.RU

Космонавты сталина - страница 16



"Организация труда, - писал по этому поводу еще один вождь мирового

пролетариата Лев Троцкий, - есть по существу организация нового общества:

каждое историческое общество является в основе своей организацией труда.

Если каждое прошлое общество было организацией труда в интересах меньшинства

то мы делаем первую в мировой истории попытку организации труда в

интересах самого трудящегося большинства. Это, однако, не исключает элемента

принуждения во всех его видах, в самых мягких и крайне жестких.

По общему правилу, человек стремится уклониться от труда. Трудолюбие

вовсе не прирожденная черта: оно создается экономическим давлением и

общественным воспитанием. Можно сказать, что человек есть довольно ленивое

животное. На этом его качестве, в сущности, основан в значительной мере

человеческий прогресс, потому что если бы человек не стремился экономно

расходовать свою силу, не стремился бы за малое количество энергии получать

как можно больше продуктов, то не было бы развития техники и общественной

культуры Не нужно, однако, делать отсюда такой вывод, что партия и

профессиональные союзы в своей агитации должны проповедовать это качество

как нравственный долг. Нет, нет! У нас его и так избыток. Задача же

общественных организаций как раз в том, что "леность" вводится в

определенные рамки, чтобы ее дисциплинировать, чтобы подстегивать человека.



Ключ к хозяйству - рабочая сила Казалось бы, ее много. Но где

пути к ней? Как ее привлечь к делу? Как ее производственно организовать? Уже

при очистке железнодорожного полотна от снежных заносов мы столкнулись с

большими затруднениями. Разрешить их путем приобретения рабочей силы на

рынке нет никакой возможности при нынешней ничтожной покупательной силе

денег, при почти полном отсутствии продуктов обрабатывающей промышленности

Единственным способом привлечения для хозяйственных задач необходимой

рабочей силы является проведение трудовой повинности.

Самый принцип трудовой повинности является для коммуниста совершенно

бесспорным: "Кто не работает, тот не ест." А так как есть должны все, то все

обязаны работать Наши хозяйственники и с ними вместе

профессионально-производственные организации имеют право требовать от своих

членов всей той самоотверженности, дисциплины и исполнительности, каких до

сих пор требовала только армия Рабочий не просто торгуется с советским

государством, - нет, он повинен государству, всесторонне подчинен ему, ибо

это - его государство Рабочее государство считает себя вправе послать

каждого рабочего на то место, где его работа необходима."

Как говорится, все с ног на голову. Планы на постройку

коммунистического общества, где демократия, равенство, свобода выбора и

добровольный осознанный труд являются базовыми ценностями, вычеркнули из

повестки дня в угоду быстрому возведению бастионов военной экономики силами

трудовых отрядов из подневольных рабов.

Оказалось, что большевики - вовсе не романтики. Они прагматичные и

жестокие политики, которые пришли, чтобы завоевать весь мир.

"Утопия в политике, - говорил Ленин, выдавая себя с головой, - есть

такого рода пожелание, которое осуществить никак нельзя, ни теперь, ни

впоследствии..."

Однако какое дело было молодежи до прагматичных расчетов новых

правителей России? Революция будоражила, революция звала на баррикады.

Помните Багрицкого? "Нас водила молодость в сабельный поход, нас бросала

молодость на кронштадский лед.".. И символом революции стала красная звезда.


***


Историки сегодня старательно обходят вопрос, какое значение имел

октябрьский переворот для развития российской культуры. А значение он имел

огромное! Многие условности, многие традиции, сковывавшие живое творчество,

были в один момент отброшены и забыты. Революционная молодежь жаждала

деятельности по преобразованию мира. Казалось, он уже рядом, достаточно

объединить усилия, победить врагов, и Царствие небесное снизойдет на Землю,

сбудется вековая мечта российской интеллигенции о справедливо устроенном

обществе.

У молодежи России появилась уникальная возможность проверить утопии на

практике, сотворить будущее собственными руками и даже успеть увидеть

сотворенное собственными глазами. А литераторы должны были (и очень даже

хотели) воспеть этот созидательный порыв.

Пролетарский поэт Владимир Кириллов, выражая общий настрой, писал:


"К нам, кто сердцем молод!..

Ветошь веков - долой...

Ныне восславим Молот

И Совнарком мировой...

Трактором разума взроем

Рабских душ целину,

Звезды в ряды построим,

В вожжи впряжем луну..."


