.RU

Концепция проекта федерального закона «Об обязательном экологическом страховании»






Часть 1. Концепция проекта федерального закона «Об обязательном экологическом страховании»


CОДЕРЖАНИЕ


1. Методологические основы разработки проекта Федерального Закона «Об обязательном экологическом страховании»

2. Правовые основы разработки проекта Федерального Закона «Об обязательном экологическом страховании»

3. Организационные основы создания системы обязательного экологического страхования в Российской Федерации

4. Концептуальные основы проекта Федерального Закона «Об обязательном экологическом страховании»


^ 1. Методологические основы разработки проекта Федерального Закона «Об обязательном экологическом страховании»

На сегодняшний день в Российской Федерации отсутствует эффективная система предупреждения и возмещения вреда, причиненного окружающей среде. Практически не используются экономические механизмы в сфере природопользования и охраны окружающей среды, предусмотренные рядом международных и российских нормативно-правовых актов в рамках создания и внедрения концепции устойчивого развития государства.

В сфере природопользования, охватывающей целый ряд отраслей, непосредственно связанных с освоением, добычей и использованием природных ресурсов, а также в результате иной хозяйственной деятельности, либо вследствие негативного воздействия природных явлений, стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф, может быть нанесен значительный ущерб окружающей среде, а также причинены убытки государству как собственнику природных ресурсов, вред жизни и здоровью населения, имуществу физических и юридических лиц. Ликвидация последствий причиненного ущерба в настоящее время осуществляется либо за счет бюджетных ассигнований, либо не осуществляется вовсе. В связи с этим хозяйственная деятельность предприятий природоресурсных отраслей, создающих опасность для окружающей среды и здоровья населения, нуждается в создании резервов финансовых средств для обеспечения гарантий возмещения вреда на случай его причинения окружающей среде, государству и третьим лицам.

Одним из эффективных экономических инструментов охраны окружающей среды и регулирования хозяйственной деятельности в сфере природопользования может стать страхование, способное выполнять превентивную, контролирующую, социальную, компенсаторную и инвестиционную функции. Использование механизма страхования в сфере природопользования и охраны окружающей среды позволит сократить бюджетные ассигнования на предупреждение и ликвидацию негативных последствий хозяйственной деятельности на окружающую среду, снизить риск возникновения чрезвычайных ситуаций путем проведения превентивных (предупредительных) мероприятий, создать дополнительные внебюджетные источники финансирования долгосрочных целевых инвестиций, направленных на проведение не только предупредительных, но также восстановительных мероприятий, в первую очередь на восстановление природных ресурсов и охрану окружающей среды.

Федеральное законодательство, действующее в сфере природопользования и охраны окружающей среды, предусматривает ответственность субъектов хозяйственной деятельности за нарушение норм и правил природопользования и возмещение ущерба, нанесенного окружающей среде, имуществу и здоровью населения, однако в большинстве случаев не предоставляет конкретного механизма компенсации причиненного вреда.

В настоящее время в России не создано благоприятных условий, стимулирующих интенсивный рост и развитие страхования в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в связи с чем у российских страховых компаний отсутствуют реальные возможности обеспечивать полноценной страховой защитой риски по крупным объектам природопользования, в особенности экологические риски в полном объеме ожидаемого ущерба.

Основными задачами в области развития страхования в сфере природопользования и охраны окружающей среды являются:

развитие страхового механизма защиты имущественных интересов государства как собственника природных ресурсов, граждан и юридических лиц от убытков, причиняемых в результате нерациональной хозяйственной деятельности и загрязнения окружающей природной среды;

создание механизма аккумулирования финансовых средств для их целевого использования на реальное возмещение ущерба, причиняемого здоровью и имуществу физических и юридических лиц в результате негативного воздействия загрязненной окружающей среды, на восстановление качества природных ресурсов и потребительских свойств окружающей природной среды, а также на проведение превентивных (предупредительных) мероприятий, в том числе природоохранных;

создание законодательного механизма обеспечения предоставления финансовых гарантий компенсации вреда окружающей среде посредством использования механизма страхования при осуществлении деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

создание финансовых, экономических и других условий, стимулирующих развитие страхования в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

^ Система экологического страхования и перспективы ее развития в Российской Федерации

Действующее на сегодняшний день законодательство в сфере охраны окружающей среды определяет, что «экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков».

За десятилетие, прошедшее с начала 90-х годов, была проведена значительная работа по развитию экологического страхования всеми заинтересованными структурами: министерствами и ведомствами, специально уполномоченными в вопросах охраны окружающей среды и природопользования, научными организациями, страховыми компаниями, а также этими же специалистами в рамках рабочих групп соответствующих комитетов Государственной Думы и Совета Федерации Российской Федерации.

За этот период было разработано несколько вариантов законопроектов и нормативных правовых документов об экологическом страховании, в том числе на федеральном уровне. Также в конце 90-х годов на уровне субъектов федерации были разработаны и приняты законы, базирующиеся в целом на принципах и подходах, используемых федеральным законом об опасных производственных объектах. Это законы «Об экологическом страховании», принятые в Нижегородской и Ульяновской областях.

