игры.

Биография

Дэвид А. Киппер — профессор психологии университета Бар-Илан в Рамат-Гане, Израиль. Степень доктора психологии он получил в 1969 г. в Университете Дархема, Англия. Киппер изучал психодраму под руководством Дж. Л. Морено и проходил стажировку в Университете штата Нью-Йорк. Он является сертифицированным психодрама-тренером и президентом Американского общества групповой психотерапии и психодрамы. Киппер опубликовал много работ, в том числе и книгу “Клинические ролевые игры и психодрама”. Он был одним из издателей “Журнала групповой психотерапии, психодрамы и социометрии”.

Литература

Kipper, D. A. (1986). ^ Psychotherapy through clinical role playing. New York: Brunner/Mazel.

Kipper, D. A. (1987). On the definition of psychodrama: Another view. Journal of Group Psychotherapy, Psychodrama and Sociometry, 40, 164—168.

Moreno, J. L. (1964). Psychodrama (Vol. 1). New York: Beacon House.

Групповая когнитивно-межличностная терапия

^ Дэвид М. Рот

Определение

Главными целями когнитивно-межличностной групповой психотерапии является устранение эмоционального и психосоциального дистресса. Психотерапевты, придерживающиеся данной концепции, полагают, что эти цели могут быть достигнуты в ходе выявления и коррекции дисфункционального мышления и дезадаптивных паттернов отношений. При этом применяются когнитивно-поведенческие техники и техники совершенствования навыков отношений. Психотерапевтическая группа, с предлагаемыми ею разнообразными социальными стимулами, служит оптимальной средой, в которой человек может обнаружить, проверить, исправить или изменить свои ошибочные убеждения и неэффективные способы взаимодействия с другими людьми.

Краткая характеристика

Основное положение когнитивно-межличностного подхода за­ключается в том, что симптоматический дистресс представляет собой проявление дисфункциональных убеждений индивида относительно себя и других. Так, например, клиент, считающий себя неполноценным, а других — безразличными к нему, подвержен повышенному риску впасть в состояние депрессии.

Можно утверждать, что иррациональные и пораженческие убеждения часто порождают соответствующие неэффективные паттерны поведения в межличностной сфере. Отсюда следует второе основное положение когнитивно-межличностной модели: как непродолжительные, так и длительные нарушения межличностных привязанностей и принадлежностей способствуют дальнейшему подрыву эмоциональной целостности индивида. Человек, считающий себя неполноценным, а других людей — безразличными к нему, вряд ли получит от своего окружения поддержку, ободрение и утешение.

Третье основное положение данного направления психотерапии: дисфункциональные паттерны межличностных отношений и когнитивные схемы постоянно воссоздают самих себя. Повторяющиеся неэффективные схемы межличностных отношений не только не ведут к возникновению корригирующей обратной связи, но могут вызывать у социального окружения реакции, подкрепляющие основные убеждения. Человек, чувствующий себя неполноценным, вероятно, будет выслушивать от своих друзей поучения; подозрительный супруг может способствовать тому, что его жена станет скрытной; а клиенты, считающие, что их нельзя любить, скоро обнаружат, что психотерапевт уделяет им слишком мало внимания.

Психотерапевтическая группа представляет собой удивительную, близкую к естественной среду, где ее участники могут обращаться к сферам соприкосновения с дисфункциональными убеждениями, дезадаптивными межличностными отношениями и симптоматическим дистрессом. В такой среде может раскрыться вся глубина, весь масштаб и вся сложность внутрипсихических процессов и межличностных связей. В ходе психотерапевтической работы, идущей месяц за месяцем, человек вступает во взаимодействие с товарищами по группе. Оно дает ему важный в клиническом отношении материал, касающийся его когнитивной сферы и особенностей взаимодействия с другими. В ходе индивидуальной психотерапии получить подобный материал было бы невозможно. Далее. Поскольку застарелые пораженческие паттерны индивида систематически провоцируются, а затем ставится под вопрос их оправданность, группа создает условия, в которых может быть рассмотрено и понято поведение индивида в сфере межличностных отношений, — поведение, вызывающее такие паттерны и способствующее их сохранению.

