Курсовая работа по мировой экономике «Научно-технический прогресс как фактор экономического роста»
.RU

Курсовая работа по мировой экономике «Научно-технический прогресс как фактор экономического роста»



Пятигорский государственный лингвистический университет
кафедра экономических дисциплин


Курсовая работа
по мировой экономике

«Научно-технический прогресс как фактор экономического роста».


Выполнил :

студент группы 305

ФГСУ

Батищев Д. Г.


Научный руководитель:

доц. Темирова Т. А.


Пятигорск 2003г


Содержание:


Введение.

Глава I. Понятие и факторы экономического роста в условиях “новой экономики”.

    1. Экономический рост: определение и содержание.

    2. Экономический рост как фактор “новой экономики”.


Глава II. Роль НТП в современной мировой экономике.

2.1 Теория применения НТП

2.2 Государственное управление НТП.

2.3 Внедрение НТП.

2.4 Методы регулирования НТП.

    1. Меры активизации НТП.

    2. Волновая природа НТП.

    3. НТП и формирование траекторий экономического роста.

2.8. Величина технологического разрыва и темпы роста производительности в развитых странах.

    1. Норма вложений в основной капитал и темпы прироста производительности в развитых странах.

    2. Рост производительности как функция от технологического разрыва и нормы капиталовложений.

    3. Прямые иностранные инвестиции в сферу НИОКРа.

    4. Международные стратегические технологические альянсы.

    5. Социально-экономические последствия прогресса.


Глава III НТП и экономика переходного периода.

3.1. Проблемы экономической интеграции для России и их связь с НТП.

    1. Участие российских преприятий в процессах технической интеграции.


Заключение.


Библиография.


Введение.

Проблемы стимулирования экономического роста на данный момент остаются очень актуальными. Мировая экономика находится в стадии рецессии. США угрожает большой бюджетный дефицит, Европа продолжает ликвидировать последствия природных катаклизмов, а Россия озабочена тем, чтобы превратить количественный экономический рост в качественный.

Эта задача была озвучена в послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию, в котором он говорил, что Россия должна преодолеть экономическую слабость, широко развивать высокие технологии, и окончательно не превратиться в сырьевой придаток Запада. Выполнение этой задачи осложняется ещё и тем, что для того, чтобы стать конкурентноспособной страной с рыночной экономикой, чтобы раз и навсегда не отстать от развитых стран, необходимо удвоить ВВП к 2010 году. Президент отметил, что достижение вышеозвученных целей невозможно без широкомасштабного привлечения достижений высоких технологий и научно-технического прогресса. Это тот ресурс, который позволил некоторым ранее отсталым странам, которые ещё несколько десятилетий назад казалось навсегда остались за кордоном мирового экономического развития, сделать за десятилетия то, к чему развитые страны шли столетиями. Во всех отношениях “экономическое чудо “- один из главных парадоксов XX столетия.

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат “чистой науки”, полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний.

Инновация есть скорее экономический и социальный, нежели технический термин. Она не обязательно должна быть чем-то техническим. Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: “Что же такое инновация?”

Инновация может быть определена так, как Ж.Б. Сей определил предпринимательство - то есть как изменение отдачи ресурсов. Или, как сказал бы современный экономист в терминах спроса и предложения, - как изменения в ценности и удовлетворённости, получаемых потребителем из используемых им ресурсов (или же нововведения в их использовании).

Таким образом, предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Предпринимательство основывается на экономических и социальных теориях, согласно которым изменения - вполне нормальное и естественное явление. Главная же задача общества и особенно экономики видится в получении чего-то иного, отличного от предыдущего, а не в улучшении уже существующего. Таким образом, перед предприним- ателями стоит задача научиться осуществлять инновационные решения на систематической основе.

Систематическая инновация, поэтому, состоит в целенаправленном, организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для экономических или социальных нововведений.

Выделяют следующие изменения, или источники инноваций:

Неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех, неожиданная неудача;

Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и её отражением во мнениях и в оценках людей;

Изменение потребностей производственного процесса

Изменения в структуре отрасли или рынка;

Демографические изменения;

Изменения в восприятии и в ценностных установках;

Новые знания, научные и ненаучные

Мало существует технических инноваций, которые смогут соперничать по влиянию с такими изобретениями, как, например, продажа товаров в рассрочку, которая буквально преобразила всю сферу торговли.

Завершающийся XX век вероятно войдет в историю нашей циви­лизации прежде всего как период небывалого вторжения науки и техники во все сферы жизнедеятельности человечестве. Действительно, за очень короткий по истори­ческим меркам отре­зок времени под воз­действием новых научных открытии и инженерных разрабо­ток произошла круп­ные качественные изменения в сфере производства, кото­рые повлекли за собой не менее значимые изменения в сфере услуг.

Существование людей в современном мире уже совер­шенно немыслимо без достигнутого уровня автоматиза­ции промышленного производства, использования авиа­ции и автомобильного транспорта, применения новых, в том числе синтетических, материалов и строительных технологий, радио и телевидения, персональных ком­пьютеров и средств связи.