В целом в разработанных проектах под экологическим страхованием понимается страхование гражданской ответственности предприятий – источников повышенной экологической опасности за причинение убытков третьим лицам, вызванных аварийным загрязнением окружающей природной среды.

В первую очередь речь идет о страховании ответственности за причинение вреда, и во-вторых, за причинение вреда в результате именно загрязнения окружающей среды. Причем, загрязнения в основном химическими веществами и преимущественно только атмосферного воздуха и водной среды, а также загрязнения территории путем размещения на ней отходов. Тогда как не меньший вред здоровью человека и экосистемам может причинить радиационное, шумовое, электромагнитное, температурное, световое, вибрационное, воздействие неприятными запахами, или иные физические, химические, биологические вредные воздействия на окружающую природную среду, которые в практике страхования вообще не встречаются.

Например, для добычи углеводородов технологически необходима закачка в пластовые горизонты больших объемов воды, что может привести к подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, карстообразованию. Функционирование крупных техногенных объектов, таких как гидроэлектростанции, теплоэлектростанции, теплоцентрали, может привести к необратимым нарушениям в естественных экосистемах, что непосредственно не связано с процессами загрязнения.

Это же касается и сферы природопользования. Так, деятельность недропользователя, производящего выборочную отработку наиболее прибыльных участков месторождений полезных ископаемых, может привести к порче месторождения и созданию ситуации, исключающей возможность дальнейшего пользования недрами. К этим страховым случаям может быть применено страхование гражданской ответственности пользователя природных ресурсов или эксплуатирующей организации за причинение вреда окружающей природной среде в процессе эксплуатации, а не за причинение вреда в результате ее загрязнения.

Зачастую встречается причинение убытков в результате невыполнения природопользователем договорных условий при недропользовании, лесопользовании, водопользовании, землепользовании. Этот страховой случай также может быть застрахован, но уже не как гражданская ответственность за причинение вреда, а как договорная ответственность природопользователя по ст.932 ГК РФ.

На Алтае и в Саянах Международным фондом снежного барса в конце 90-х годов было проведено страхование с целью сохранения ирбисов – снежных барсов, занесенных в Красную книгу. Объектом страхования являлся риск утери домашних животных (коров, коз), которые могли быть подвергнуты нападению барсов в селениях, попадающих в ареалы распространения этих животных. Начиная с 50-х гг. ирбисы лишились кормовой базы из-за сокращения численности горных козлов в результате охоты на них населения и сокращения их местообитаний в результате прокладки автотрассы и затопления Саяно-Шушенского водохранилища. В результате страхования коров и коз за убитое ирбисом животное население получало компенсацию, в связи с чем отстрел ирбисов практически прекратился, решив таким образом задачу сохранения краснокнижных животных.

Эти примеры свидетельствуют об отсутствии системного подхода в организации страхования экологических рисков при формировании законодательной базы. До настоящего времени не создана целостная система страхования экологических рисков в сфере природопользования, и теоретически не проработаны все имеющиеся возможности применения страхового механизма в этой сфере.

В то же время создание целостной и эффективно действующей системы страховой защиты имущественных интересов государства, физических и юридических лиц от экологических рисков невозможно без разработки концепции страхования экологических рисков в сфере природопользования и охраны окружающей среды и законодательной базы для его реализации.

Основной проблемой в развитии экологического страхования, на наш взгляд, является отсутствие системного подхода к рассмотрению экологического страхования в целом.

Именно поэтому на сегодняшний день:

- отсутствуют единые подходы к экологическому страхованию, которые бы полностью разделяли ученые, государственные чиновники, экологи, страховые организации;

- действующее законодательство представлено фрагментами экологического страхования, зачастую прописанного таким образом, что оно не может осуществлять свое предназначение в полной мере или вообще находится не в рабочем состоянии, так как не соответствует действующему страховому законодательству. Так, статьи ФЗ №116 и №117 об обязательном страховании ответственности за вред при эксплуатации опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений фактически не являются обязательным требованием, так как в соответствии с ФЗ «Об организации страхового дела» для осуществления обязательного страхования необходим отдельный специальный закон об обязательном страховании ответственности тех или иных субъектов или иной закон;

- нормотворческая деятельность по вопросам экологического страхования разбросана по различным государственным структурам и ведомствам, ведущие специалисты которых зачастую не знают о существующих и ведущихся наработках в этой области.

Все эти проблемы и послужили толчком для осмысления экологического страхования как системы и разработки новых подходов к созданию эффективной системы экологического страхования.

Эти подходы основаны на следующих основных положениях:

1. Экологическое страхование рассматривается в рамках общей или универсальной экологии.

Общая (универсальная) экология - наука о тактике и стратегии сохранения и стабильного развития жизни на Земле. Она обобщает всю экологическую информацию, поступающую из всех разделов экологии, и на основе анализа этих данных и моделирования развития экологической ситуации на планете способствует принятию научно и логически обоснованных решений, касающихся реализации стратегических планов развития цивилизации.

2. Под экологической системой понимается совокупность совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом, образующих систему взаимообусловленных биотических и абиотических явлений, т.е. природные единицы, в которые входят комплекс организмов и весь комплекс физических факторов - факторы обитания в самом широком смысле.

