.RU

Концепция Современного Естествознания - страница 3



25 Ноосфера — современная (по меркам геологического времени) стадия развития биосферы, связанная с появлением в ней человека. Понятие было введено французским математиком и философом Эдуардом Леруа в 1927 году. Сам он подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом — крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом и (одновременно!) католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом. При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922/1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский (1863—1945). С именем Вернадского и связано в первую очередь появление ноосферного учения.

В ноосферном учении Человек предстаёт укоренённым в Природу, а «искусственное» рассматривается как органическая часть и один из факторов (усиливающийся во времени) эволюции «естественного». Обобщая с позиции натуралиста человеческую историю, Вернадский делает вывод о том, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики.

Ноосферу можно охарактеризовать как единство «природы» и «культуры». Сам Вернадский говорил о ней то как о реальности будущего, то как о действительности наших дней, что неудивительно, поскольку он мыслил масштабами геологического времени. «Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние… — отмечает В. И. Вернадский. — Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью социального человека» («Научная мысль как планетарное явление»). Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:

ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;

ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека

см вопрос27.

26 Учение Дарвина как основа материалистической теории антропогенеза. В первой половине XIX в. создаются и теоретические предпосылки для создания научного учения о происхождении человека. Они связаны с развитием в биологии идеи эволюции органических форм (см. 7.4). В свете этой идеи эмпирический материал о древнейшем прошлом человечества получал качественно новое теоретическое толкование. Однако вопросы о происхождении человека выводились за рамки эволюции живого и долго рассматривались в духе согласия с основными религиозными догмами (творение человека Богом). Даже Ламарк не решался довести до логического завершения идею эволюции человека, т.е. до отрицания роли Бога в происхождении человека. Он завершил разбор проблемы происхождения человека в своей «Философии зоологии» словами об ином происхождении человека, чем только лишь от животных.

Возможность последовательно материалистического решения проблемы антропогенеза впервые появилась после создания Дарвином селекционной теории эволюции органического мира. Теория естественного отбора нанесла сокрушительный удар по идеализму, креационизму, телеологизму, явилась одним из важнейших естественно-научных подтверждений материализма, позволила заложить основы естественно-научного понимания антропосоциогенеза.

В 1871 г. вышел в свет труд Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», в котором на громадном фактическом материале (из сравнительной анатомии, зоогеографии, истории, археологии) Дарвин обосновывал два кардинально важных положения: о животном происхождении человека и о том, что современные человекообразные обезьяны представляют собой боковые ветви его эволюции, а человек ведет свое происхождение от каких-то вымерших более нейтральных форм. Хотя идеи Дарвина не были приняты клерикалами и креационистами, подвергались нападкам со стороны священнослужителей и реакционеров самых разных мастей, тем не менее последующее развитие учения о происхождении человека было возможно только в русле естественно-научного, материалистического мировоззрения. «Тот, кто не смотрит, подобно дикарю, на явления природы как на нечто бессвязное, не может больше думать, чтобы человек был плодом отдельного акта творения», — писал Дарвин. После работ Дарвина материалистическое положение о животном происхождении человека стало краеугольным камнем теории антропосоциогенеза.

Поскольку человек — это не только биологическое, но и социальное существо, то его происхождение нельзя свести к действию исключительно биологических факторов эволюции. На определенном этапе в биологическую эволюцию предков человека должен был включиться еще и некоторый надбиологический, социокультурный фактор. Какой же это фактор? Ответ на этот вопрос дал Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». В ее основе лежит идея о том, что труд — не только средство преобразования окружающей среды и удовлетворения потребностей человека, но и средство изменения самого человека. Именно трудовая деятельность является всеобщим основанием человеческого бытия, а вместе с тем и решающим критерием, разграничивающим человека и его животных предков — человекообразных обезьян. Идея о роли труда в происхождении человека и общества не потеряла своего значения и по сей день. Все специалисты по древней археологии, палеоантропологии исходят из представления о решающей роли труда в антропосоциогенезе.

14.2. Предпосылки антропосоциогенеза

14.2.1. Абиотические предпосылки. Каким образом происходило естественное возникновение человека, общества и сознания? Каковы основные закономерности и этапы антропосоциогенеза, этого связующего звена между историей природы и историей общества? Разумеется, мы не знаем всех деталей перехода от биологического к социальному. Но современной наукой уже создана достаточно целостная и стройная общая картина.

