.RU

Кодекс этики археолога как дело чести страны (по поводу статьи Я. П. Гершковича «Хранители нелегальных древностей в Украине») Археологiя, 2009, Вып. 1, С. 100-102   Киевский журнал «Археология» (2005, 3)


Клейн Л.С. Кодекс этики археолога как дело чести страны
(по поводу статьи Я. П. Гершковича «Хранители нелегальных древностей в Украине») Археологiя, 2009, Вып.1, С.100–102
 

Киевский журнал «Археология» (2005, 3) опубликовал статью Я. П. Гершковича, а затем организовал (2006, 4) обсуждение принятого Институтом археологии Украины Кодекса этики археолога. Статью, Кодекс и обсуждение я прочел с пристальным вниманием и симпатией. Разумеется, Я. П. Гершкович заслуживает всяческой поддержки. Он хотя и не первым поднял эту проблему на постсоветском пространстве (были такие статьи и на Украине и в России и в других республиках), но первым сумел довести обсуждение до принятия украинским Институтом археологии документа - Кодекса этики археолога. Это важный шаг. Тем не менее, для целей, поставленных в дискуссии, далеко не достаточно предложенных статей Кодекса, да и самого принятия Кодекса.

 

Во-первых, Кодекс этики археолога по необходимости должен включать в себя не только меры противодействия разграблению археологического достояния человечества, но и другие проблемы. В частности, он должен регулировать отношения археологов с местным населением, претендующим на распоряжение древностями. Имеются в виду не только туземцы отсталых стран, считающие все могильники своей территории (даже палеолитические) погребениями предков и препятствующие раскопкам (с этим столкнулись археологи Америки и Австралии), но и настроения верующих, которым претит нарушение покоя мертвых.

 

Далее, в Кодексе указаны права держателя Открытого листа на пользование материалами раскопок, но не оговорены обязанности такого держателя. Между тем, в моду вошли экспедиции, охватывающие одним Открытым листом огромные территории, которые держатель листа не способен охватить контролем. Он делит экспедицию на отряды и во главе каждого ставит профессионального археолога, который фактически и ведет раскопки (и полевой дневник) на памятнике. А «авторское» право, выходит, остается за начальником всей экспедиции (на этом был основан мой конфликт с С.И. Капошиной за раскопки Садового кургана). Но ведь в этом случае начальник экспедиции ничем не отличается от директора института – почему уж тогда не числить авторское право за директором? Очевидно, Открытый лист нельзя считать документом на авторские права, это лишь документ на право производить раскопки, а вот как им воспользовались - реально проводили или перепоручили другим, ограничившись организационной деятельностью, - зависит от обстоятельств реальной работы.

 

Словом, не стоит рассматривать Кодекс как направленный исключительно на противодействие разграблению.

 

Во-вторых, рынок торговли незаконно добытыми древностями не признает политических границ между государствами. Он руководим только сферами интереса к тем или иным древним культурам, а это часто общеевропейский и общемировой интерес. В России, насколько  я знаю, нет больших частных коллекций, по крайней мере, на свету. Но «чёрная археология» свирепствует - с ориентировкой на зарубежный рынок. Мой ученик и многолетний соратник по экспедиции Александр Ильич Семенов был очень принципиальным человеком (некоторые коллеги считали: болезненно принципиальным). Он стойко противодействовал частным охотникам за древностями, наперегонки с ними выуживая для Эрмитажа золотые византийские монеты большого клада, разграбленного на Северном Кавказе. В одном из таких походов пропал без вести – несомненно, убит конкурентами, скупщиками золота.

 

Упразднение частных коллекций на Украине не закроет «чёрную археологию». Зарубежный спрос и даже прямые заказы из-за рубежа не исчезнут, а они вызывают не только деятельность «чёрных археологов», но и регулярные ограбления музеев – вплоть до Эрмитажа (имею в виду недавний скандал, о котором много шумела пресса). Поэтому частные  акции типа украинского Кодекса этики хороши только как примеры. Деятельность нужно ставить широко – сразу нескольким соседним государствам, нескольким братским археологиям, на общих конференциях, создавать межгосударственные комиссии. Принимать общие меры. Украинский институт оказался на постсоветском пространстве зачинателем – теперь нужно обратиться к российским, молдавским, белорусским и другим родственным учреждениям с предложением принять общие документы.