И опять одно увязывается с другим. Потому что даже на подсознательном

уровне борцы за светлое будущее чувствовали: планета Земля - лишь остановка

на пути революции, размах преобразовательной деятельности коснется Луны и

звезд.

Что-то такое носилось в воздухе, и первым это понял поэт-фантаст

Валерий Брюсов, принявший романтику революции и воспевший ее: "Из круга

жизни, из мира прозы Мы вброшены в невероятность..." Он восторгался этой

"невероятностью" и пытался нащупать связь эпох, нить между прошлым и

будущем.

Он хочет написать роман. И роман этот о полете... на Марс.

Первые наметки такого романа Брюсов делал еще в 1908 году, записав в

свою программу на будущий год тему "Путеводитель по Марсу." И более поздние

материалы из архива поэта свидетельствуют, что он продолжал размышлять в

этом русле, изучал работы предшественников. Вот что он писал в статье

"Пределы фантазии", датируемой 1912-13 годами:

"Ж.Ве[рн] дал намек еще на одну возможность] посетить] небесн[ый] мир.

В его р[омане] "Вверх дном" герои хотят построить исполинскую пушку,

кот[орая] сотрясением своего выстрела ... переместила бы положение пол[юсов]

Земли, н[а]при[мер], сделав пол[юса] обит[аемыми]. Этот толчок мог бы бы[ть]

такж[е] продолжением] движ[ения] Зем[ли] по ее орбите. Любопытно, что

русск[ий] философ Федоров серьезно проектировал управлять движением Земли в

пространстве, превратив] ее в огром[ный] электромагнит]. На Земле, как на

гиг[антском] корабле, люди могли бы посетить не т[олько] др[угие] планеты,

но и другие звезды."

Вплотную к написанию романа под рабочим названием "Первая

междупланетная экспедиция" Валерий Брюсов подошел в 1918 году. Однако так и

не приступил к работе.

Много позднее в его архиве были обнаружены отдельные странички,

датированные весьма широко: от 1918 до 1921 года. Видно, что это черновик.

Имена одних и тех же персонажей в разных главах не совпадают, многие фразы

оборваны на полуслове, есть абзацы без начала и конца. Однако кое-какое

представление об авторском замысле составить можно.

Например, видно влияние романа Александра Богданова "Красная звезда",

но с учетом свершившейся большевистской революции.

Действие романа перенесено в коммунистическое будущее. Трое ученых:

Морли, Пэрис и О'Рук (по другой версии: Морли, Уиль и Крафт) - летят к

красной планете на этеронефе "Пироент" (от одного из древнегреческих

названий планеты Марс - "Pyroeis", "огненный"; в архиве Брюсова сохранилась

драма "Пироент", героем которой является изобретатель снаряда,

предназначенного для космических полетов). Этеронеф перемещается в

пространстве совершенно по-богдановски: на нем стоит атомно-ракетный

двигатель. С самого начала что-то не заладилось: "Пироент" совершает

чрезвычайно жесткую посадку в неизвестной области Марса и выбивается из

графика перелета. Члены экспедиции поставлены перед дилеммой: стоит ли

поискать в окрестностях марсианский город или лучше сразу отправиться домой.

К сожалению, на этом рукопись Брюсова обрывается, и мы узнаем только, что

все трое участников экспедиции погибли. Почему? Как? На эти вопросы нет

ответа. Брюсов вновь отошел от фантастики, так и не попытавшись довести

начатое дело до логического конца...


***


Другой талантливый человек Вивиан Азарьевич Итин, сын петербургского

адвоката, пришел в революцию со студенческой скамьи. В 1917 году он начал

писать утопическую повесть "Открытие Риэля." Сам автор говорил о ней так: "Я

написал рассказ, направленный против войны, гордо назвав его романом." Итин

принес рукопись в "Летопись" Алексею Максимовичу Горькому, которому она

очень понравилась. Однако вскоре "Летопись" закрыли, а рукопись затерялась.

Ее удалось разыскать только в 1922 году, - родственники переслали копию

Итину в Канск, где он работал завагитпромом. Писатель подправил текст и

издал его в виде небольшой книжки под названием "Страна Гонгури", которая

сразу же стала библиографической редкостью. Еще через пять лет автор

опубликовал рассказ в журнале "Сибирские огни" под прежним названием

"Открытие Риэля."

Прочитав произведение, Горький в короткой записке упрекнул писателя:

""Открытие Риэля" было издано под титулом "Страна Гонгури" в Канске, в 1922

году. Об этом Вам следовало бы упомянуть. Сделанные Вами исправления не

очень укрепили эту вещь. Однако, мне кажется, что Вы, пожалуй, смогли бы

хорошо писать фантастические рассказы."