Технологический прогресс (понимаемый в широ­ком экономическом смысле) изменил не только масш­табы и структуру производства в индустриально разви­тых странах, но и оказал заметное глобальное воздей­ствие на качество жизни, взаимоотношения людей меж­ду собой и с окружающим миром. Большие изменения претерпели благодаря появлению новых технологий здра­воохранение, образование, массовая культура, индуст­рия досуга и даже мир спорта (вспомним, к примеру, как всего за несколько лет искусственные материалы практически полностью вытеснили дерево и металлы при изготовлении высококачественных горных и бего­вых лыж, теннисных ракеток, шестов для прыжков в высоту и т.д.).

Вместе с тем, мощный потенциал новых научно-технических достижений далеко не всегда использовал­ся исключительно во благо человечеству.

Появились невиданные ранее средства массового уничтожения людей, уникальная по своим техничес­ким параметрам и разрушительной силе военная техни­ка. Многие десятки миллионов жизней унесли две са­мые крупные в истории человечества мировые войны.

Производственная деятельность человека нанесла и продолжает каждую минуту наносить во многих слу­чаях уже непоправимый ущерб окружающей среде, животному и растительному миру. Безудержная эксплу­атация природных ресурсов привела к уничтожению крупных сельскохозяйственных угодий, лугов, пастбищ и лесов. Применение удобрений и ядохимикатов обернулось сильным загрязнением рек и водоемов и уничтожило во многих из них все живое. С каждым днем все больше истощаются не возобновляемые минеральные ре­сурсы.

Выбросы вредных веществ в атмосферу способствовали образованию озоновых дыр, увеличение которых чревато радиационным поражением всего живого. Острей­шей проблемой становится утилизация производственных отходов. Все чаще в раз­личных уголках планеты случаются техногенные катастрофы с крупными человечес­кими жертвами. Повторение трагедий, подобных Чернобыльской, может привести к уничтожению целых стран и народов.

Однако, несмотря на это у человечества сегодня нет иной альтернативы кроме дальнейшей интенсификации технологического развития в силу постепенного исчер­пания имеющихся природных ресурсов, роста народонаселения планеты и происхо­дящих экологических изменений. Поэтому на передний план вышла задача определе­ния путей устойчивого социально-экономического развития на основе более широкого применения новых достижений науки и техники и совместных усилий всех стран мира в этом направлении.

Концептуальная постановка задачи перехода к устойчивому развитию связыва­ется многими специалистами с докладом «Наше общее будущее», подготовленным в 1987 г. Всемирной комиссией по окружающей среде и развитию (World Commission on Environment and Development) или, как ее еще называют по имени руководителя, комиссией Г.Х.БрундтландЛ

Хотя с момента опубликования Доклада прошло лишь немногим более 10 лет, концепция устойчивого развития получила широкое признание во многих странах мира. Большой интерес к ней проявляют не только экономисты и экологи, но и специалисты многих смежных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, по­литики, представители самых различных общественных движений.

Среди тех, кто активно поддержал концепцию устойчивого развития, можно, в частности, назвать такие международные организации, как Организация Объеди­ненных Наций, где создана специальная Комиссия по устойчивому развитию, Орга­низация экономического-сотрудничества и развития (ОЭСР), Международный ва­лютный фонд и многие другие.

Особую роль в пропаганде и распространении идей устойчивого развития, а также координации усилий различных стран и организаций, сыграла Конференция ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД), состоявшаяся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро. В ее подготовке приняли участие 178 стран мира. На конференции было представлено более 9 тыс. организаций, с докладами выступили высокопостав­ленные представители (в том числе, руководители) 118 государств и правительств.

На основе рекомендаций и принципов, изложенных в документах Конферен­ции, была разработана Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.1

Экономическая ситуация, в которой сегодня оказалась Россия в связи с финан­совым кризисом, в силу многих объективных причин (отсутствие необходимых бюд­жетных ресурсов у государства, сложное экономическое положение большинства приватизированных промышленных предприятий и т.д.) может серьезно задержать реализацию намеченных планов. Более того, под угрозой находится сама возмож­ность освоения новых технологических достижений в будущем в результате дальнейшего снижения национального научно-технического потенциала. Трудно представить себе последствия подобных изменений для рыночной, и тем более, для находящейся пока в псевдорыночном состоянии экономики.

Однако в условиях глобализации экономических отношений такой сценарий развития событий явно не отвечает не только национальным интересам России, но и интересам мирового сообщества в целом. Ведь Россия принадлежит к числу круп­нейших стран мира по численности и уровню образования населения, запасам при­родных ресурсов, масштабам хозяйственной деятельности и воздействия на окружа­ющую среду, т.е. во многом определяет состояние всей мировой экономики.

Поэтому одним из перспективных путей сохранения и даже «расширенного воспроизводства» сферы НИОКР в России на ближайшую перспективу может стать ее дальнейшее вовлечение в процессы международной научно-технической интегра­ции.

Целью моей курсовой работы является изучение НТП как фактора экономического роста на различных стадиях экономического развития. Для студентов ФГСУ эта проблема представляет особый интерес поскольку именно нам- управленцам новой формации предстоит выполнить те задачи , которые поставил наш Президент. Глубокая теоретическая база позволит применить наши знания на практике. А для того, чтобы исправить ситуацию, необходимо смотреть в корень проблемы, а не бесконечно ликвидировать её последствия. Развитие высоких технологий в этом спектре представляет для нас чрезвычайный интерес, и при правильной организации их внедрения они помогут России возродиться и получить то, чего она воистину заслуживает.