3. Под экологическим риском (с использованием терминологии общей экологии) – вероятность наступления неблагоприятного для экологической системы события, следствием которого являются нарушение гомеостаза экологической системы, снижение ее резистентности или ее деструкция.

Экологическим риском (без использования специальной экологической терминологии) является вероятность наступления неблагоприятного для экологической системы события, следствием которого является нарушение динамически подвижного равновесия экосистемы, функциональной саморегуляции во всех звеньях ее структуры, снижение ее сопротивляемости и устойчивости к воздействию различных факторов или разрушение ее структуры.

Неблагоприятным для экологической системы событием является любое воздействие на окружающую среду и природные ресурсы, включая хозяйственную и иную деятельность, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды, ее отдельных компонентов и природных ресурсов.

Экологические риски могут сопутствовать любому из технических, технологических, природопользовательских, природных рисков. Экологические риски могут быть вызваны как аварийным, так и постепенным загрязнением природной среды, или иным негативным воздействием, в том числе на природные ресурсы и природные объекты, вследствие технической аварии или технологического сбоя, воздействия природных процессов, стихийных бедствий и катастроф. В результате этого возможно изменение качественных и количественных характеристик компонентов окружающей природной среды и природных ресурсов. Таким образом, главным признаком экологического риска можно считать вероятность неблагоприятных последствий для компонентов окружающей природной среды и природных ресурсов, выраженных в имущественных потерях государства, физических и юридических лиц.

Технические и технологические риски проявляются в форме аварий и сбоев в технологическом цикле. Технические и технологические риски в сфере природопользования и охраны окружающей среды сопряжены со случайным и непреднамеренным нарушением технологических норм добычи или переработки природных ресурсов, правил эксплуатации добывающих и перерабатывающих предприятий, технологическими сбоями на очистных сооружениях и гидротехнических сооружениях, техническими поломками оборудования и иными причинами (выход из строя машин и оборудования, работа персонала без достаточной квалификации, халатность в исполнении обязанностей и др.).

Катастрофические риски связаны с проявлением стихийных сил природы, воздействием климатических и метеорологических факторов и условий, подвижностью земной коры (извержения вулканов, ураганы, цунами, землетрясения, паводки и наводнения, лесные пожары и др.), а также с антропогенной деятельностью, сопряженной с причинением значительного вреда (лесные пожары, крупные аварии на гидротехнических сооружениях и иных опасных производственных объектах, экологические, ядерные, космические катастрофы и др.).

Предпринимательские, финансовые, инвестиционные, инновационные риски в сфере природопользования и охраны окружающей среды могут быть связаны с вероятностью финансовых потерь в предпринимательской деятельности, например, в результате несоответствия информации о прогнозных условиях добычи и использования природных ресурсов фактическим данным, или с вероятностью финансовых потерь в результате совокупного действия всех факторов, определяющих различные виды рисков.

Загрязнение окружающей природной среды – поступление в окружающую среду вещества и энергии, оказывающих на нее негативное воздействие. Таким образом, загрязнение это только часть из всего объема негативных воздействий.

4. Экологическое страхование (в широком смысле) – использование механизма страхования для защиты от экологических рисков.

^ Система интересов различных субъектов в сфере экологии

Так как существуют различные формы и способы реализации страховой защиты (путем создания специальных международных экологических фондов, государственных экологических фондов, проведения страхования обществами взаимного страхования, страхование коммерческими организациями и др.), необходимо определить рамки рассмотрения экологических рисков для целей страхования. Это возможно сделать на основе определения системы интересов различных субъектов в сфере экологии, которые основаны на взаимодействии субъектов с окружающей природной средой, балансе между потреблением ресурсов окружающей природной среды и ответственностью за их сохранность.

С точки общей зрения экологии национальные интересы выражаются в необходимости обеспечения будущих поколений населения России благоприятными для развития условиями существования, что выражается в сохранении и поддержании качества окружающей природной среды, пригодной для жизнедеятельности населения, а также в сохранении необходимых для жизнедеятельности природных ресурсов.

Национальные интересы во многом представляют собой интересы общества в целом, в связи с чем они могут защищаться не только законодательством России, но и международным законодательством.

При наличии и проведении обоснованной государственной политики в области экологии, которая должна быть направлена на обеспечение национальных интересов, все экономические механизмы, задействованные в реализации такой политики в комплексе будут являться механизмом реализации защиты национальных интересов.

Государственные интересы в сфере экологии выражаются в обеспечении граждан России благоприятными условиями жизнедеятельности и в рациональном использовании природных ресурсов при реализации функций государства (экономической, социальной, внешнеполитической и др.).

Интересы отдельных субъектов Российской Федерации в сфере экологии выражаются в обеспечении населения определенного субъекта России (региона, области, района, населенного пункта) благоприятными условиями жизнедеятельности и в рациональном использовании природных ресурсов при реализации государственных задач с учетом экологической специфики субъекта.

