.RU

Концептуальные основы антропосоциогенеза

Нижегородский Государственный Архитектурно-строительный Университет

Кафедра экологии и природопользования

Реферат на тему:

«Концептуальные основы антропосоциогенеза»

Выполнил студент:

группа Ю-439/1

Смолина С.Г.

Проверил преподаватель :

Афонасьева И.М.

г. Нижний Новгород

2009г.


Оглавление:

1. Человек 3 стр.

1.1. Физиология 3 стр.

1.2. Эмоции и творчество 6 стр.

1.3. Здоровье и работоспособность 7 стр.

1.4. Заключение к разделу 10 стр.

2. Биоэтика 10 стр.

2.1. Понятие биоэтики 10 стр.

2.2. Естественнонаучный и моральный

аспекты достижений научно-технического прогресса 11 стр.

2.3. Заключение к разделу 13 стр.

3. Человек и биосфера 14 стр.

3.1. Биосфера: группы, структура, функции 14 стр.

3.2. Биосфера и человек 16 стр.

4. Ноосфера и свойства времени 17 стр.

4.1. Ноосферная концепция В.И. Вернадского 17 стр.

4.2. Свойства времени 18 стр.

4.3. Заключение к разделу 20 стр.

5. Список литературы 21 стр.


1. Человек

1.1. Физиология человека

Физиология человека как наука о жизнедеятельности здорового организма человека и функциях его составных частей: клеток, тканей, органов и систем — зародилась в XVIII столетии. Основоположником физиологии как самостоятельной отрасли знаний является английский ученый Уильям Гарвей, описавший большой и малый круги кровообращения в 1628 г. Физиология человека базируется на функционировании основных систем организма людей, таких как кровеносная, лимфатическая, пищеварительная, нервная, дыхательная и др.

Физиологи Д. Эклс, Э. Хаксли, А. Ходжкин установили ионные механизмы важнейших физиологических процессов — возбуждения и торможения, за что были отмечены Нобелевской премией (1963 г.). Как известно, нервы и мышцы относятся к возбудимым образованиям. Это значит, что в ответ на раздражение в них возникают различные электрические потенциалы. Согласно ионно-мембранной теории биоэлектрических потенциалов, созданной в середине XX столетия А. Ходжкиным, Э. Хаксли, Б. Катцом, они обусловлены неодинаковой концентрацией ионов К+, Na+, Сl- внутри и вне клетки и различной проницаемостью для них поверхностной мембраны. Позже были открыты медиаторы (нейротрансмиттеры), что легло в основу учения о химическом механизме передачи нервного импульса.

Разработка И. П. Павловым учения об условных рефлексах позволила ему не только получить подтверждение сформулированной И. М. Сеченовым концепции о зависимости всех функций организма от окружающей среды, но и создать новое учение — физиологию высшей нервной деятельности человека и животных.

Организм и окружающая среда — это единая система, так как между ними происходит непрерывный обмен веществом и энергией .Энергия необходима организму для поддержания всех его жизненно важных функций.

Процессы обмена веществ, происходящие на клеточном и тканевом уровнях в организме человека, называют метаболизмом, который состоит из двух противоположных процессов: анаболизма и катаболизма. Анаболизм — это процесс биосинтеза органических веществ. Они обеспечивают рост, развитие организма, обновление его структур и накопление структурной энергии. Катаболизм — это процесс расщепления или окисления сложных молекул до простых веществ с выделением энергии. Эти процессы обеспечивают в организме белковый, углеводный и жировой обмены.

В состав пищи входят также вода, минеральные (неорганические) вещества и витамины. Витамины — это особая группа веществ, не синтезируемых вовсе или синтезируемых в малых количествах в организме человека. Они необходимы для нормального обмена веществ, роста, развития человека, поддержания его здоровья.

В состав внутренней среды организма входят кровь, лимфа и тканевая жидкость. Она обладает динамическим постоянством констант — гомеостазом, являющимся условием независимого существования организма человека.

Функциями кровеносной системы являются следующие:

1) поддержание гомеостаза;

2) транспортная (перенос газов, питательных веществ, продуктов их метаболизма);

3) терморегуляторная;

4) защитная (участие в иммунных реакциях);

5) экскреторная (выделительная) и др.

Объем крови в организме человека составляет 4-6 литров (или 6-8% от массы тела). Всего 40-45% крови движется по сосудам (в норме); при нагрузке на организм кровь выходит из депо: селезенки, печени, легких и ее обмен увеличивается. Система кровообращения человека — это сердце и замкнутая система кровеносных сосудов, включающая артерии, вены, капилляры.

Система лимфообращения осуществляет постоянный отток межтканевой жидкости по направлению к сердцу. Лимфа служит для поддержания объема и состава тканевой жидкости, всасывания и переноса питательных веществ из пищеварительного канала в венозную систему, а также для участия в иммунных реакциях организма посредством доставки лимфоцитов, антител и др.