Общей предпосылкой возникновения человечества выступило длительное историческое развитие природы. Пьедесталом антропосоциогенеза явилось развитие органического (биологического) мира в его единстве с геологическими, географическими, климатическими, физико-химическими, космическими и другими неорганическими (абиотическими) системами. В соответствии с современной теорией эволюции (см. 12.2), историческое развитие биологических организмов определяется рядом эволюционных факторов (мутационными процессами, популяционными волнами, изоляцией, естественным отбором и др.), включенными во взаимодействие с абиотическими системами природы. Эволюция действует не на отдельного индивида, а на популяцию. Через последовательную смену поколений сохраняются и утверждаются те признаки, которые оказываются удобными в данных условиях среды. Такое взаимодействие абиотических систем с эволюционными факторами определяло предпосылки и протекание антропосоциогенеза.

Абиотические предпосылки антропосоциогенеза лучше всего изучены в том, что касается геологического, географического и климатического фона, на котором возник человек. Меньше изучены космические и физико-химические факторы, которые, безусловно, оказывали большое влияние на процесс антропосоциогенеза.

Становление человека происходило в последний период кайнозойской эры истории Земли, в конце эпохи неогена. Геологические процессы — важная часть абиотической среды, изменения которой определяли развитие органических видов. Геологические предпосылки антропосоциогенеза включают в себя оледенения и потепления, усиленный вулканизм, сейсмические и тектонические процессы, повышение уровня радиоактивности (в результате землетрясений, горообразований, тектонических разломов коры и др.), изменение магнитного поля Земли (за последние 5 млн лет магнитные полюсы Земли менялись 4 раза) и т.д.

Географические предпосылки .включают в себя прежде всего изменения очертаний материков и морей. Так, еще в плейстоцене Британские острова соединялись с Европой, острова Малайского архипелага с Азиатским континентом, Азиатский континент с Американским и др. Это способствовало миграции животных, расселению их на Земле.

27Экологоия- биологическая наука изучающая организацию и функционирование

недоорганизменных систем различных уровней популяций видов биоцинозов экосистем взаимоотношение организмов с окружающей средой и проблемы взаимодействия человека и биоcферы.


Биосфера- оболочка Земли, состав, структура и энергетика, которой обусловлены прошлой или современной деятельностью живых организмов.Охватывает части литосферы атмосферы и гидросферы к. взаимосвязаны сложными миграции вещества и энергии.

Охватывает следующие аспекты:

Живое

Биогенное вещество(каменный уголь ,нефть, известняк)

Бионосное вещество(почти вся вода, почва, кора выветривания)

Особое место занимает ноосферный аспект, изучающий глобальные эффекты воздействия человечества ,через созданную им техносферу на структуру и химию. Это разработка новых полезных ископаемых(чистый алюминий,железо и металлы),осушение болот, распашка целинных земель и тд.

Поскольку отрицательное влияние техносферы возврастает необходимо принимать усилия по целеноправленому формированию гармоничной ноосферы.

Техносфера-совокупность всех функционирующих и старых недействующих объектов и всех продуктов деятельности, возникающих на Земле и в Космосе.

Это-изменение химического состава воды, почвы, атмосферы, земной коры и тд.

Техносфера - это пространственно-временная система социально -организованной тех форм материи-техники управляемой ей технологической формой движения, призванных компенсировать интеллектуальные и потенциальные потенции человека.

Техносфера не только постепенно формирует искусственную среду обитания, но и

Становится физиологической системой общества осуществляющей вещественно-энергетический обмен с окружающим миром. Подчиняется законам развития.

Неосознанное обществом саморазвитие техносферы привело к ряду крупномаштабных негативных последствий.(экологические бедствия связанные с деятельностью человека)

Техносфера развивалась стихийно.

В связи с этим в будущем должно осуществляться научно обоснованное развитие техносферы, как составной части гармоничной ноосферы. Это вызовет значительное возрастание количества объектов тех.творчества и появление принципиально новых классов задач совершенствование и преобразованию сложных комплексов тех систем, решаемых с учётом ограничений и требований нормального существования биосферы и человека.