Интересы хозяйствующих субъектов в сфере экологии представлены двумя группами:

А) интересы хозяйствующих субъектов, которые являются непосредственными пользователями природных ресурсов, выражаются в достижении собственных экономических выгод от природопользования при условии обеспечения рационального использования природных ресурсов, их сохранности в период пользования, проведении работ, направленных на возможное восстановление использованных ресурсов или приведение территории пользования природных ресурсов в состояние максимально приближенное к моменту начала пользования.

Б) интересы хозяйствующих субъектов, которые являются потенциальными причинителями вреда экосистемам - выражаются в достижении собственных экономических выгод от деятельности с источниками повышенной опасности для экосистем при условии возмещения вреда, который может быть причинен экосистемам в результате деятельности хозяйствующего субъекта или при наступлении события, не зависящего от хозяйствующего субъекта, но по причине которого деятельностью хозяйствующего субъекта может быть причинен вред экосистемам.

Интересы конкретных граждан в сфере экологии выражаются в их потребности осуществлять свою жизнедеятельность в благоприятных условиях и поддерживать пригодное для жизнедеятельности качество окружающей среды, сохранять баланс связанных с ним экосистем.

^ Инструменты, регулирующие взаимодействие различных субъектов с окружающей природной средой. Источники формирования совокупного страхового фонда

По различным причинам на сегодняшний день наши ученые, законодатели и специалисты ограничивают понятие страховой защиты и сводят его только к страхованию, осуществляемому коммерческими страховыми компаниями. В связи с чем, механизм в страховой защиты не только не используется должным образом, особенно в системе безопасности страны, но и тормозит развитие страхового рынка в целом.

В широком смысле слова страховая защита представляет собой экономическую категорию, отражающую совокупность распределительных и перераспределительных отношений по поводу преодоления или возмещения потерь, наносимых объектам и субъектам процесса общественного воспроизводства стихийными бедствиями и другими неблагоприятными событиями.

Страховая защита материализуется в совокупности специально резервируемых ресурсов в виде материальных и (или) денежных средств, за счет которых производится возмещение потерь. Предназначенные для этой цели резервы материальных или денежных ресурсов представляют собой совокупный страховой фонд. Страховой фонд является частью совокупного общественного продукта. Потребность в страховой защите конкретизируется в страховых интересах.

Инструментами, регулирующими взаимодействие субъектов с окружающей природной средой на уровне национальных интересов в сфере экологии, являются:

долгосрочная государственная политика в сфере экологии (национальная доктрина или стратегия);

вся система нормативно-правовых актов в сфере экологии, выстроенная в соответствии с долгосрочной государственной политикой;

международные соглашения и другие международные нормативно-правовые акты, ратифицированные Россией.

Источниками формирования совокупного экологического страхового фонда для преодоления экологических рисков в сфере национальных интересов могут быть:

1) все экологические страховые фонды, сформированные в рамках действующего законодательства России, государством, хозяйствующими субъектами, страховыми компаниями;

2) международные экологические фонды.

Инструментами, регулирующими взаимодействие субъектов с окружающей природной средой на уровне государственных интересов в сфере экологии, являются:

1) государственные долгосрочные и краткосрочны планы социально-экономического развития;

2) законодательство по вопросам экологии, разработанное в соответствии с государственными долгосрочными и краткосрочными планами социально-экономического развития;

Источниками формирования совокупного страхового фонда для преодоления экологических рисков в сфере государственных интересов могут быть:

1) целевые средства государственного бюджета;

2) ресурсы специально создаваемых государством (или отдельными министерствами, ведомствами) экологических или иных фондов, направленных на реализацию государственных интересов в сфере экологии;

3) ресурсы фондов и резервов, создаваемых хозяйствующими субъектами (самострахование);

4) резервы страховых компаний в части, сформированной по страхованию от экологических рисков

Инструментами, регулирующими взаимодействие субъектов с окружающей природной среды на уровне интересов отдельных субъектов Российской Федерации в сфере экологии в целом аналогичны инструментам, перечисленным в перечне государственных интересов, за исключением добавления нормативно-правовых актов в сфере экологии, учитывающих специфику конкретного субъекта Российской Федерации.

В перечень источников средств совокупного страхового фонда, обеспечивающих реализацию интересов отдельных субъектов Российской Федерации может быть добавлено создание органами государственной власти субъектов специальных экологических фондов или резервов.

Инструментами, регулирующими взаимодействие с окружающей природной средой на уровне интересов хозяйствующих субъектов, которые являются непосредственными пользователями природными ресурсами в сфере экологии является законодательство в сфере природопользования, регламентирующее деятельность природопользователей: условия пользования природными ресурсами, договорные отношения или права собственности, ответственность за нарушение условий договора и иных условий пользования, вопросы страхования, а также защиту или гарантии хозяйствующим субъектам при негативном воздействии природных сил. Такими нормативно-правовыми актами являются Водный Кодекс, Лесной Кодекс, Кодексах о недрах и др., а также все нормативно-правовые акты, конкретизирующие вопросы, изложенные в Кодексах.