В главе I мы рассмотрим влияние НТП на экономический рост в условиях “новой экономики”.

Глава II освещает НТП как явление.

Глава III ставит перед собой цель – определить особенности участия НТП в экономическом росте в условиях экономики переходного периода.


Глава I. Понятие и факторы экономического роста в условиях “новой экономики”.

    1. Экономический рост: определение и содержание.

Прежде, чем рассматривать НТП необходимо понять, что такое экономический рост вообще.

Экономический рост можно рассматривать как долгосрочный аспект динамики совокупного предложения или, что более точно, потенциального объёма выпуска. Анализ его факторов и закономерностей является одним из центральных вопросов макроэкономической теории. Под экономическим ростом обычно понимают увеличение реального дохода в экономике (ВНП, ВВП или НД ), а также рост реального выпуска в расчёте на душу населения ( иногда выделяют и рост дохода в расчёте на одного занятого. Этот показатель может отличаться от показателей роста доходов в расчёте на душу населения, поскольку отражает уровень и динамику экономической активности населения). Соответственно, для измерения экономического роста используются показатели абсолютного прироста или темпов прироста реального объёма выпуска в целом или на душу населения.

Экономический рост называется экстенсивным. Если он осуществляется за счёт привлечения дополнительных ресурсов и не меняя среднюю производительность труда в обществе. Интенсивный рост связан с применением более совершенных факторов производства и технологии, т.е. осуществляется не за счёт увеличения объёмов затрат ресурсов. А за счёт роста их отдачи. Интенсивный рост может служить основой повышения благосостояния населения. Обычно говорят о преимущественно интенсивном или экстенсивном типе экономического роста в зависимости от удельного веса тех или иных факторов, вызвавших этот рост. Факторы экономического роста часто группируют в соответствии с типами экономического роста. К экстенсивным факторам относят рост затрат капитала, труда (в некоторых случаях выделяются земля или природные ресурсы. Но считается, что для промышленно развитых стран они не являются особенно важными факторами экономического роста), к интенсивным- технологический прогресс, экономию на масштабах, рост образовательного и профессионального уровня работников, повышение мобильности и улучшение распределения ресурсов, совершенствование управления производством соответствующее улучшение законодательства и т.д., т. е. всё, что позволяет качественно усовершенствовать как сами факторы производства, так и процесс их использования. Иногда в виде самостоятельного фактора экономического роста выделяют совокупный спрос как главный катализатор процесса расширения производства.

В качестве причин, сдерживающих экономический рост, часто называют ресурсные и экологические ограничения, широкий спектр социальных издержек , связанных с ростом производства. а также неэффективную экономическую политику правительства.

По сути дела технологический прогресс уже давно превратился в третий (наряду с трудом и капиталом) основной фактор экономического роста и повышения бла­госостояния человечества. В 40-х-60-х годах это эмпирическое наблюдение нашло отражение в экономической теории благодаря основополагающим исследованиям лауреатов Нобелевской премии Я. Тинбергена, Р. Солоу, Дж. Хикса и многих других ученых.

Многочисленные исследования, выполненные в рамках трехфакторных неоклас­сических моделей экономической динамики с производственной функцией вида Y(t)=[K(t),L(t),t] на статистическом массиве показателей динамики развития эконо­мики США, в различные периоды времени давали иногда не совпадающие, но всегда достаточно высокие оценки вклада технологического прогресса в обеспечение наблюдавшихся темпов pocта2.

Согласно данным сводного обзора М.Дж.Боскина и Дж. Ло1, без учета попра­вок на повышение качества рабочей силы и капитала эти оценки варьировали от 33% в статистических рядах за 1909-1929 гг. у Дэнисона, до 78% в рядах за 1929 -1957 гг. у Кузнеца и 69% в рядах за 1948-1979 гг. у Джоргенсона, Голлопа и Фраумени. С учетом указанных поправок вклад третьего фактора, которому в традиционных нео­классических моделях приписывался собирательный экзогенный (т.е. привнесенный извне) характер, хотя и снижался в среднем до 20-30%, но все же оставался на достаточно высоком уровне.

Эти данные прямо свидетельствовали о важной роли технологического прогрес­са для обеспечения экономического роста. Однако большинство построенных теоре­тических моделей ограничивалось при этом предположением о том, что технологи­ческий прогресс зависит только от времени и реально слабо связан с процессами внутри самой моделируемой экономической системы.

На рубеже 90-х годов интерес к обсуждаемой проблеме заметно оживился бла­годаря появлению ряда новых моделей экономического роста с эндогенным (т.е. ге­нерируемым внутри изучаемой системы) технологическим прогрессом. Эти модели трактуют происходящие технологические изменения как результат проведения НИ­ОКР экономическими агентами, которые стремятся максимизировать свою прибыль

на достаточно большом отрезке времени. Другая характерная особенность новых моделей заключается в том, что развивая более ранние идеи К.Эрроу и Х.Узавы об экономической роли обучения в процессе производства, их авторы вводят в произ­водственную функцию в той или иной форме дополнительную переменную - чело­веческий капитал, т.е. объем научных знаний и практического опыта, накопленных в процессе обучения и непосредственной производственной деятельности.