literatura-bazovaya-uchebnaya-disciplina-formiruyushaya-duhovnij-oblik-i-nravstvennie-orientiri-molodogo-pokoleniya-ej-prinadlezhit-vedushee-mesto-v-emocionalnom-intellektualnom-i-esteticheskom-razvitii-shkolnika.html
literatura-bernshtejns-b-ocherk-sravnitelnoj-grammatiki-slavyanskih-yazikov-m-1961.html
literatura-bidermejera-v-germanii-xix-veka-stranica-4.html
literatura-blum-f-mozg-razum-povedenie-f-blum-a-lejzerson-l-hofstedter-m-mir-1988-246-s-bolezni-serdca-i-sosudov-ruk-dlya-vrachej-v-4-h-t-t-1.html
literatura-bolshakov-a-m-cherepov-e-m-i-dr-okompleksnoj-gigienicheskoj-ocenke-sostoyaniya-okruzhayushej-sredi-i-ee-vliyaniya-na-zdorove-naseleniya-gigiena-i-sanitariya-1999-2-s-47.html
literatura-bragin-v-osakovskij-v-ocenka-estestvennogo-urovnya-bezrabotici-v-rossii-v-1994-2003-gg-empiricheskij-analiz-voprosi-ekonomiki-2004-3-s-95-104.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-predposilki-poyavleniya-plana-barbarossa-urok-po-novejshej-istorii-rossii-problema-vozmozhnosti-preventivnogo.html
  • learn.bystrickaya.ru/glavnij-vrach-ivashova-irina-stanislavovna-tel-23-47-65-flag-leninskogo-rajona-geograficheskoe-polozhenie-leninskogo.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/utverzhden-postanovleniem-administracii-oblasti-stranica-2.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-na-seminare-treninge.html
  • assessments.bystrickaya.ru/deti-vhodyat-pod-muziku-noktyurna-i-sadyatsya-na-stulchiki-stoyashie-u-centralnoj-steni-polukrugom-vedushij.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tom-tit-tot-timoti-roderik-misterii-temnoj-luni.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-urokov-literaturi-prikaz-ot-2010-god-rabochaya-programma-po-predmetu-russkaya.html
  • spur.bystrickaya.ru/kollekciya-zapadnoevropejskoj-zhivopisi-problemi-atribucii-i-sistematizacii.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/principi-puti-voina-primechanie-udobnee-chitat-s-vklyuchyonnoj-shemoj-dokumenta.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-magistraturu-po-napravleniyu-230700-prikladnaya-informatika-ekaterinburg.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vibor-uprazhnenij-styuart-makrobert.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-chetirnadcataya-rasskazannaya-denisom-belovim-v-kotoroj-chitatel-s-chernogo-hoda-popadaet-v-tainstvennij-labirint-i-ubezhdaetsya-v-visokih-sluzhebno-rozisknih-kachestvah-chudesnih-sobak-porodi-rotvejler.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakonodatelstvo-vas-idet-v-obhod-vedomosti-gazeta-moskva-aleksandr-muranov29-04-2011-7-stranica-5.html
  • school.bystrickaya.ru/krioelektronika.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obyasnitelnim-issledovaniem-rich-r-k-politologiya-metodi-issledovaniya-per-s-angl-predisl-a-k-sokolova.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-vii-iogann-gottlib-fihte.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rezultati-auditorskoj-proverki-pravila-podachi-zayavki-na-grant-chto-takoe-granti-i-zayavki-na-nih.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnomu-kursu-sravnitelnoe-pravovedenie.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-tema-arhimedova-sila.html
  • crib.bystrickaya.ru/innovacionnaya-deyatelnost-kak-faktor-razvitiya-regionalnoj-sistemi-obrazovaniya-leningradskoj-oblasti.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-discipline-obshee-bibliotekovedenie.html
  • bukva.bystrickaya.ru/noch-muzeev.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/operacij-s-ponyatiyami.html
  • control.bystrickaya.ru/brnsh-ret-engzlgen-lekciya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/stroitelstvo-i-ustanovka-naplavnih-sooruzhenij-pravila-vvodyatsya-v-dejstvie-s-01-07-97g.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-nyuhtilin-shpargalki-po-filosofii-chast-39.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-strannoe-polutisyacheletnee-otsutstvie-zolotoj-moneti-v-evrope-viiixiii-vekov-anatolij-timofeevich-fomenko-gleb-vladimirovich-nosovskij.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/portfolio-uchashihsya-kak-sredstvo-realizacii-kompetentnostnogo-podhoda-v-obuchenii-uchashihsya-anglijskomu-yaziku-v-starshej-shkole.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-11-statistika-proizvoditelnosti-truda-lekciya-1-3.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/mitropolit-andrej-sheptickij-i-uniatskaya-cerkov-v-rossii-v-godi-pervoj-mirovoj-vojni-19141918-gg.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sovet-upravlyayushih-programmi-organizacii-obedinennih-nacij-po-naselennim-punktam-distr-limited.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-mer-oblastnogo-centra-nameren-uporyadochit-rabotu-marshrutok-s-pomoshyu-regionalnogo-zakona.html
  • grade.bystrickaya.ru/ocenka-rezultatov-uchebnoj-deyatelnosti-uchashihsya-po-uchebnomu-predmetu-okruzhayushij-mir.html
  • tests.bystrickaya.ru/kultura-rossii-xvii-v-31-o-n-zhuravleva-testovie-zadaniya-istoriya-rossii-10-klass-uchebnoe-posobie.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-voprosi-funkcii-vidi-i-formi-kontrolya-znanij-obuchayushihsya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.