Источниками совокупного страхового фонда для обеспечения интересов хозяйствующих субъектов, которые являются непосредственными пользователями природными ресурсами могут быть:

1) средства самостоятельно сформированных резервов, направленных на выполнение условий договора о пользовании природными ресурсами (самострахование);

2) резервы, сформированные участием природопользователей в обществах взаимного страхования;

3) резервы коммерческих страховых компаний в части, сформированной за счет средств природопользователей по таким видам страхования как страхование непосредственно природных объектов, а также страхование договорной ответственности.

4) средства региональных или федерального бюджета при возникновении чрезвычайной ситуации и недостаточности средств вышеуказанных резервов.

Инструментами, регулирующими взаимодействие с окружающей природной средой на уровне интересов хозяйствующих субъектов, которые являются потенциальными причинителями вреда экосистемам является законодательство, регламентирующее ответственность хозяйствующих субъектов в части возмещения вреда, который они могут причинить окружающей природной среде, юридическим и физическим лицам в результате своей деятельности, при чем в сферу экологического страхования попадает не вся ответственность перед третьими лицами, а только ответственность за вред, который причиняется экологической системе в целом или ее существенным компонентам.

Источники совокупного страхового фонда для обеспечения интересов хозяйствующих субъектов, которые являются потенциальными причинителями вреда экосистемам аналогичны перечню источников для обеспечения интересов хозяйствующих субъектов, которые являются непосредственными пользователями природными ресурсами.

Инструментами, регулирующими взаимодействие с окружающей природной средой на уровне интересов граждан России в сфере экологии является:

1) законодательство, регламентирующее природопользовательскую деятельность граждан и ответственность граждан за сохранность окружающей природной среды;

2) законодательство, защищающее граждан от негативного воздействия последствий реализации экологических рисков;

3) законодательство, защищающее граждан от воздействия природных сил (стихии).

Источниками совокупного страхового фонда для обеспечения интересов граждан в сфере экологии могут быть:

1) средства федерального и/или регионального бюджетов;

2) государственные резервы на случай наступления чрезвычайных ситуаций;

3) резервы коммерческих страховых компаний, сформированные за счет взносов граждан;

4) личные сбережения граждан.

Таким образом, в соответствии с вышеизложенной системой интересов различных субъектов в сфере экологии источниками средств для создания совокупного страхового фонда в широком смысле слова могут быть:

- средства федерального бюджета;

- средства региональных и местных бюджетов;

- средства государственных внебюджетных экологических фондов;

- средства резервов и фондов, самостоятельно создаваемых хозяйствующими субъектами (самострахование);

- участие хозяйствующих субъектов в обществах взаимного страхования;

- страховые взносы хозяйствующих субъектов и граждан в резервы коммерческих страховых компаний;

- личные сбережения граждан.

^ Основные виды экологического страхования в системе коммерческого страхования

В системе коммерческого страхования может быть рассмотрено страхование экологических рисков, которое удовлетворяет следующим критериям:

1) наличие возможности установления договорных отношений в соответствии с действующим законодательством, так как для заключения договоров страхования обязательно наличие двух сторон: страховой организации (страховщика) и стороны, с которой заключается договор и имущественные интересы которой защищаются договором страхования (страхователя);

2) наличие объективного имущественного интереса юридического или физического лица, который представляет заинтересованность владельца (арендатора) материальных или нематериальных ценностей (благ) в сохранении, улучшении (приумножении), восстановлении или замене их при возможном наступлении страхового случая и в наличии источника средств для этих целей;

3) риск должен носить случайный характер. Объект, по отношению к которому возникает страховое правоотношение, характеризуется неустойчивым, временным типом связи и не должен подвергаться опасности, которая заранее известна страховщику или собственнику объекта страхования. При этом всем сторонам, участвующим в договоре страхования, заранее не известны конкретное время страхового случая и возможный размер причиненного ущерба;
4) случайность проявления данного риска следует соотносить с массой однородных объектов. С этой целью организуется соответствующее статистическое наблюдение, анализ данных которого позволяет установить адекватную прогнозу страховую премию. Данные статистики позволяют судить о закономерности проявления риска применительно к совокупности однородных объектов;
5) наступление страхового случая, выраженное в реализации риска, не должно быть связано с волеизъявлением страхователя или иного заинтересованного лица. Нельзя принимать на страхование риски, которые связаны с умыслом страхователя (спекулятивные риски);
6) факт наступления страхового случая не известен во времени и пространстве;
7) существует возможность проведения оценки экологического риска и последствий его реализации.

В системе рассматриваемых интересов в сфере экологии основными группами, в которых возможно осуществление непосредственно страховой защиты коммерческими страховыми организациями, являются:

1) хозяйствующие субъекты, которые являются непосредственными пользователями природными ресурсами;

2) хозяйствующие субъекты, которые являются потенциальными причинителями вреда экосистемам;

3) граждане Российской Федерации;

4) органы государственной власти или их представители, уполномоченные на заключение договоров страхования.