Новые модели позволили формализовать понимаемую интуитивно и потому легко принимаемую на концептуальном уровне связь между механизмами экономического роста и процессами получения и накопления нового знания, материализуемого затем в технологических нововведениях. Вместе с тем, они привели их авторов к ряду далеко идущих предположений относительно причин наблюдаемых различий в тем­пах экономического роста отдельных стран, эффективности различных мер государ­ственной научно-технической и промышленной политики, влияния процессов меж­дународной интеграции и торговли на темпы экономического роста. Эти весьма интересные не только с теоретической, но и с сугубо практической точки зрения гипотезы стимулировали в первой половине 90-х годов широкую научную дискус­сию, в ходе которой были выявлены и некоторые слабые места нового подхода.

Опуская для краткости обсуждение ряда весьма интересных и важных посылок, использованных при обосновании моделей роста с эндогенным технологическим прогрессом, рассмотрим полученные в итоге уравнения экономической динамики, В случае модели Ромера3 они имеют вид:

(1)

(2)

(3)

Hv+ Н = Н,

где величина Y характеризует объем выпуска конечной продукции;

х - основной капитал, представленный в модели Ромера в виде всей сово­купности различных средств производства, используемых для выпуска конечной про­дукции; тем самым подчеркивается принципиальное значение структуры основного капитала (норма замещения основных фондов равна нулю);

i - количество возможных технологий (наборов инструкций), доступных для обеспечения производственного процесса при достигнутом уровне знаний А;

L - затраты труда, связанные с производством конечной продукции;

Н - имеющиеся в моделируемой системе суммарные ресурсы человеческого капитала;

Ну и НА~ ресурсы человеческого капитала, сосредоточенные, соответственно, в сфере производства конечной продукции и в сфере получения нового знания;

^ Ц- параметр научной продуктивности;

ОС U В - технологические параметры.

В модели Ромера предполагается, что суммарный объем человеческого капитала системы остается на рассматриваемом промежутке времени неизменным. Возможно лишь его перераспределение между сферой производства и сферой НИОКР в соот­ветствии с функцией предпочтения потребителей (в отличии от этого в модели РЛукаса закладывается рост человеческого капитала пропорционально времени, расходуемому на обучение1).

Детальный анализ системы уравнений (1)-{3) на равновесной траектории роста (А, К и Y увеличиваются по экспоненте с постоянной скоростью) с учетом ряда дополнительных допущений и упрощений позволил Ромеру оценить ожидаемый темп экономического роста в рассматриваемой системе:

С A

- = -Y К

(4)

где г - ставка банковского процента; С — конечное потребление;

а

— а __

+

Q\

~ некоторая постоянная, зависящая только от

технологических параметров а и /?.

Из формулы (4) следует несколько принципиальных выводов, очень важных для понимания макроэкономической науки и научного знания. В рамках данной статьи ограничимся выделением тех из них, которые представляют интерес не толь­ко на национальном, но и на межстрановом уровне 3.

Следует обратить внимание на такую интересную особенность: темп экономи­ческого роста находится в модели Ромера в прямой зависимости от величины чело­веческого капитала НЛ, сосредоточенного в сфере получения нового знания. Реально это означает, что сфера НИОКР влияет на экономику не только непосредственно через прикладные идеи и разработки. Само ее существование является необходимым (но еще не достаточным!) условием экономического роста, поскольку обеспечивает накопление человеческого капитала. Таким образом, модель подчеркивает двойствен­ную природу научного знания, его воздействие на производство, сферу услуг и, знания ради знания такового. Вряд ли можно рассчитывать на ощутимую практичес­кую отдачу от науки в будущем.

Из модели Ромера непосредственно вытекает, что страны с большим накоплен­ным объемом человеческого капитала будут иметь более высокие темпы экономичес­кого роста. Следовательно, развитие свободной международной торговли способству­ет повышению темпов роста, поскольку обмен продукцией расширяет границы эко­номической системы и ведет, таким образом, к увеличению суммарного человечес­кого капитала.

Ряд любопытных оценок эндогенного влияния наукоемких продуктовых ново­введений на темпы экономического роста получили Дж. Гроссман и Е.Хэлпман1. На примере модели двух торгующих между собой государств эти авторы, в частности, показали, что субсидии в сферу НИОКР страны, обладающей относительным науч­но-техническим превосходством, ведут к увеличению общих темпов экономического роста. Протекдионистская торговая политика может способствовать экономическому росту стран с более низким уровнем развития сферы НИОКР, однако оказывает противоположный эффект в том случае, если проводится страной с более высоким научно-техническим потенциалом. Модель учитывает возможность перелива капита­лов для финансирования НИОКР и предсказывает, при определенных условиях, формирование транснациональных корпораций по' мере приближения к равновесной

траектории.

В одном ряду с представленными выше моделями обычно упоминается появив­шаяся примерно в то же время модель экономического роста с эндогенным техно­логическим прогрессом Ф. Агийона и П. Хоувитта2. Эти авторы приняли за основу идею И. Шумпетера о роли созидательного разрушения (creative distraction) в процес­сах экономического развития.