Умение применять когнитивно-поведенческие техники является необходимым, но недостаточным условием эффективного проведения когнитивно-межличностной психотерапии. Необходимо также понимание группового процесса и умение использовать его в своей работе. Слишком часто когнитивная групповая психотерапия принимает форму индивидуальной терапии то одного, то другого участника группы, а вся остальная аудитория при этом просто скучает.

Компетентное соединение когнитивно-поведенческих методов и приемов, используемых в групповой работе, оказывает мощное психотерапевтическое воздействие. Своевременные когнитивные интервенции могут проходить как на групповом, так и на индивидуальном уровне. Вполне в когнитивно-поведенческом духе клиент может получить помощь со стороны членов группы и психотерапевта, для того чтобы научиться выявлять, проверять, подвергать сомнению и корректировать когнитивные нарушения и дезадаптивные паттерны во взаимоотношениях. Психотерапевт — специалист когнитивно-межличностной групповой психотерапии может не только способствовать приобретению навыков, но и использовать для дальнейшего смягчения симптоматического дистресса такие качества группы, как сплоченность, альтруизм и универсальность. Более того, такая межличностная среда способствует личностному росту и является относительно безопасной для экспериментов с новыми и потенциально рискованными убеждениями, отношениями и навыками совладания. Подобным образом группа может выявлять, проверять, ставить под сомнение и модифицировать свои собственные дисфункциональные нормы и ритуалы. Так, например, группа может предположить, что она использует в качестве “козла отпущения” одного из участников, во всеуслышание объявившего о своей “неполноценности”. Или же использовать стандартные упражнения на самоутверждение как катализатор открытого выражения агрессии по отношению к сильным фигурам группы. Так или иначе, каждая успешная психотерапевтическая интервенция воздействует как на группу в целом, так и на отдельных ее членов.

Критические замечания

Межличностные сравнения — обычный атрибут терапевтической группы. Практика групповой работы позволяет участникам группы живо прояснять относительные достоинства и недостатки уникальных личностных характеристик. Мудрость группы напоминает нам: в одних обстоятельствах данное качество может быть достоинством, а в других — нет. Сравнение концепций позволяет исследователю выявить как сильные, так и слабые стороны той ориентации, которой он придерживается.

Когнитивно-поведенческая психотерапия по традиции считается индивидуальной психотерапией. На заре ее существования когнитивно-поведенческий консультант был своего рода учителем, проводившим уроки в соответствии с требованиями дидактики. Этот подход превратился в когнитивно-межличностную психотерапию, когда было достигнуто важное понимание того, что психотерапевтическая работа осуществляется в ходе взаимоотношений двух людей (диадических отношений). Учитель повзрослел и ныне помогает своему ученику использовать психотерапевтический контакт (встречу) как еще один род значимых отношений, в ходе которых могут подвергаться проверке и коррекции основные дисфункциональные убеждения и паттерны взаимодействия.

Группа же, являясь социальным микрокосмом, создает такие возможности диагностирования и психотерапии, которых нелегко добиться при работе в диаде. Разнообразие и многочисленность социальных стимулов пробуждает массу убеждений и паттернов взаимодействия. Психотерапевт, выступая в роли диагноста, нередко наблюдает важные для психотерапии явления, события, а не узнает о них из сообщений своих клиентов, часто искажающих истину. Строя мост между психотерапией и средой, находящейся за пределами психотерапевтического кабинета, мы способствуем реализации изменений, происшедших с клиентом в ходе психотерапии, в его повседневной жизни.

Группа представляет собой удобное и относительно безопасное место, где человек может выявить и исправить ошибки своего восприятия окружения. На деле для многих клиентов группа является