Для хозяйствующих субъектов, являющихся пользователями природных ресурсов основанием возникновения страхового имущественного интереса могут стать:

1) вред, причиненный непосредственно используемому природному объекту (недрам, лесу, водному объекту, почве) при осуществлении природопользовательской деятельности. При чем здесь возможны два варианта:

- вред, причиненный природному объекту непосредственно пользователем природных ресурсов. Данный вид вреда может стать предметом имущественного интереса, так как его можно возложить посредством договора пользования на природопользователя, и предусмотреть обязанность пользователя страховать свою ответственность за причинение вреда природному объекту. В этом случае речь может идти о таких видах страхования, как: страхование ответственности водопользователей, страхование ответственности недропользователей, страхование ответственности лесопользователей. На сегодняшний день у некоторых страховых компаний существуют наработки по проведению этих видов страхования, учитывающие специфику видов природопользования. Но в целом страхование подобных субъектов пока сводится к страхованию общегражданской ответственности;

- вред, причиненный используемому в хозяйственной деятельности природному объекту, внешними источниками (стихийными бедствиями, пожарами, противоправными действиями третьих лиц и т.д.) По общегражданскому праву данный риск возлагается на собственника природного объекта, так что застраховать данную категорию рисков может только собственник природного объекта или арендатор, если такое условие будет предусмотрено договором аренды. В этом случае возможно страхование объекта природопользования как объекта страхования имущества. Страхование природного объекта как имущества является на сегодняшний день дискуссионным вопросом. В рамках Пилотного проекта по страхованию участков лесного фонда, проводимого Министерством природных ресурсов в 2002 году, были разработаны Методические рекомендации по страхованию участков лесного фонда, которые позволяли оценить участок лесного фонда, переданный в аренду лесопользователю и застраховать арендуемый участок лесного фонда как имущественный комплекс. Что касается страхования как имущественного комплекса таких природных объектов как недра, водные объекты, то в этом направлении еще предстоит поработать и определить целесообразность использования механизма коммерческого страхования таких объектов.

2) убытки, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора аренды природного объекта или договора, на основании которого осуществляется природопользование. Условиями договора, на основании которого природный объект предоставляется в пользование, может быть предусмотрено проведение природопользователем восстановительных работ (например, финансирование и проведение работ по лесовосстановлению или осуществление рекультивации земель после окончания добычи полезных ресурсов и т.п.). Ответственность за неисполнение условий договора пользования природными ресурсами может быть застрахована в соответствии со ст. 932 ГК РФ, но при условии регламентации страхования такой ответственности соответствующими специальными нормативно-правовыми актами. Так, например, в Лесном Кодексе может быть предусмотрена статья об ответственности арендаторов за проведение лесовосстановительных работ в определенном объеме, а также требование об обязательном страховании ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение этого условия договора. Такие ключевые моменты с точки зрения рационального использования природных ресурсов, связанные со спецификой разных видов природопользования, должны быть строго регламентированы нормативно-правовыми актами и, при необходимости, усилены страхованием, выполняющим в том числе и администрирующую функцию.

3) необходимость осуществления затрат на восстановление природного объекта или осуществление иных необходимых затрат, которые могут быть возложены на природопользователя, могут быть застрахованы и по договорам страхования финансовых рисков. Данный вид страхования является другой стороной вида страхования, описанного в предыдущем пункте. Разница состоит в том, что в этом случае природопользователь страхует свой риск невозможности выполнить обязательства по договору о пользовании природным объектом и рассчитывает на получение страховой выплаты, направленной на компенсацию его возможных расходов и затрат. Этот вид страхования сродни имущественному страхованию и его развитие зависит от усиления требований к природопользователям по несению необходимых расходов в связи со своей деятельностью и осуществлению надлежащего контроля за их выполнением.

4) в случае если природопользователь будет являться одновременно и источником повышенной опасности для окружающей природной среды - вред, причиненный окружающей природной среде (а не только природному объекту). Такая обязанность может быть возложена на пользователя природного объекта договором пользования и ее осуществление возможно в виде страхования гражданской ответственности за вред, причиненный окружающей природной среде.

Основой возникновения имущественных страховых интересов хозяйствующих субъектов, которые являются потенциальными причинителями вреда экосистемам является вред, который может быть причинен природным объектам, в результате деятельности субъектов как источников повышенной опасности, а также вред, причиненный юридическим и физическим лицам последствиями реализации экологических рисков. До сих пор под экологическим страхованием подразумевалось только страхование, основанное на этой группе имущественных интересов. Причем действующее законодательство, в котором были отражены вопросы осуществления этих видов экологического страхования, включало только отдельные виды источников повышенной опасности, тем самым, с одной стороны, развивая экологическое страхование для определенных объектов, а с другой стороны – препятствуя развитию экологического страхования, так как рамки его проведения устанавливались несколькими отдельными нормативно-правовыми актами. Экологические риски, в части рисков загрязнения и причинения вреда объектам окружающей природной среды, страховались согласно федеральному законодательству в рамках: страхования ответственности предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты, страхования ответственности эксплуатирующих организаций и собственников гидротехнических сооружений, страхования ответственности эксплуатирующих организаций – объектов использования атомной энергии, страхования ответственности по возмещению ущерба в случае космической деятельности, морских аварий и др. За рамками действующего законодательства остался огромный перечень источников повышенной опасности, в том числе химические, пожароопасные объекты, объекты размещения токсичных отходов, объекты обеспечения жизнедеятельности (например, канализационные сооружения) и др.