Согласно предложенной ими модели экономический рост обусловлен техноло­гическим прогрессом, который в свою очередь обеспечивается за счет конкуренции между фирмами, генерирующими и осуществляющими перспективные продуктовые и технологические нововведения. Каждое нововведение выводит на рынок новый промежуточный товар (продукт, технологию), который может быть использован для более эффективного, чем прежде, производства конечной продукции. Основной мотивацией для фирм исследовательского сектора служит перспектива получения монопольной ренты в случае успешного патентования нововведения. За счет этой ренты покрываются затраты, связанные с разработкой и осуществлением нововведе­ний. Однако монополия автоматически теряется при появлении следующего нововве­дения, которое ведет к моральному устареванию существовавших до него промежу­точных товаров, необходимых для выпуска конечной продукции. Продолжительность периода между двумя последовательными успешными нововведениями является слу­чайной величиной в силу стохастической природы инновационного процесса. Патент остается действительным все последующее время, однако его использование стано­вится экономически менее выгодным.

Ценность нововведения определяется временем его жизни, которое в свою оче­редь зависит от количества специалистов, работающих в секторе НИОКР над осуще­ствлением следующего нововведения. Таким образом, критическую роль в определе­нии темпов экономического роста играет возникающий эндогенно переток специа­листов между сектором производства промежуточных товаров и сектором НИОКР. Средняя скорость роста также возрастает в этой модели с увеличением размеров экономической системы (измеряемых общим количеством занятых).

Отмеченные выше теоретические выводы из представленных моделей роста с эндогенным технологическим прогрессом находят подтверждение во многих тенден­циях мирового экономического развития, связанных с углублением процессов гло­бализации. Это естественным образом усиливает привлекательность нового подхода для выработки практических рекомендаций в области государственной экономичес-

4

кой политики и способствует его распространению на другие области экономических исследований. Однако прежде, чем перейти к более подробному рассмотрению неко­торых таких тенденций, нельзя не упомянуть хотя бы кратко об одном существенном критическом замечании в адрес рассматриваемых моделей, которое появилось на страницах научных экономических журналов в самые последние годы. Речь идет о том, что из моделей Ромера, Гроссмана и Хэлпмана, Агийона и, Хоувитта и некоторых других аналогичных моделей с эндогенным технологическим прогрессом непосредственно следует, что увеличение объема ресурсов, выделяемых обществом на проведение исследований и разработок (например, количества работа­ющих в сфере НИОКР специалистов), влечет за собой, по меньшей мере в равно- веском состоянии, увеличение темпов экономического роста («эффект масштаба»). Однако эти выводы прямо противоречат в ряде случаев наблюдавшейся в послевоен­ные годы статистике по индустриально развитым странам.

; Как заметил Ч.Джонс1, число ученых и инженеров в сфере НИОКР США выросло с 200 тысяч в 1950 году до примерно 1 млн. в 1987 году. Однако темпы роста совокупной производительности факторов производства в расчете на душу населения j остались практически на том же уровне, а в отдельные моменты времени даже снижались. Поскольку эту специфику новых моделей отражает в себе уравнение (2), ' Джонс предложил его модификацию, позволяющую устранить наблюдаемые рас­хождения:

(5)

где ш = §А У ~ характеризует скорость генерации новых идей в сфере НИОКР (научную продуктивность), варьирующую в соответствии с распределением Пуассо­на.

При ф< 0 с ростом объема накопленных знаний вероятность нововведений уменьшается (после выявления наиболее очевидных идей обнаружить новые перс­пективные идеи становится все труднее), а при^ > 0 - наоборот, увеличивается (новые идеи превращаются в базисные нововведения, порождающие целые кластеры улучшающих и имитирующих нововведений). Если^ = 0, скорость появления новых идей не зависит от объема накопленных знаний.

Джонс показал, что условие < 0 позволяет снять проблему «эффектов масш­таба» и построить «полуэндогенную» модель роста, в которой государственная нало­говая политика и субсидии, стимулирующие проведение НИОКР и накопление ка­питала, не оказывают влияния на стабильный экономический рост в долгосрочной перспективе. Этот рост существенным образом зависит в его модели как от возника­ющих в результате проведения НИОКР новых технологических разработок, которые повышают производительность труда, так и от экзогенной переменной - темпов увеличения рабочей силы L.

Построенная на этих посылках модель в большей мере соответствует статисти­ческим данным об отсутствии в странах ОЭСР явно выраженной зависимости между ростом совокупной производительности факторов производства в расчете на душу населения и затратами ресурсов на проведение исследований и разработок. Однако она несет в себе определенные внутренние противоречия. В частности, по замечанию Юнга, при отставании темпов изменения абсолютной производительности труда инноваторов от темпов увеличения производительности труда в целом по экономике начнется отток рабочей силы из сферы НИОКР в сферу производства и экономи­ческий рост в конце концов приостановится.

Интуитивная привлекательность моделей экономического роста с эндогенным технологическим прогрессом стимулирует активные усилия теоретиков по устране­нию проблемы «эффекта масштаба». Если эти усилия приведут в конечном итоге к позитивным результатам, новые модели могут стать убедительным макроэкономи­ческим обоснованием для дальнейшего углубления международной кооперации в сфере НИОКР.

В последней трети XX века процесс осуществления технологических нововведений решительно перешагнул границы отдельно взятых государств и фактически приобрел наднациональный характер. Последствия этого наблюдаются сегодня во всех без исключения индустриально развитых странах, в том числе и в России.