 

В-третьих, полагаться на принятие Кодекса в борьбе с разграблением археологического достояния нации было бы такой же наивной иллюзией, как упование на «моральный кодекс коммунизма» в борьбе с преступностью и на бесчисленные призывы властей - в искоренении коррупции. Требуется воспитание археологов с младых ногтей  в атмосфере неприятия дурных и беспринципных методов достижения результата в науке. А это означает, что нужны, разумеется, показательные примеры принципиального поведения старших (и примеры провала противоположного поведения – казус Джеймса Меллаарта с публикацией Дорака, закрывшей Меллаарту путь к раскопкам в Турции несмотря на все его заслуги). И нужен в системе археологического образования обязательный курс профессиональной археологической этики – не менее обязательный, чем курс полевой методики или археологии бронзового века. Во всех университетах! Вероятно, полезно было бы создание национальных и международных экспертиз по профессиональной этике и товарищеских судов археологов.

 

В-четвертых, сотрудничество профессиональных археологов с «черными» при всей зловредности (конечно, его нужно запретить), образует лишь малую толику в стимуляции охоты за древностями и атмосферы ее вольготности. Нужна неустанная работа по просвещению общественности, чтобы жизнь «чёрных археологов», частных коллекционеров древностей и торговцев древностями стала столь же неудобной, постыдной и скрываемой, как кража кошельков в вагоне трамвая. До тех пор, пока раскопать городище и курган без открытого листа – всё равно, что бросить окурок мимо урны или оставить бутылку в парке, археология останется в значительной части «черной», а наши города – грязными.

 

Уважительное отношение к древностям должно стать частью нашей культуры – как в Дании, где найдено более трехсот так наз. «болотных трупов» не археологами, а местными жителями – и ведь не упущены, не выброшены полицией. Надо, чтобы весь народ знал и берег древности. А для этого рецепт известен – долгое и неустанное воспитание народа. Поэтому в Институтах археологии нужно, на мой взгляд, создать Отделы археологического просвещения, которые бы занимались профессионально (и имели на это средства) пропагандой научного восприятия древностей среди населения, особенно среди молодежи. Это и выпуск научно-популярной литературы, фильмов, телепрограмм, и организация детских кружков (я сам долго вел школьный кружок при  кафедре археологии Университета), и налаживание участия школьников в археологических экспедициях. А в Университетах нужно учить археологов не только археологии, но и умению ясно и ярко говорить и писать.

 

Одним из направлений деятельности таких Отделов должна стать борьба против националистических спекуляций на основе археологических памятников. Такие националистические бредни не только создают атмосферу ксенофобии и ура-патриотического шапкозакидательства (опасного для любой страны), но и специально мостят дорогу националистическому коллекционерству, искусственно завышая цену на циркулирующие в торговле древности. В России это скифское и сарматское золото, актуализируемое фантазиями скифо-славянской преемственности, или беснования вокруг «арийско-славянского» Аркаима, паломничество к кавказским дольменам за магическим просветлением. На Украине это, конечно, «суперцивилизация» триполья, сказки о государстве Аратта и т. п. На этой ниве десятилетиями подвизался Ю. А. Шилов. Институт археологии изгнал его из своего коллектива и на этом успокоился. Но Шилов перешел в писатели, поддерживается депутатами и издается многотысячными тиражами, а археологи пишут на страницах своего журнальчика и остаются правы … в своей среде. Задача в том, чтобы народ читал и слышал не Шилова и Чмыхова, а профессиональных археологов, говорящих на доступном языке убедительно и увлекательно. По-украински и по-русски.

 