Основой возникновения имущественных страховых интересов граждан России являются имущественные интересы, связанные с гибелью или повреждением их имущества, причинением вреда их жизни и здоровью в результате реализации экологического риска, в том числе при наступлении катастрофического события природного или техногенного характера.

Основой возникновения имущественных страховых интересов органов государственной власти или их представителей, уполномоченных на заключение договоров страхования может быть ущерб, причиненный природным объектам, находящимся в государственной собственности и необходимость осуществления затрат в связи с их восстановлением. В этом случае возможно использование имущественного страхования природных объектов или страхования финансовых рисков.

Таким образом, в сфере коммерческого страхования возможны следующие основные виды экологического страхования:

1. Страхование гражданской ответственности за вред, причиненный экосистемам, а также третьим лицам в результате реализации экологического риска.

2. Страхование договорной ответственности природопользователей (водопользователей, недропользователей, землепользователей, лесопользователей). В соответствии со ст. 932 ГК договорная ответственность должна быть предусмотрена законодательством.

3. Страхование финансовых рисков в части страхования затрат на восстановление природных объектов или природной среды (например, затрат на лесовосстановление, затрат на пожаротушение и др.);

4. Страхование природных объектов (например, участков лесного фонда)

5. Страхование физических и юридических лиц от катастрофических рисков природного и техногенного характера.


№ п/п

Виды экологического страхования

Основные предметы страхования

Нормативно-правовое обеспечение

1.

Страхование ответственности хозяйствующих субъектов за вред, причиненный загрязнением окружающей среды

1) вред жизни, здоровью граждан, причиненный загрязненной природной средой;

2) ущерб имуществу юридических и физических лиц (в том числе природным ресурсам, находящимся в собственности или праве пользования, распоряжения), причиненный в результате загрязнения природной среды;

3) вред компонентам природной среды;

4) моральный вред

1) Страхование ответственности за причинение вреда в соответствии со ст.931 ГК РФ;

2) ФЗ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

3) ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (20.07.97 г. № 116-ФЗ);

4) ФЗ «О космической деятельности» № 5663-1 от 20 августа 1993 года

5) Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации №81-ФЗ от 30 апреля 1999 года

6) Постановление Правительства РФ от 17 июля 2003 г. N 442 "О трансграничном перемещении отходов"



2.

Страхование ответственности природопользователей за невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязательств по договорам природопользования

1) убытки государства или лиц, обладающих правом собственности или правом переуступки прав пользования на природные ресурсы, возникшие в связи с невыполнением природопользователем обязательств по договору пользования природным ресурсом.

Общие правила об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств установлены главой 25 ГК. Они состоят в обязанности возместить убытки (ст. 393 ГК) и уплатить неустойку (ст. 394 ГК) либо проценты (ст. 395 ГК)

1) Страхование ответственности по договору в соответствии со ст. 932 ГК РФ

3.

Страхование финансовых рисков природопользователей

1) потеря прибыли или дохода, запланированного от природопользования;

2) часть постоянных расходов природопользователя, которые он должен нести (заработная плата, налоговые платежи, платежи за пользованием природным ресурсом и т.д.);

3) возникновение непредвиденных расходов в связи с наступлением какого-то события, ставшего причиной нарушения деятельности природопользователя и невозможности выполнения им обязательств по договору пользования природным ресурсом

1) Страхование финансовых рисков, страхование предпринимательских рисков в соответствии со ст. 32 ФЗ «Об организации страхового дела»

2) Страхование предпринимательских рисков в соответствии со ст.929 ГК РФ

4.

Страхование природных ресурсов, на которые имеются право собственности (пользования, распоряжения)

1) ущерб природным ресурсам в размере расходов на восстановление;

2) расходы на уменьшение ущерба

Страхование имущества в соответствии со ст.929 ГК РФ

5.

Страхование имущества юридических и физических лиц от негативного воздействия загрязненной окружающей природной среды

1) ущерб имуществу юридических и физических лиц в размере расходов на восстановление, в том числе с учетом повышенного износа;

2) расходы на уменьшение ущерба

Страхование имущества в соответствии со ст.929 ГК РФ

6.

Страхование физических лиц от несчастных случаев и болезней в связи с негативным воздействием загрязненной окружающей среды

1) расходы в связи со смертью в результате несчастного случая;

2) расходы в связи с полной постоянной утратой трудоспособности в результате несчастного случая;

3) расходы в связи с частичной постоянная утрата трудоспособности в результате несчастного случая;

4) расходы в связи с временная утрата трудоспособности в результате несчастного случая

5) расходы в связи с болезнью,

при этом несчастным случаем и причиной болезни является негативное воздействие загрязненной окружающей среды


Личное страхование (рисковое и накопительное) в соответствии со ст. ГК РФ

7.

Страхование от чрезвычайных ситуаций и катастрофических рисков

1) расходы на восстановление имущества физических и юридических лиц;

2) возмещения вреда жизни и здоровью граждан и др.