Например, одно из самых значительных технологических достижений нашей эпохи - персональный компьютер - собирается в России из комплектующих, по­ставляемых странами Юго-Восточной Азии, оснащается микропроцессорами «Пентиум», разработанными американской фирмой «Интел» и произведенными на ее заводах в Северной Ирландии, наполняется программным обеспечением, созданным российскими и американскими специалистами. В качестве монитора к настольному персональному компьютеру российский рынок предлагает на выбор продукцию гол­ландских, японских, корейских, китайских, тайваньских, сингапурских, малазийс­ких предприятий.

Всем памятно и такое во многом знаменательное событие, как официальная презентация новой операционной системы «Windows-95» американской фирмы «Майкрософт», которая состоялась в один и тот же день в разных концах земно­го шара.

Глобализация технологического развития неизбежно ведет к обострению меж­фирменной конкуренции в глобальном масштабе". В итоге, промышленные компа­нии и предприятия разных стран мира вынуждены ориентироваться при организации производства на лучшие технические решения, приспосабливая их к условиям и потребностям локальных рынков. Это создает мощные стимулы для торговли техно­логиями и углубления международной научно-технической кооперации на принципах стратегического партнерства5.

Что касается предприятий из стран с переходной экономикой, то включаясь через такие партнерства в международное разделение труда, они могут снизить вход­ные барьеры для своей продукции на внешних более конкурентных рынках.

Все это способствует как скорейшему удовлетворению формирующихся под воздействием технологического прогресса новых потребностей населения, так и по­вышению эффективности использования имеющихся общественных ресурсов, а, в конечном итоге, повышению темпов экономического роста во многих странах.

Вместе с тем, широкий обмен научной и технологической информацией созда­ет мощные предпосылки для дальнейшего развития международного разделения тру­да и углубления отраслевой специализации в масштабах одного или нескольких го­сударств, что будет иметь в перспективе все более важное значение с учетом крайне неравномерного распределения и использования природных, материальных, финан­совых, интеллектуальных и иных производительных ресурсов.

Следует ожидать, что процесс технологической интеграции продолжится еще более высокими темпами и превратится из устойчивой тенденции в глобальное эко­номическое явление. Этому будут способствовать многие причины, среди которых зарубежные исследователи ставят на передний план:

1) формирование глобального финансового и фондового рынка;

2) обострение международной конкуренции и усиление ее глобального харак­тера;

3) рост масштабов экономической деятельности транснациональных корпора­ций;

4) совершенствование и дальнейшее развитие средств связи, в том числе, со­здание глобальной сети «ИНТЕРНЕТ», применение оптоволоконных линий и запуск специальных искусственных спутников Земли". Наличие необходимых технологических возможностей для быстрого перемеще­ния потоков капитала, экономической и научно-технической информации в режиме реального времени в сочетании с имеющимися в различных регионах ресурсами человеческого капитала приведет к концентрации инвестиций в наиболее перспек­тивных с экономической точки зрения направлениях, ускорению новых радикаль­ных нововведений и, тем самым, повышению темпов экономического роста в целом (рис. 1).

Вместе с тем, начавшийся со второй половины 1997 г. кризис на фондовых и валютных биржах стран Юго-Восточной Азии, перекинувшийся затем на Россию и ряд стран Латинской Америки, свидетельствует о том, что высокая степень интегра­ции мировой экономики не является единственной и прочной гарантией для устой­чивого развития в долгосрочной перспективе.

Нельзя “apriori” исключить в будущем негативного влияния на всю сферу НИОКР и особенно наукоемкий бизнес незначительных (и даже порой случайных) локаль­ных возмущений глобального рынка капиталов.

Менее чувствительны к изменению конъюнктуры финансовых и фондовых рынков средне- и долгосрочные программы международной научно-технической кооперации, формируемые на государственном уровне с участием заинтересованных промышленных компаний и преследующие цель снижения общих издержек на на­чальных доконкурентных стадиях НИОКР.

В подобной кооперации сегодня заинтересованы не только развивающиеся, но и ведущие индустриально развитые страны, выступающие на мировом рынке в ка­честве основных конкурентов. Широкое признание получили, в частности, такие западноевропейские программы научно-технической кооперации как «ЭВРИКА», «ЭСПРИТ», «РЭЙО, «БРАЙТ/ЕУРАМ» и другие. Стоимость одной четырехлетней рамочной программы научно-технической кооперации ЕС «ФРЭЙМУОРК» превы­шала по плану на 1993-1998 гг. 12 млрд. ЭКЮ.

Наряду с этим, большинство индустриально развитых стран участвует в раз­личных двусторонних и многосторонних проектах. Например, США и Япония.


1.2. Экономический рост как фактор “новой экономики”.

Значительная часть нововведений прошедшего столетия выразилась в изменении содержания и формы. А также динамики экономических процессов. Что привело к масштабным количественным и качественным изменениям в хозяйственной жизни как отдельных государств, так и мирового сообщества в целом. Будучи лидером мирового экономического развития, США сумели ответить на вызовы времени и выйти на новую траекторию движения, вступив в ХХI век с “ новой экономикой”.