Нельзя не согласиться с Горьким. Потенциал Итина был высок. Повесть

"Открытие Риэля" - это прорыв сразу по нескольким направлениям. Его

коммунистическая утопия строится не по законам рациональности и статистики,

а по правилам поэзии, через гармонию чувств, и потому особенно очаровывает.

А кроме того, Итин был первым из фантастов, кто перешагнул межзвездный

рубеж, описав освоение Дальнего космоса и прогрессивную деятельность

коммунаров на планетах у иных солнц.

Повесть начинается во времена революции и гражданской войны -

следовательно, этот фрагмент написан позже, при восстановлении рукописи.

Молодого революционера Гелия погружает в гипнотический сон его товарищ-врач,

вместе с ним коротающий ночь перед расстрелом в колчаковском застенке. Перед

внутренним взором Гелия проходят картины прекрасного мира (то ли у далекой

звезды, то ли в параллельном мире), о котором он рассказывает, выйдя из

транса:

"...Был 1920 год после революции. У нас были бананы, персики, розы...

огромные! Вишни величиной с яблоко и персики величиной с арбуз. Я начал с

яблок, потому что наша планета была прежде всего сад. Мир делился на страны

по плодам их растений. Их пояса были нанесены на карту. Домашних животных я

не помню. Правда, мы пили белую жидкость, называющуюся молоком, ели молочные

продукты, в кухнях я видел желтоватый порошок, сохранивший название "яйца",

но все это было делом химических заводов, а не скотных дворов... Сады, поля

злаков и волокнистых трав. В более холодных широтах росли леса, но там не

было людских жилищ.

Среди садов, на много миль друг от друга, поднимались громадные литые

здания из блестящих разноцветных материалов, выстроенные художниками и

потому всегда отличные друг от друга. Эти дворцы строились так, чтобы

казаться гармоническим целым с природой. Я хочу сказать, что они должны были

излучать горение художественной мысли, чтобы слиться с горизонтом равнин,

гор и садов... Впрочем, были также большие города. Их было немного. Там

сосредоточивались библиотеки, музеи, академии. Улицы были разноцветным

ковром того же непрерывного сада, только здесь было больше цветов,

декоративных растений, фонтанов, статуй..."

Главной изюминкой утопии является "онтэит" - антигравитационный состав,

изобретенный инженером Онтэ. Широкое применение онтэита совершенно изменило

мир. Полет для людей стал столь же естественным, как дыхание. И понятно, что

они стали двигаться выше и дальше, завоевывая свою планетную систему и

мечтая уже о достижении соседних звезд:

"...Освобожденные от тяжести "победители пространства" всплывали до

пределов тяготения, и тогда небольшого радиоактивного двигателя было

достаточно, чтобы развить планетную скорость и лететь в любом направлении.

Существовало постоянное сообщение с планетой Санон, ближайшей к нам из

внешних миров. В экваториальном его поясе были наши колонии. На остальных

планетах человек не мог жить, там жили странные чудовища. Исследования этих

миров длились века, много экспедиций погибло, на смену им мчались новые..."

И вот однажды в путешествие к ближайшим звездам отправился корабль

ученого Тароге, на который тот взял двадцать детей, чтобы основать колонию.

Тароге повезло, - он нашел землеподобную планету, которую назвали Генэри.

Здесь коммунары построили город и подчинили себе местных дикарей. Однако

обученные новым ремеслам аборигены объединились, чтобы убить

детей-полукровок и изгнать пришельцев. Война продолжалась двадцать лет, пока

коммунары не восстановили двигатель "победителя пространства" и не отправили

одного из товарищей за помощью. На родине его приняли с небывалым

энтузиазмом, сразу же соорудив десять огромных боевых звездолетов.

Утопическое общество готовится к войне и мести, а Гелий возвращается назад,

в камеру, чтобы утром принять смерть.

Пафос повести понятен. "Жизнь насыщает мертвое вещество, повторяясь в

единообразных формах." Чтобы достигнуть высших форм общественного развития,

жизнь и разум должны пройти по кругу превращений, через череду убийств и

войн, но и там не будет успокоения - просто начнется новый круг...