ma-itogi-nedeli-sliyaniya-i-poglosheniya.html
ma-macuk-a-f-smetanin-predsedatel-i-l-zherebcov-zam-predsedatelya-o-v-zolotarev-a-d-napalkov.html
ma-pri-obuchenii-inostrannomu-yaziku-v-visshej-shkole-materiali-nauchno-prakticheskoj-konferencii-6-oktyabrya-2005g-habarovsk-izdatelstvo-hgtu-2005-stranica-9.html
ma-sergeev-m-a-sergeev-yavlyaetsya-vidnim-specialistom-v-oblasti-regionalnoj-ekonomiki-hozyajstvennogo-rascheta.html
maal-mtelder.html
maala-tairibi.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-vipolneniyu-kursovogo-proekta-dlya-studentov-stranica-2.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-f-tpu-1-2101-disciplini-utverzhdayu-dekan-fakulteta.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-po-nemeckomu-yaziku-i-l-bim-die-ersten-schritte-2-tema-uroka-davajte-poznakomimsya-kto-mi-i-otkuda.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/predmet-ohrani-truda-termini-i-opredeleniya-chast-4.html
  • lesson.bystrickaya.ru/simvolika-romana-turgeneva-otci-i-deti.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/podrobnie-rezultati-igr-sredi-yunoshej-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-po-ustavu.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-1istoriya-vozniknoveniya-plastikovih-kart-stranica-5.html
  • control.bystrickaya.ru/distancionnoe-obrazovanie-primernij-perechen-tem-vipusknih-kvalifikacionnih-rabot-napravlenie-521000-030300-62-psihologiya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-34-restriktivnaya-kardiomiopatiya-kurs-lekcij-minsk-2004-udk-bbk-b-24.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aklaev-a-r-etnopoliticheskaya-konfliktologiya-analiz-i-menedzhment-ucheb-posobie-a-r-aklaev-stranica-5.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-rasschitana-na-shirokij-krug-chitatelej-stranica-17.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-administrativnoj-praktike-upravleniya-v-otnoshenii-arbitrazhnih-upravlyayushih.html
  • testyi.bystrickaya.ru/45algoritm-rascheta-4-opisanie-funkcionalnih-vozmozhnostej-23.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-14-predotvrashenie-povrezhdenij-i-usherba-instrukciya-dlya-uchastnika-zaprosa-kotirovok-tipovoj-dogovor.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tamozhennie-pravila.html
  • crib.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskij-plan-lekcij-na-vesennij-semestr-2010-2011-uchebnij-god.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pedagogika-dzhunglej-sh-a-amonashvili-vera-i-lyubov.html
  • education.bystrickaya.ru/36-obshestvo-i-vlast-politicheskaya-sistema-obshestva-gosudarstvo-v-politicheskoj-sisteme.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kulturno-prosvetitelskaya-rabota-ob-altajskom-rajone.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrazovanie-pedagogika-stranica-3.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-matematicheskaya-logika.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-telekanala-drajv.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/medicinskaya-klinicheskaya-psihologiya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/xii-vdohnovenie-ili-upravlyaemoe-iskusstvo-don-kihoti-20-h-godov-pereval-isudba-ego-idej-m-sovetskij-pisatel.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-razvitiya-municipalnogo-sektora-ekonomiki-municipalnogo-obrazovaniya-gorod-tomsk-na-2008-god-stranica-2.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sostav-i-kvalifikaciya-pedagogicheskih-kadrov-ou-publichnij-otchet-shkola-eto-masterskaya-gde-formiruetsya-misl-podrastayushego.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-g-moskva-2010-g-razdel-i-celi-i-zadachi-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-obrazovatelnaya-programma.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/while-i-testi-proveryayut-kak-teoreticheskie-znaniya-tak-i-prakticheskie-naviki-uchitelej-po-kompyuternoj-i-informacionnoj.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-kb-reb-zao-138-09-ot-18-05-dejstvuet-s-01-06-2011-prikaz-kb-reb-zao-151-04-ot-31-05-dejstvuet-s-03-06-2011-prikaz-kb-reb-zao-265-01-ot-22-09-dejstvuet-s-23-09-2011.html
  • uchit.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-predmetu-municipalnogo-kontrakta-stranica-18.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svodnie-tablici-kem-referati-vipolneni-i-zlochevskoj.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/42-dostatochnost-i-svoevremennost-istochnikov-uchebnoj-informacii-po-vsem-disciplinam-uchebnogo-plana.html
  • institute.bystrickaya.ru/g-steganografiya-rasskazivaetsya-v-knige.html
  • predmet.bystrickaya.ru/siluyanova-vzaimootnoshenie-vrach-pacient-stranica-2.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-metodi-i-obosnovanie-sistemi-monitoringa-podzemnih-vod-.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.