Благодаря информационным технологиям не только изменилась роль самого фактора времени в экономике, но и начались необратимые процессы в рыночном механизме, структуре бизнеса и национального хозяйства, инфраструктуре мировой экономики. Всё это , по существу, формирует особую стадию рыночного развития. Для этой стадии экономического развития характерны очень высокие темпы экономического роста, базисом для которых являются высокие и информационные технологии, позволяющие оптимизировать процессы коммуникации и управления, в результате чего повышается производительность труда и сокращаются непроизводственные издержки. Происходит санация рыночного механизма по средством лишения субъектов хозяйственной деятельности конкурентных преимуществ, связанных с неравномерным доступом к информации. Акции электронных кампаний “росли как на дрожжах”. Многие верили, что началась “ новая эпоха prosperity”. Казалось, что экономический цикл не действует в условиях новой экономики и экономическиий рост будет длиться вечно…

Экономисты были просто шокированы6. Все ожидали резкое прекращение роста производительности труда в США, но когда данные за 1 квартал 2001 года были опубликованы, выяснилось, что производительность не просто прекратила расти, но и упала на 0,1%, а трудовые издержки выросли на 5,2% по сравнению с предыдущим годом. Да, этот спад незначителен, но он несопоставим с ситуацией за 4 квартал 2000г., когда производительность труда выросла на 2%, к тому же Вашингтон прогнозировал рост производительности труда на 1,2-1,5% в 2001г. Скептики заявили, что “американского чуда “ не существует.

Спад производительности труда- довольно курьёзное положение для американской экономики. С 1995г.производительность в деловом секторе росла в среднем на 3% в год (1973-1995- 1,4% в год), а 1999-2000 даже на 3,5%. Недавний рост производительности труда в американской экономики являлся цикличным- то есть он был порождён “бумом”в экономике, когда работодатель заставлял работника работать лучше.

Этому феномену существует несколько объяснений. Профессор Гордон из North-western University считает, что внедрение информационных технологий позволило поднять производительность труда. Он говорит о том, что роста производительности труда не было нигде кроме информационного сектора экономики.

Трудно поверить, что рост производительности был лишь цикличным, несомненно часть его была структурной. В конце 2000г. экономисты заявляли, что структурный рост производительности в американской экономике был на уровне 3%.

Всё же ситуация с ростом производительности лучше, чем в 1974-1995.(1,4%).Только если инвестиции подвергнуться стагнации в ближайшие годы темпы роста производительности труда приблизятся к показателям базового периода. Некоторые экономисты думают, что фирмы ещё не до конца осознали всей прибыльности вложений в информационные технологии, они еще не настроили свой бизнес на получение максимальной прибыли. Немаловажный аспект “ новой экономики” состоит в том, что Информационные технологии повышают производительность труда и в традиционных секторах экономики. Возросший доступ к информации позволяют снизить трансакционные издержки и более рационально распределить ограниченные ресурсы.

Горячие дебаты развернулись по поводу того, какая часть роста была структурной, а какая цикличной. Во время экономического подъёма работодатель заставляет работника работать лучше, он уменьшает свои требования во время спада, ведь снижение производительности заставляет фирмы прекращать увольнения - хотя за последние годы безработица в США существенно возросла.

Если же спад производительности труда цикличен, то в какой–то момент экономика “выздоровит” и снова начнётся бурный экономический рост. Таким образом, становится ясно, что рост производительности происходил под влиянием экономического роста, и роста инвестиций, поток которых иссякает. В отличие от предыдущих подъёмах производительности, последний рост производительности зависел от количества капиталовложений нежели от общей эффективности. По данным экономистов Федеральной резервной системы США, примерно половина роста производительности труда была вызвана огромными капиталовложениями.

Фирмы переоценили будущие доходы от инвестиций, что привело к переинвестированию. Например американские кампании за 2000-2001 потратили на компьютеры и другую орг. технику на 190 млд. долл. больше, чем следовало.

Сейчас, когда доходы упали кампаниям приходится перекраивать свои инвестиционные фонды. Спад инвестиций наблюдается на уровне 16% в год.

Более важное значение имеют инвестирование в долгосрочном периоде. Ян Хальзиус, экономист Golden Sachs, утверждает, что этот показатель снизился до 3%

Единственная мера, которая может остановить спад капиталовложений и производительность труда – прекращение падения цен на высокотехнологичную продукцию. Цены падают из-за возрастающей конкуренции и снижении издержек при производстве. Если раньше цены падали примерно на 25% в год(с 1995г.), то 2001 они снизились только на 16%.

Кампании ещё не полностью использовали потенциал уже купленного оборудования.

Замедление темпов экономического роста влияет и на бюджетно- финансовую политику США. Для сдерживания инфляции на приемлемом уровне необходимо не дать экономическому росту превысить планку 3- 3,5% в год, а это – намного меньше, чем раньше.

Спад производительности труда - жестокий удар по “новой экономике”. Несмотря на то, что часть ожиданий, связаных с эрой “новой экономики”, это не значит, что “новая экономика” – замок на песчанных дюнах. Люди, верящие в феномен новой экономики были шокированы падением индексов на фондовом рынке NASDAQ, крахом электронных кампаний. Скептики говорят, что они были правы и их список невыполненных обещаний пополнился.

Первым этом списке- утверждение оптимистов о том, что традиционный цикл колеблющейся деловой активности не существует в условиях “новой экономики”. Теперь, когда экономика регрессирует и растет безработица, оптимисты начинают отказываться от своих слов. Вместо этого, они утверждают, что информационные технологии сгладили пики цикличности . Из- за переоценки будущих доходов было слишком много инвестиций и слишком мало сбережений.