Разумеется, Итин не мог обойтись без символики, обозначающей

революционные процессы в их бесконечной повторяемости. И нет ничего

удивительного в том, что в качестве такого символа он выбрал Рубиновое

Сердце - так, по мнению Итина, должны были выглядеть в высшем мире красные

звезды коммунизма.


***


Кстати, о красных звездах. Кое-кто из современных публицистов

утверждает, что большевики приняли для своего государства масонскую

символику и на этом успокоились. Отчасти это правда, влияние масонских

организаций на революционную деятельность в Европе трудно переоценить. Но

вопрос о символике молодого государства куда сложнее, чем принято считать:

все-таки она формировалась годами, и самые разные люди принимали участие в

этом процессе. Например, свастика, которую поначалу пытались внедрить как

символ коммунистического движения, пришла не от масонов, а от сторонников

теософии Елены Блаватской, нашедшей в начале XX века новое воплощение в

"западном буддизме" семьи Рерихов.

Существует несколько толкований смысла красной пятиконечной звезды.

Звезда как понятие европейского мышления служила изначально символом

вечности, позднее стала символом высоких устремлений, идеалов.

Звезды в геральдике различались как по числу образующих их лучей, так и

по цвету. Сочетание того и другого дает различные смысловые и национальные

значения каждой звезды. Пятиконечная звезда (пентаграмма; звезда, повернутая

"главой", то есть одним из лучей вверх) - древнейший символ защиты, охраны и

безопасности. И наоборот, пятиконечная звезда, повернутая одним лучом вниз,

а двумя вверх, приобретает зловещий и дурной смысл, - в Западной Европе со

времен средневековья было принято считать такую перевернутую звезду за знак

дьявола.

Происхождение символа сокрыто. Ныне считают, что европейцы

позаимствовали звезду из культур Древнего Египта или Китая. Но оказывается,

пятиконечная звезда издревле была знакома народам Севера. Например, у саамов

Русской Лапландии пятиконечная звезда считалась универсальным оберегом,

защищающим оленей - основу жизненного уклада большинства северян. В Северной

Карелии еще в середине XIX века засвидетельствован факт почитания

пятиконечной звезды охотниками-карелами. Наткнувшись в зимнем лесу на

медведя, охотник быстро чертил на снегу три пятиконечные звезды в ряд и

отступал за них. Считалось, что медведь не сумеет перейти эту линию. А у

русских язычников красная пятиконечная звезда считалась знаком весеннего

бога Ярилы, покровителя земледельцев и воинов.

В советской символике красная звезда появилась после того, как

Всероссийская коллегия по организации и формированию Красной Армии,

образованная 20 декабря 1917 года предложила ее в качестве воинской эмблемы.

Конкретно за нее выступал Константин Еремеев - первый советский командующий

войсками Петроградского военного округа, председатель Комиссии по

формированию РККА. По другой версии, автором идеи был военный комиссар

Московского военного округа Полянский.

Приказом Наркомата по военным делам от 19 апреля 1918 года красная

пятиконечная звезда была введена в качестве нагрудного знака для всего

личного состава РККА. Ношение данного знака было подтверждено приказом

Реввоенсовета Республики за № 310 от 7 мая того же года.

Ношение знака было регламентировано и приказом Народного комиссариата

по военным делам за № 321 от 7 мая 1918 года за подписями Троцкого,

Механошина, Подвойского и Склянского. Приказ гласил: "Красноармейский значок

есть принадлежность лиц, состоящих на службе в войсках Красной армии. Лицам,

не состоящим на службе в составе Красной армии, указанные знаки предлагается

немедленно снять. За неисполнение сего приказа виновные будут преданы суду

военного трибунала. Приказ входит в силу со дня его опубликования."

К приказу прилагались описание и рисунок красноармейского знака.

Свой выбор руководство РККА объясняло следующими мотивами. Во-первых,

форма звезды представляла "древнейший символ оберега", обороны. Во-вторых,

красный цвет символизировал революцию, революционное войско.

Однако вряд ли на Реввоенсовете обошли вниманием еще одно значение

символа: красная звезда - Марс - бог войны. И почти наверняка многие

революционеры легко приняли красную пятиконечную звезду, потому что помнили

популярный роман Богданова, в котором красная звезда была знаком утопии,

лучшего и более справедливого будущего.

В 1923 году символ пятиконечной звезды включили в герб СССР в качестве

бэджа* как фигурное дополнение к девизу "Пролетарии всех стран,

соединяйтесь!" Поэтому ее стали считать эмблемой международной солидарности

трудящихся. Красная звезда вновь обрела космополитичность, не завязанную на

национальную армию конкретного государства. Бога войны сменил бог грядущего

всемирного единения.