Основная функция органов дыхания — обеспечение тканей организма человека кислородом и освобождение их от углекислого газа. Внутриклеточное дыхание обеспечивает освобождение энергии, необходимой для поддержания процессов жизнедеятельности. Образующийся при этом углекислый газ (С02 ) переносится кровью к легким и удаляется с выдыхаемым воздухом.

Пищеварительная система человека осуществляет механическую и химическую переработку пищи для всасывания питательных веществ через стенки пищеварительного тракта и поступление их в кровь и лимфу. В пищеварительном аппарате происходят сложные физико-химические превращения пищи: от формирования пищевого комка в ротовой полости до всасывания и удаления непереваренных ее остатков. Эти процессы осуществляются в результате двигательной, всасывающей и секреторной функций системы органов пищеварения. Все пищеварительные функции регулируются нервным и гуморальным путем. Нервные центры, регулирующие функции пищеварения, находятся в разных отделах головного мозга (продолговатый мозг, гипоталамус и кора головного мозга), а гормоны большей частью образуются в самом желудочно-кишечном тракте.

К выделительным органам относятся почки, кожа, потовые, сальные железы, легкие. Функции почек многообразны:

1) участие в регуляции водного баланса организма;

2) участие в постоянстве ионного баланса;

3) регуляция осмотического давления во внутренней среде организма;

4) поддержание кислотно-щелочного равновесия и др.

Основная функция почек — удаление из организма вредных и чужеродных для него веществ путем образования и выведения мочи. Почки каждую минуту пропускают более 1 литра крови, а всего ими за сутки фильтруется и очищается 1700 л крови. Моча выделяется в количестве 1-1,5 л в сутки. В норме у здорового человека моча содержит только вредные продукты метаболизма и не должна содержать глюкозу и белок.

Наряду с нервной регуляцией функций в организме человека существует гуморальная (гормональная) регуляция с помощью биологически активных веществ — гормонов. Нервная и гуморальная регуляции функций в организме взаимосвязаны. Гормоны в организме человека влияют на следующие процессы:

1) обмен веществ и энергии;

2) рост и развитие;

3) размножение;

4) адаптация.

Гормоны — это биологически активные вещества, вырабатываемые специальными железами внутренней секреции, не имеющими специальных протоков. Они поступают прямо в кровь и регулируют функции органов — мишеней.

Нервная система обеспечивает взаимодействие организма с внешней средой и регулирует работу всех органов и систем организма. Она подразделяется на соматическую и вегетативную, а они, в свою очередь, на центральную и периферическую. Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга. Структурно-функциональной единицей нервной системы является нервная клетка — нейрон. Соматическая нервная система обеспечивает чувствительную и двигательную функции, а вегетативная — иннервирует все внутренние органы и железы, обеспечивая регуляцию питания, дыхания, выделения, размножения.

Особый раздел физиологии занимается изучением материальных основ психической деятельности человека. Он появился благодаря работам И. М. Сеченова и И. П. Павлова, создавших учение о безусловных и условных рефлексах как двух различных формах поведения человека. Безусловные рефлексы — видовые, генетически закрепленные, стереотипные формы поведения человека. Они возникают сразу, не нуждаются в выработке (например, врожденные пищевые и оборонительные рефлексы). Условные рефлексы — индивидуально приобретенные в процессе жизни и обучения приспособительные реакции, возникающие на основе образования временной связи между условным раздражителем и безусловно-рефлекторным актом. Данный раздел науки изучает такие сложные проявления психики человека, как сознание, внимание, память, эмоции, мышление и др. Это высшие психические функции.

Сознание — это высшая форма отражения мозгом человека окружающего мира, передаваемая другим людям в форме слов и символов. Особенностью психических функций человека является наличие речи или 2-й сигнальной системы. Это особые условные рефлексы, вырабатываемые на слово (1-я сигнальная система — это конкретные образцы окружающего мира). Слово—это обобщающий сигнал, заменяющий конкретный предмет, явления. Поэтому И. П. Павлов слово обозначил как "сигнал сигналов" или 2-я сигнальная система. У человека благодаря 2-й сигнальной системе формируется абстрактно-логическое мышление. Речь — это исторически сложившаяся форма общения людей с помощью символов и знаков.