Таким образом, можно сделать выводы , что несмотря на глобальные изменения в структуре мирового хозяйства , теория Кондратьева работает на практике. Сейчас правительства США , ЕС, РФ и практически всех стран мира очень обеспокоены проблемами стимулирования экономического роста. Что необходимо сделать, чтобы экономическая ситуация в мире улучшилась. Следует вновь сделать ставку на НТП.

Но не вдаваясь в подробности, можно сказать, что этот кризис затянется ни на год или два. Пройдет немало времени, прежде чем люди вновь доверятся кампаниям, единственным капиталом которых, является информация, но чьи активы оцениваются в миллиарды американских долларов. Впрочем, время покажет. А теперь обратим своё внимание непосредственно на НТП. Ему и посвящена глава II.



lekciya-na-temu-vidi-turizma-konspekt.html
lekciya-na-urokah-russkoj-literaturi-iz-opita-raboti.html
lekciya-nalogi-v-antichnom-mire-nalogi-yavlyayutsya-neobhodimim-zvenom-ekonomicheskih-otnoshenij-v-obshestve-s-momenta-vozniknoveniya-gosudarstva.html
lekciya-natali-germanovni-ajrapetovoj-prezidenta-kluba-buhgalterov-obninska-docenta-kafedri-buhgalterskogo-uchyota-ifinansovogo-analiza-gcipk.html
lekciya-nauka-istorii-stranica-9.html
lekciya-nebesnaya-mehanika.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/referat-sovremennie-molodezhnie-subkulturi.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-konkurse-uchastie-vkonkurse.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-obshaya-harakteristika-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-stranica-6.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mir-na-puti-ko-vtoroj-mirovoj-vojne.html
  • textbook.bystrickaya.ru/impulsnij-stabilizator-napryazheniya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnologiya-nekoncentrirovannoj.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/protivorechiya-processov-valyutno-finansovoj-integracii-v-regione-sng.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshestvenno-politicheskie-smi-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-05-oktyabrya-2009-god.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/gipoteza-kak-forma-poznaniya-chast-6.html
  • klass.bystrickaya.ru/belarusian-bibliography-on-lichenology-stranica-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-v-rezultativnost-byudzhetnih-rashodov-zadacha-obespechenie-dostojnogo-urovnya-vzaimodejstviya-s-zayavitelyami-20.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-zolotoj-vek-eneolita-drevnie-zemledelci-boris-aleksandrovich-ribakov.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-fakulteta-upravleniya-samara-2008.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poski-traulera-ametist-poka-ne-dali-rezultatov-internet-resurs-itar-tasscom-16022011.html
  • student.bystrickaya.ru/3-h-mandatnij-izbiratelnij-okrug-5-svedeniya-o-vidvinutih-i-zaregistrirovannih-kandidatah-v-deputati-predstavitelnogo.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-referatov-i-podgotovke-prezentacij-po-discipline-cenoobrazovanie.html
  • education.bystrickaya.ru/22-obzor-avtorskih-programm-avtomatizirovannij-testovij-kontrol-znanij-obuchayushie-programmi-kompyuternij-uchebnik.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-na-soiskanie-zolotih-medalej-i-premij-imeni-vidayushihsya-uchenih-provodimih-rossijskoj-akademiej-nauk-v-2012-godu.html
  • books.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-professionalnoe-samoopredelenie-avtor-kalinkina-m-a-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-5-operacionnaya-sistema-ms-dos.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-diplomnogo-proekta-po-specialnosti-260501-tehnologiya-produktov-obshestvennogo-pitaniya-dlya-vseh-form-obucheniya.html
  • school.bystrickaya.ru/iz-istorii-kubanskogo-kazachego-hora-stranica-11.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-k-vipolneniyu-kontrolnih-rabot-456-dlya-studentov-specialnosti-290300-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-vektorli-grafika-vektorli-grafikani-deu-bojinsha-programmmasini-interfejs-sabati-masati.html
  • doklad.bystrickaya.ru/upravlenie-municipalnim-imushestvom-otchet-ob-ispolnenii-programmi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-glazova.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/plan-proshel-ekspertizu-centr-povisheniya-kvalifikacii-rabotnikov-obrazovaniya-g-kirova-stranica-7.html
  • lesson.bystrickaya.ru/razvitie-socializaciya-i-vospitanie-lichnosti.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/samosohranenie-kak-obnaruzhit-kapkani-lovushki-i-yad-v-primanke-klarissa-pinkola-estes.html
  • studies.bystrickaya.ru/a-a-batyaev-o-v-bobkova-n-v-vasilchikova-stranica-27.html
  • school.bystrickaya.ru/balansi-mezhdunarodnih-raschetov-chast-7.html
  • esse.bystrickaya.ru/rasskazivaet-nadezhda-yakunina-mihail-vostrishev.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pervoistochniki-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-gse-f-01-ekonomicheskaya-teoriya-istoriya-ekonomicheskih-uchenij.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/transport--avtobusi-zagovoryat-reklamoj-finansovie-novosti-25.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-centre-effektivnost-ispolnitelnost-i-pribil-vashej-organizacii-mozhno-povisit-za-schet.html
  • grade.bystrickaya.ru/napravlenie-050100-pedagogicheskoe-obrazovanie-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.