______________

* Бэдж - знак, присущий только индивидуальному объекту, области,

династии, частному лицу.


***


Лучше остальных смыслы, сокрытые в новой символике, уловил Алексей

Николаевич Толстой, вскоре ставший классиком советской литературы.

В растиражированной официальной биографии Алексея Толстого есть эпизод,

записанный по воспоминаниям Григория Моисеевича Крамарова, председателя

первого Общества изучения межпланетных сообщений. Дело происходило в

эмиграции, в Берлине.

"Однажды, - рассказывал Крамаров в 1961 году, - я зашел к нему на

квартиру. Это была небольшая комната с полками, заваленными книгами. На

тумбочке лежала пачка толстых тетрадей.

Я поинтересовался, что это за тетради.

- Это мои расчеты воздушного реактивного корабля и пути его следования

на Марс, - ответил он.


[Image060]


Алексей Николаевич Толстой


- Почему именно на Марс? - спросил я.

- Предполагается, что на Марсе имеется атмосфера и возможно

существование жизни. К тому же, - добавил он, - Марс считается красной

звездой, а это эмблема Красной Армии..."

Речь, разумеется, шла о набросках к роману "Аэлита." Алексей Толстой

написал удивительное произведение. В нем органично сочетаются несколько

жанровых направлений, а центральные персонажи навсегда вошли в историю не

только российской литературы, но и культуры в целом. Ведь, например, имени

Аэлита до романа Толстого в русской традиции не было. Это марсианское имя и

означает оно, кстати, "свет звезды, видимый в последний раз."

Следует помнить, что роман писался в то время, когда Алексей Николаевич

принимал непростое решение: остаться в эмиграции или вернуться в Россию.

Казалось, особо выбирать было нечего.

"...В эпоху великой борьбы белых и красных я был на стороне белых, -

признавался Толстой в своем "Открытом письме Н. В. Чайковскому." - Я

ненавидел большевиков физически. Я считал их разорителями русского

государства, причиной всех бед. В эти годы погибли два моих родных брата,

один зарублен, другой умер от ран, расстреляны двое моих дядей, восемь

человек моих родных умерло от голода и болезней. Я сам с семьей страдал

ужасно. Мне было за что ненавидеть..."

Но большевики победили, повели за собой миллионы людей, подчинили себе

огромную страну, - Толстой пытается понять, почему, и этим пронизан весь его

роман "Аэлита." По ходу работы изменился и сам писатель.

Первым это заметил Корней Чуковский, которому Толстой в октябре 1922

года поспешил сообщить об окончании работы над романом о "хорошенькой и

странной женщине":

"Что с ним случилось, не знаем, он весь внезапно переменился.

Переменившись, написал "Аэлиту"; "Аэлита" в ряду его книг - небывалая и

неожиданная книга... В ней не Свиные Овражки, но Марс. Не князь

Серпуховский, но буденновец Гусев. И тема в ней не похожа на традиционные

темы писателя: восстание пролетариев на Марсе. Словом, "Аэлита" есть полный

отказ Алексея Толстого от того усадебного творчества, которому он служил до

сих пор."


[Image061]


Кадр из кинофильма "Аэлита"