Благодаря высшей нервной деятельности (ВНД) у человека функционируют внимание, память, мышление. Внимание — это сосредоточенность, избирательная, познавательная направленность процессов, нацеленная на определенный объект, значимый в данный момент. Память — это способность мозга запоминать, хранить и воспроизводить полученную информацию. Мышление — это сложнейший вид мозговой деятельности человека в процессе приспособления к новым условиям и решения новых жизненных задач.


literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-030401-istoriya.html
literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-metodi-psihologicheskoj-korrekcii-dlya-specialnosti-05071665-specialnaya.html
literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-opd-r-01-teoriya-i-metodika-obucheniya-russkomu-yaziku-v-starshih-klassah-specialnost.html
literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriografiya-istorii-rossii-specialnost-050401-istoriya.html
literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-pravovedenie.html
literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-napravleniyu-521000-psihologiya-po-specialnosti-020400-psihologiya-sankt-peterburg.html
  • tasks.bystrickaya.ru/09-00-01-ontologiya-i-teoriya-poznaniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-provedenii-respublikanskogo-festivalya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-aprelya-2009-g-v-12-chasov-v-malom-zale-kasimovskogo-dvorca-kulturi-sostoyalos-yubilejnoe-meropriyatie-posvyashennoe-100-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-l-a-malyugina-im.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-po-teme-sistema-vneklassnoj.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravitelstvo-rossijskoj-federacii-postanovlenie-ot-21-marta-2007-g-n-172-o-federalnoj-celevoj-programme-deti-rossii-na-2007-2010-godi-stranica-8.html
  • pisat.bystrickaya.ru/traholyubi-prolog.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-ponedelnik-15-iyunya-lundi.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkurs-im-v-m-smirina-chtobi-uznat-i-sohranit-nuzhno-uvidet-i-polyubit.html
  • write.bystrickaya.ru/generalnaya-konferenciya-mezhdunarodnoj-organizacii-truda.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konsultantplyus-novoe-v-rossijskom-zakonodatelstve-ezhenedelnie-obzori-stranica-38.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pervichnie-i-svodnie-dokumenti-osushestvlyaemij-v-rossii-perehod-ot-administrativno-hozyajstvennoj-sistemi-v-rinochnoj.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-obucheniya-matematike-v-korrekcionnih-klassah-napravlennih-na-razvitie-matematicheskih-sposobnostej-uchashihsya.html
  • studies.bystrickaya.ru/domashnyaya-uchebnaya-rabota-uchashegosya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-nepravomochnosti-mezhdunarodnih-ugolovnih-sudov-programma-afrikanskoj-kulturnoj-revolyucii-115-slovo-k-russkim.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/azastan-respublikasi-auil-sharuashilii-ministrlg-agronerksptk-keshendeg-memlekettk-inspekciya-komitetn-araandi-oblisti-aumati-inspekciyasini.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-11-ohrana-okruzhayushej-sredi-otchet-utverzhden-sovetom-direktorov-oao-tulenergo.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-izdatelstvo-penzenskogo-gosudarstvennogo-universiteta-penza-2003.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ob-odnoj-supruzheskoj-chete-kniga-sostoit-iz-vosmidesyati-treh-rasskazov-v-kotorih-avtor-opisivaet-razlichnie-epizodi.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-vistavka-izdatelskoj-produkcii-novih-informacionnih-tehnologij-produktov-tovarov-i-uslug-katalog-uchastnikov.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pri-vipolnenii-prakticheskoj-raboti-i-kontrolnoj-raboti-obrazovatelnaya-programma-po-predmetu-informatika-i-ikt-dlya-8-9.html
  • bukva.bystrickaya.ru/obpobka-masiviv.html
  • university.bystrickaya.ru/funkcionalno-strukturnie-osobennosti-i-prosodicheskie-sredstva-virazheniya-diskursivnih-elementov-angloyazichnogo-uchebno-nauchnogo-diskursa.html
  • learn.bystrickaya.ru/f-7-socialnaya-politika-utverzhdayu.html
  • credit.bystrickaya.ru/pamyati-zemlyakov-zashitnikov-rodini-stranica-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/mode-video-rezhim-video-acronym-finder-poiskovik-abbreviatur.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/usadba-znamenskoe-sadki-po-novim-arhivnim-materialam.html
  • books.bystrickaya.ru/dr-web-enterprise-suite-shapsha-ondiru-bojinsha-nsau-versiya-0.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-plodovodstvo-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-dlya-zaochnoj-formi-obucheniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-podgotovlen-na-osnove-trebovanij-federalnogo.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-d-s-medovnikov-tehnologicheskaya-modernizaciya-promishlennosti-rossii-otraslevoj-analiz.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/potencialnost-elektrostaticheskogo-polya.html
  • school.bystrickaya.ru/internet-resursi-pervij-kanal-novosti-31-05-2005-15-00-00-11.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rezhimi-raboti-dvigateli-prikaz-nachalnika-glavnogo-upravleniya-grazhdanskogo-vozdushnogo-flota-pri-sovete-ministrov-sssr-.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-13-krajne-maloveroyatnie-prirodnie-riski-a-v-turchin-struktura-globalnoj-katastrofi.html
  • esse.bystrickaya.ru/raspisanie-peredach-iyun-2011-stranica-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.