При наступлении чрезвычайных ситуаций и реализации катастрофических рисков, в том числе рисков природного характера

ФЗ от 21.12.1994г. № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

lesoaviacionnie-raboti-prikaz-mintransa-rf-ot-17-iyulya-2008g-n108-ob-utverzhdenii-federalnih-aviacionnih-pravil.html
lesohozyajstvennij-reglament-barun-hemchikskogo-lesnichestva-stranica-8.html
lesohozyajstvennij-reglament-bijskogo-lesnichestva-stranica-7.html
lesohozyajstvennij-reglament-nizhnetavdinskogo-lesnichestva-stranica-6.html
lesohozyajstvennij-reglament-novichihinskogo-lesnichestva-stranica-7.html
lesohozyajstvennij-reglament-stranica-15.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iiivzaimodejstvie-tel-21-chas-prikaz-ot-200-goda-direktor-shkoli-a-n-efremov-rabochaya-programma-po-fizike.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-praktiki-proizvodstvennaya-praktika-dlya-studentov-4-kursa-gr-11310-napravlenie-podgotovki.html
  • crib.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-doklad.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prinyatie-dokumentov-k-ispolneniyu-uchet-i-hranenie-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-sitroniks-kod-emitenta.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/znakomstvo-s-pokazatelyami-tochnosti-proizvodstvennih-i-kontrolnih-processov.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernij-perechenvoprosov-dlya-obucheniya-i-proverki-znanij-po-ohrane-trudarukovoditelej-specialistov-i-drugih-rabotnikovuchrezhdenij-sistemi-obrazovaniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-data-vremya-provedeniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-tehnologii-5678-klassi.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-po-issledovatelskoj-rabote-tema-kraevie-zadachi-odu.html
  • znanie.bystrickaya.ru/6-korol-zolotogo-zala-kniga-tretya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-8-svobodnij-i-kontroliruemij-rinok-religiya-deneg-ili-lekarstvo-ot-rinochnoj-ekonomiki.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/43-laboratornij-praktikum-rabochaya-programma-uchebnoj-dis-ciplini-modulya.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-informacionnoe-vzaimodejstvie-stranica-12.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-teoriya-obucheniya-inostrannim-yazikam-dlya-studentov-dnevnogo-otdeleniya-ipp-rgpu.html
  • tasks.bystrickaya.ru/13osnovnie-prichini-prepyatstvuyushie-effektivnomu-provedeniyu-restrukturizacii-zadolzhennosti-predpriyatij-i-sposobi-ih-ustraneniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/28oderzhimie-plyaskoj-kogda-poyavilas-pervaya-kniga.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sizov-sergej-yurevich-byulleten-novih-postuplenij-za-iyun-iyul-avgust-2009-goda.html
  • znanie.bystrickaya.ru/523-umk-diskretnaya-matematika-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie.html
  • crib.bystrickaya.ru/harakteristika-urovnej-trevozhnosti-prihozhan-a-m-tolstih-n-n-psihologiya-sirotstva.html
  • literature.bystrickaya.ru/biologiya-i-ekologiya-katalog-obrazovatelnih-resursov-seti-internet-dlya-osnovnogo-i-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/osvobozhdenie-ot-ugolovnogo-nakazaniya-chast-4.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-351200-nalogi-i-nalogooblozhenie.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-istoriya-otechestvennogo-gosudarstva-i-prava-pc-b-b-napravlenie-podgotovki-030900-yurisprudenciya.html
  • exam.bystrickaya.ru/veksel-vid-cennoj-bumagi-kak-obekt-grazhdanskih-prav-chast-7.html
  • teacher.bystrickaya.ru/finansovoj-otchetnosti-i-otchet-nezavisimogo-auditora-31-dekabrya-2009-goda-stranica-7.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-yu-bikov-ooo-knauf-servis-g-krasnogorsk-moskovskoj-obl-d-i-n-tel-74949336134-faks-74949336135-e-mail.html
  • letter.bystrickaya.ru/na-anglijskom-yazike-vuzovskaya-nauka-programmi-metodiki-grafika-dizajn-foto-multimedia-igri-dissertacii-avtoreferati.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/case-mishlenie-vi-gotovi-programmirovat-inache.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-po-fizicheskoj-kulture-obshie-trebovaniya-pri-provedenii-zanyatij-po-lizhnoj-podgotovke.html
  • writing.bystrickaya.ru/dlov-prijomi-h-rznovidi-ta-osoblivost-organzac.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-6-aglickaya-bloha-i-shantarskie-chudodei-millioni-lyudej-otrodu-ne-videli-zhivogo-nastoyashego-shpiona-tochno.html
  • notebook.bystrickaya.ru/itogi-konkursa-sredi-uchashihsya-uchrezhdenij-obshego-i-professionalnogo-obrazovaniya-mi-vibiraem-budushee-v-20062007-uchebnom-godu-dorogie-druzya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-teoriya-socialnogo-gosudarstva-cikl-gos-vpo-dvm-03-disciplini-po-viboru-magistranta.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-informacionnij-stranica-35.html
  • grade.bystrickaya.ru/obzornaya-lekciya-dlya-prakticheskih-vrachej.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.