Начинается роман с захватывающего воображение эпизода, - прочитав его,

lya-visshih-uchebnih-zavedenij-po-specialnosti-i-39-02-01-modelirovanie-i-kompyuternoe-proektirovanie-radioelektronnih-sredstv-obshenauchnie-i-obsheprofessionalnie-disciplini-minsk-2006.html
lyagushka-t-a-spichenko-kultura-yaponii.html
lyamin-vs-metodologicheskie-problemi-socialnoj-ekologii-v-rannih-rabotah-psorokina.html
lyogkoj-tenyu-bistroj-lastochki-tonkaya-proniknovennaya-lirika-ne-ostavit-chitatelej-ravnodushnimi-eto-nastoyashaya-poeziya.html
lyotchiki-zashishaya-nebo-otchizni.html
lyuba-berlin-pered-kazhdim-sovetskim-parashyutistom-vstaet-obraz-skromnoj-simpatichnoj-devushki-odnoj-iz-luchshih-parashyutistok-nashej-strani.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-35-pravovoe-regulirovanie-nablyudeniya-i-nadzora-za-osvobozhdennimi-ot-otbivaniya-nakazaniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-g-semenov.html
  • klass.bystrickaya.ru/71-tematicheskij-plan-lekcij-fakultet-socialnih-nauk-i-prava.html
  • composition.bystrickaya.ru/pasport-vedomstvennoj-celevoj-programmi-gosudarstvennaya-podderzhka-talantlivoj-molodezhi-na-2010-2012-godi-v-ramkah-realizacii-programmi-grantov-pravitelstva-respubliki-tatarstan-naimenovanie-subekta.html
  • literature.bystrickaya.ru/d-bell-i-koncepciya-postindustrialnogo-obshestva.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiticheskij-otchet-katrin-kuchta-helbling-doktor-filosofii-rukovoditel-issledovatelskih-i-prosvetitelskih-programm-dlya-stran-latinskoj-ameriki-centr-mezhdunarodnogo-chastnogo-predprinimatelstva-cipe-stranica-10.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-individualnoe-konsultirovanie-rabota-v-mini-gruppe-gruppovaya-rabota.html
  • writing.bystrickaya.ru/analogo-cifrovoe-preobrazovanie-signalov.html
  • write.bystrickaya.ru/f-m-selivanov-v-slovarnoj-state-stih-duhovnij-zametil-chto-repertuar-duhovnih-stihov-stal-skladivatsya-kak-obshevostochnoslavyanskij-v-techenie-ryada-vekov-a-s-seredini-xvii-v-v-srede-staroobryadcev-i-v-raskoln.html
  • turn.bystrickaya.ru/podrazdel-normativno-pravovoe-regulirovanie-predostavleniya-gosudarstvennoj-uslugi.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-1-biologicheskaya-evolyuciya-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-antropologiya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-seminara-upravlenie-riskami-nedostatochnosti-bankovskoj-likvidnosti-do-i-posle-finansovogo-krizisa-11-12-aprelya-2011-goda.html
  • klass.bystrickaya.ru/6-msfo-8-chistaya-pribil-ili-ubitok-za-period-fundamentalnie-oshibki-i-izmenenie-v-uchetnoj-politike.html
  • tests.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-v-a-zhukovskij-slovo-o-poete-zhukovskij-skazochnik-skazka-spyashaya-carevna.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ukreplenie-i-razvitie-rossijskogo-centralizovannogo-gosudarstva-konec-xv-xvi-v.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-sibaj-2010-udk-bbk-alamov-i-l-alamova-s-m.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rukovoditel-razrabotki-stranica-9.html
  • urok.bystrickaya.ru/problemi-i-perspektivi-razvitiya-turizma-v-malih-istoricheskih-gorodah-rossii.html
  • exam.bystrickaya.ru/yuridicheskie-osnovi-provajderskoj-deyatelnosti-chast-4.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nerazvitaya-transportno-logisticheskaya-infrastruktura-mozhet-stat-prepyatstviem-na-puti-rosta-myasnogo-rinka.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svedeniya-ob-auditore.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-b-sanitariya-i-gigiena-pitaniya-po-napravleniyu-podgotovki-bakalavrov-260800-62-tehnologiya-produkcii-i-organizaciya-obshestvennogo-pitaniya-po-profilyu-podgotovki.html
  • university.bystrickaya.ru/federalnaya-celevaya-programma-elektronnaya-rossiya-na-2002-2010-godi-tekst-programmi.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-6-obedinenie-proekt-rossiya-vtoraya-kniga-2-chast-obshaya-2.html
  • grade.bystrickaya.ru/novaya-planeta.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/mrachnij-zhnec-stranica-4.html
  • turn.bystrickaya.ru/opita-aktivizaciya-poznavatelnoj-deyatelnosti-uchashihsya-na-urokah-matematiki-kak-uslovie-dlya-razvitiya-lichnosti-uchashegosya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sabati-ati-3839-atinas-idistar-su-biri-slteme-zhospar-zhalpi-masati.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-provedenii-aukciona-na-zaklyuchenie-dogovora-kupli-prodazhi-imushestva.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-v-cherdanceva-09-fevralya-2012-g-09-fevralya-2012-g-polozhenie-o-festivale-obrazovatelnih-sobitij-sohranite-energiyu-dlya-nas.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-mezhdisciplinarnogo-gosudarstvennogo-ekzamena-specialnost-020700-istoriya-stranica-4.html
  • shkola.bystrickaya.ru/svidrigajlov-2.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/grazhdansko-pravovoj-isk-chast-6.html
  • uchit.bystrickaya.ru/trete.html
  • shkola.bystrickaya.ru/najrobi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.