Это – долг национальной интеллигенции и дело чести страны

kombinirovanie-tradicionnih-i-fiziko-himicheskih-sposobov-pri-kompleksnom-ispolzovanii-rudomineralnogo-sirya.html
kombinirovannie-gipertonicheskie-rastvori-v-intensivnoj-terapii-kriticheskih-sostoyanij.html
kombinirovannij-otchet-o-pribilyah-i-ubitkah-za-god-zakonchivshijsya-31-dekabrya-2007-goda-stranica-11.html
kombinirovannij-urok.html
kombinirovannoe-lechenie-sinhronnih-metastazov-kolorektalnogo-raka-v-pechen.html
komedianti-kratkoe-soderzhanie-romana-t-drajzera-amerikanskaya-tragediya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/moego-vistupleniya-itogi-vipolneniya-plana-federalnogo-kaznachejstva-po-povisheniyu-effektivnosti-byudzhetnih-rashodov-v-2011-g-i-zadachi-na-2012-g.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plazovie-raboti-v-sudostroenii-chast-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aminoliz-22-77-tetragidroksidinaftilmetana-i-issledovanie-svojstv-poluchennih-soedinenij.html
  • institut.bystrickaya.ru/statya-16-ispolnitelnij-apparat-nahimovskogo-rajonnogo-v-g-sevastopole-soveta-reglament-nahimovskogo-rajonnogo-v-g-sevastopole-soveta.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-pyataya-rokovie-svini-dmitrij-sergeevich-savelev-elena-mihajlovna-kochergina-cena-bessmertiya-fantasticheskie-pritchi.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-5-proyavlenie-vselennoj--glava-38-plani-bitiya-zhuchkov-a-g-prikosnovenie-k-tajne-ili-ob-osnovah-filosofii-edinstva.html
  • universitet.bystrickaya.ru/studenti-moskovskih-vuzov-prozhivayushie-v-obshezhitii-socialnij-portret-osnovnie-problemi-i-varianti-ih-reshenij.html
  • university.bystrickaya.ru/estestvennie-nauki.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-37-nikolas-sparks-angel-hranitel.html
  • klass.bystrickaya.ru/bankovskoe-zakonodatelstvo-rf.html
  • bukva.bystrickaya.ru/protivopolozhni-li-nauka-i-religiya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tema-vozvrasheniya-soldata-s-vojni-na-primere-rasskazov-hemengueya.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-programma-03-yuridicheskie-i-organizacionnie-voprosi-ochet-o-realizacii-programmi-v-dvuhletnem-periode.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-literaturno-muzikalnaya-kompoziciya-po-lirike-m-cvetaevoj-tebe-imeyushemu-bit-rozhdennim-stoletie-spustya-kak-otdishu.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vopros-dolzhen-li-ya-hodit-na-polomannoj-noge-i-govorit-chto-ona-iscelena-poznajte-istinu-i-istina-sdelaet-vas-svobodnimi.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-razdel-1-obshie-trebovaniya-predmet-konkursa-nachalnaya-maksimalnaya-cena-kontrakta-stranica-77.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uborka-mira-padayut-v-nebo.html
  • letter.bystrickaya.ru/napravlenie-podgotovki-bakalavrov-050100-62-pedagogicheskoe-obrazovanie.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-16-viktor-suvorov-kontrol.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-s-krutov-glavnij-redaktor.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-8-a-v-nej-11-statej-sochinenie-grigoriya-kotoshihina.html
  • grade.bystrickaya.ru/obespechenie-vipolneniya-gosudarstvennogo-zadaniya-avtonomnim-uchrezhdeniem-nacionalnoe-radio-chuvashii-po-55671-tis-rublej-ezhegodno-v-20112012-godah-i-68048-tis-rublej-v-2013-godu.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programmi-dopolnitelnogo-obrazovaniya-61-tolyattinskij-gosudarstvennij-universitet-g-o-tolyatti-64-stranica-11.html
  • writing.bystrickaya.ru/dogovor-hraneniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-modulya-makroekonomika.html
  • knigi.bystrickaya.ru/reshenie-zadachi-raspoznavaniya-tuberkuleznih-bacill-na-izobrazheniyah-poluchennih-s-flyuoriscentnogo-mikroskopa-s-pomoshyu-ansamblya-nejronnih-setej.html
  • lesson.bystrickaya.ru/upravlenie-personalom-0601-upz-08-1-raspisanie-uchebnih-zanyatij-2-kursa.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/amerika-protiv-rossii-kniga-chast-4.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zaklyate-protiv-zelenoglazoj-vedmi-anna-karenina.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razrabotka-programmi-finansovogo-ozdorovleniya-predpriyatiya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/akuli-monopolizma-vedomosti-sagdiev-rinat-20062006-110-str-a6.html
  • crib.bystrickaya.ru/hudozhestvennoe-osmislenie-problemi-formirovaniya-lichnosti-sovremennogo-podrostka-v-proizvedeniyah-olega-raina.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/arkticheskij-spasatelnij-centr-vkrasnoyarskom-krae-nachnut-stroit-v2012-godu-internet-izdanie-newslabru-10112011.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-kratkosrochnoj-dopolnitelnoj-obrazovatelnoj-programmi-povisheniya-kvalifikacii-kulturologiya-v-sisteme-sovremennogo-gumanitarnogo-obrazovaniya-dlya-pps-spbgu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.